Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Наталья Андреевна Щинова,
директор высшей квалификационной
категории
МБВ(С)ОУ «Открытой (сменной)
общеобразовательной школы № 27»
Калининского района г. Новосибирска

Перемены – шаги в будущее!
(Из опыта работы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 27 в рамках экспериментальной деятельности)

Мы живем в меняющемся, постоянно обновляющемся мире. Новое время требует новых подходов к образованию, к ученику как личности. Не каждый человек, даже взрослый, способен постоянно изменять себя, совершенствовать свою работу. Именно поэтому этому надо учиться – учиться меняться, учиться адаптироваться в социуме.

Перемены – постоянная составляющая жизни нашей школы. Перемены происходят из-за изменений в обществе, в образовании, из-за постоянно меняющегося контингента учащихся нашей школы. Школа – это живой организм. Поиски нового в работе школы являются двигателем изменений и педагогического коллектива. С 2007 года на базе нашей школы работает городская экспериментальная площадка по теме: «Адаптивная модель обучения детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях Открытой (сменной) общеобразовательной школы». Работа школы по социальной адаптации, социализации учащихся проходит постоянно. Несмотря на разнородность и сложность контингента учащихся нашей школы, мы сумели добиться результатов при создании и апробации педагогической системы социальной адаптации учащихся школы.

И вот коллектив школы начал работать с совершенно новым для нас контингентом – с детьми-сиротами из детских домов, центров реабилитации, начал изучать особенности данного контингента. Новые ученики – поиски новых подходов. Дети, оставшиеся без попечения родителей, отличаются от детей из семьи, пусть даже неполной, неблагополучной. Они отличаются крайней обидчивостью, конфликтностью, агрессивностью, негативными реакциями. Для многих характерна неуверенность в себе, тревожность, затруднение вступления в контакт с другими людьми. Неумение и отсутствие возможности принимать самостоятельно решения. Лучшая программа социальной адаптации – это сама жизнь, от которой воспитанники сиротских учреждений отгорожены.

В новой работе с детьми-сиротами у нас появились партнеры, люди, которые хотят помочь в социализации и адаптации данной категории детей. Это благотворительные фонды содействия образованию детей-сирот: «Дети России – будущее мира» г. Новосибирска; «Виктория», «Большая перемена» г. Москвы. Поездка 6 учителей в 2007 году в Москву помогла увидеть, как работают с данной категорией детей партнеры из БФ «Большая перемена». Там мы нашли единомышленников, творческих людей, которые помогли нам открыть новые подходы в работе.

Первый год работы экспериментальной площадки был годом новых открытий, вхождением в эксперимент. Дружная работа педагогического коллектива – команды единомышленников. Выявление особенностей контингента, поиски новых путей взаимодействия. Много совещаний, обсуждений первых шагов, проб, ошибок. Проведение с детьми дополнительных занятий по устранению пробелов в знаниях, особенно по русскому языку и математике, ведение индивидуальных занятий, работа с психологом. Вовлечение детей в общешкольные мероприятия, конференции совместно с другими учащимися школы.

С целью обучения навыкам самостоятельной работы проводятся индивидуальные и групповые занятия с учащимися (курс «Самоучка»), в ходе которых ребята обучаются формировать тему и составлять план выступления для конференции, пользоваться различными справочными материалами (в бумажном и электронном виде), уметь искать и находить нужную информацию, готовиться к самостоятельному выступлению, готовить презентацию.

Курс «Самоучка» – идея «Большой перемены» – адаптирован в условиях школы. Выход через «Самоучку» на общешкольные конференции, где ребята учатся публично выступать, уметь достойно держать себя перед аудиторией. Первые конференции тщательно готовились и проводились только с детьми проекта с привлечением незнакомых для ребят людей. Потом – общешкольные конференции в школе, городские конференции на базе НГТУ с участниками другой экспериментальной площадки.

От конференции к конференции у ребят все больше появляется уверенности в себе, уходят страхи. За год проходят 2-3 конференции.

В первом полугодии 2008-2009 учебного года тематика итоговых работ к конференции «Человек в современном мире» была свободной. Учащиеся выбирали сообщения на темы из области биологии (о психическом и физическом развитии человека, об охотничьих собаках, волках, фламинго); из области экологии (об охране земли и городского воздуха); здорового образа жизни и спорта –  средневекового и современного – (о хоккее, футболе, биатлоне) и выдающихся спортсменах (о чемпионках мира по лыжным гонкам); из области истории («Устроение державы кельтов (военное дело)», «Искусство империи Сасанидов»); быта (о меховых изделиях и уходе за ними); из области будущего профессионального выбора (о бизнесе). Всего было подготовлено 21 сообщение, некоторые из них ребята сопроводили презентациями («Жизненный путь человека» Пастуховой Ю., «Энтузиасты на помойке» Бушмакова А., «Волки» Топчиевой Т. – всего 8 работ).

Во втором полугодии для подготовки к конференции «Глобальные проблемы современности» школьники выбирали темы, связанные с сохранением здоровья («Проблема здоровья и долголетия человека» Топчиевой Т.), охраны окружающей среды и, в частности, мирового океана («Глобальные проблемы в системе «общество-природа» Грибовой М., «Загрязнение морей и океанов» Климовой К.), социальными проблемами («Глобальные проблемы человечества. Интерсоциальные проблемы» Полторанина А., «Преступность» Федоровой Т.,  «Вооруженные конфликты» Хромовой Д., «Война» Максимовой А., «Мирные жертвы войны» Бадай Е. и др.). Большинство сообщений (13 из 19-ти) сопровождались ученическими презентациями. Лучшие выступления (Бояринцева А., Бадай Е., Максимовой А.), определившиеся путем общего голосования, были награждены школьными грамотами. Их авторы смогли поучаствовать в городской конференции «Глобальные проблемы человечества», объединившей школьников двух площадок по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Во время проведения ученических конференций этого учебного года были заметны большая непринужденность и естественность выступлений тех учащихся, что участвуют в работе проекта второй год. Они же первыми овладели навыком создания презентации и подготовили их по две за год.

Смена социальной среды, среди которой находятся дети-сироты (детский дом), способствует переменам и самих детей. Подростки с удовольствием ездят в школу каждый день. Все больше осознанного отношения к учебе, улучшение успеваемости по многим предметам, расширение кругозора. Ребята пишут: «Этот год открыл для меня новые знания в школе. Научил меня бороться с трудностями и препятствиями на моем пути. Я поняла, что для человека нет ничего невозможного. Стоит только захотеть, и все получится» (Максимова Ангелина, детский дом).

Большую поддержку в работе с данной категорией детей оказывает БФ «Дети России – будущее мира». Организация совместных городских мероприятий: конференций, КВН, концертов, выезд детей на Алтай, в Шерегеш. Психологической составляющей проекта является организация психолого-педагогического тестирования и собеседования ребят для определения уровня мотивации обучения, уровня воспитанности, уровня социальной адаптации и сферы профессиональных интересов детей.

Проведены тренинги:

1. «Самопрезентация. Презентация товарища».

2. «Тренинг общения».

3. «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях».

4. «Каким меня видят со стороны».

5. «Умение слушать».

6. «Общение рисунками».

7. «Тренинг внутригруппового взаимодействия».

8. «Средства общения. Невербальное общение».

Кинотренинги по фильмам «Остров», «Адмирал», «Побег из Шоушенка», «Джентльмены удачи» (просмотр фильма сопровождается обсуждением).

Изменяются ребята, изменяется и педагогический коллектив. 2008-2009 учебный год – год большой работы. В рамках работы экспериментальной площадки в течение года состоялся ряд семинаров совместно с благотворительным фондом «Большая перемена» (г. Москва) на темы: «Создание развивающей образовательной среды» (сентябрь), «Критерии оценки работы» (январь), «Большая Перемена» в жизни воспитанника и выпускника сиротского учреждения: инновационная социально-педагогическая технология сопровождения, успешная практика, перспективы воспроизведения в условиях государственных учреждений» (11-12 марта 2009 года). Последний семинар проведен на двух площадках: первая (городской уровень) – на базе СОШ № 94 с участием специалистов районных отделов опеки, администрации города, директоров, заместителей из детских домов, школ, училищ, техникумов (40 чел.), вторая (областной уровень) – на базе нашей школы с участием представителей департамента образования Новосибирской области, директоров, заместителей из детских домов, школ, училищ, техникумов Новосибирской области (45 чел.).

Сентябрь 2009 год. Третий год работы экспериментальной площадки. Новый опыт, Новый уровень. Учитель школы Блинкова И.В. стала участником программы «Открытый мир» и включена в состав специальной группы для поездки в США по теме «Социальное развитие» с 27.09.09 по 11.10.2009 г. Программа финансируется Центром «Открытый мир» при Библиотеке Конгресса США и администрируется Американскими советами по международному образованию.

Изменение себя, открытие своей уникальности и неповторимости, раскрытие и изучение своих возможностей – суть любых перемен. Каждый шаг – это новая ступенька в мир знаний, в мир совершенства. Шаг в будущее, в большой открытый мир. Все увереннее и смелее шагай, Человек!

Приложение 1

Уровень воспитанности учащихся 8-10 классов начала 2008- 2009 г . (17 человек)

Направленность имеют низкую – 5 человек/29%, среднюю – 10человек/59%, высокую – 2 человека/12%.

Нравственная характеристика низкая у 5/29%, средняя – у 10/59%, высокая – у 2/12%.

Самосознание имеют низкое – 8/47%, среднее – 8/47%, высокое – 1/6%.

Волевую характеристику имеют низкую – 8/47%, среднюю – 6/35%, высокую – 3/18%.

Умственная характеристика низкая у 8/47%, средняя – у 5/29%, высокая – у 4/24%.

Эмоциональную характеристику имеют низкую – 5/29%, среднюю – 10/59%, высокую – 2/12%.

Трудовая характеристика низкая у 3/18%, средняя – у 8/47%, высокая – у 6/35%.

Уровень воспитанности учащихся 8-10 классов конца 2008- 2009 г . (17 человек)

Направленность имеют низкую – 1 человек/6%, среднюю – 6 человек/35%, высокую –10 человек /59%.

Нравственная характеристика низкая у 2/12%, средняя – у 7/41%, высокая у 8/47%.

Самосознание имеют низкое – 2/12%, среднее – 7/41%, высокое – 8/47%.

Волевую характеристику имеют низкую – 6/35%, среднюю – 2/12%, высокую –9/53%.

Умственная характеристика низкая у 4/24%, средняя – у 5/29%, высокая – у 8/47%.

Эмоциональную характеристику имеют низкую – 2/12%, среднюю – 9/53%, высокую – 6/35%.

Трудовая характеристика низкая у 1/6%, средняя – у 5/29%, высокая – у 11/65%.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Перемены – шаги в будущее!
(Из опыта работы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 27 в рамках экспериментальной деятельности)

2. Интеграция технологии биоуправления в образование
3. Модель обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения
4. Модель ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп кратковременного пребывания
5. Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми со специальными образовательными потребностями
6. Мы хорошие! Мы просто немножко другие!
7. Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации
8. Сказкотерапия – один из приёмов коррекции речи и поведения учащихся
9. Организация воспитательного пространства в школе-интернате № 116
10. Организация школьного самоуправления
11. Все начинается с любви…
12. Психологическое сопровождение коррекционного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате № 116 V вида
13. Здоровье в наших руках
14. Роль факультативов коррекционной направленности в решении проблем языковой компетенции