Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108

Ведущая рубрики
Все статьи автора(2) Марина Сергеевна Секисова,
редактор журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области» и газеты «Педагогическое эхо»

Уважаемые читатели!

Рада приветствовать вас на страницах нашей газеты в новом учебном году!

Мы продолжаем знакомить вас с особенностями творческого процесса, происходящего в учреждениях общего и дополнительного образования, с различными видами творческой деятельности учителей и учащихся, с интересными методическими разработками, авторскими проектами, программами, сценариями проведения уроков и внешкольных занятий, оригинальными способами обучения и воспитания подрастающего поколения.

Надеемся на то, что материалы, представленные вашему вниманию, вызовут интерес и смогут оказать методическую помощь в процессе дальнейшей педагогической деятельности.


Учитель с добрым сердцем

Согласно статистическим данным, в настоящее время в России насчитывается около 5% детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Эта печальная цифра свидетельствует о неблагополучном состоянии современного общества и заставляет всерьёз задуматься над данной проблемой. Большинство из таких ребят изолированы от общества и сверстников, редко гуляют на улице, не посещают обычные школы, имея показания клинико-экспертной комиссии на индивидуальное обучение на дому.

Многие из нас относятся к ним с настороженностью или даже брезгливостью, не боясь ранить маленького человека невзначай приклеенным и, казалось бы, безобидным «ярлыком» – ребёнок-инвалид, а зачастую и вовсе предпочитают не думать об этом. Оставаясь равнодушными к данной проблеме, мы часто забываем о том, что, прежде всего, они – дети, жаждущие общения, понимания, тепла и заботы…

В педагогической практике в последнее время получил широкое применение метод инклюзивного образования, призванный предоставить полноценные, качественные знания любому ребёнку, независимо от особенностей его здоровья. Вопреки устоявшемуся мнению, гласящему о том, что детей-инвалидов необходимо изолировать от общества, многие педагоги сегодня пытаются открыть для них совместный со сверстниками путь к обучению, создавая особую образовательную среду – среду равных возможностей.

Учитель! Какой великий смысл заложен в этом слове! Помимо таланта он должен обладать такими неотъемлемыми качествами характера как доброта, отзывчивость, чуткость, терпение, толерантность… Этот список можно продолжить. А педагог, работающий с детьми-инвалидами – не просто учитель, это человек особый, на которого возложена непростая миссия – воспитать полноценную личность, способную успешно пройти социализацию в обществе, не чувствуя себя при этом ненужной и одинокой.

Именно таким педагогом – педагогом с добрым сердцем, посвятившим большую часть своей жизни любимым ученикам, отдавая им частичку своей души, является учитель биологии средней общеобразовательной школы «Перспектива» (школы надомного обучения) Центрального района г. Новосибирска, методист Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», призер Всероссийского педагогического конкурса «Сердце отдаю детям» Олег Алексеевич Чернухин. В процессе содержательной беседы он рассказал нам об основных особенностях обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Педагог, работающий с детьми-инвалидами. Какой он?

Олег Алексеевич: – Терпеливый и понимающий. Нужно уметь «видеть» каждого ученика, пытаться с каждым найти общий язык. Звучит, конечно, банально, но попробуйте это сделать…

Каковы особенности и основные задачи школы «надомного обучения» как варианта реализации инклюзивного образования?

О.А.: – В школе «Перспектива» (школе надомного обучения) занимаются дети, имеющие показания КЭК (клинико-экспертной комиссии) на индивидуальное обучение на дому. Это дети с ослабленным здоровьем и дети-инвалиды. Для кого-то из них альтернативой будет сидеть дома и ждать, когда придет учитель. Образование они получат, но разовьются ли их коммуникативные способности? Кто их научит общению с другими людьми? Ведь этому всему можно научиться только посредством взаимодействия, прежде всего, со сверстниками. Обучаясь индивидуально, они будут лишены такой возможности.

Коллектив учреждения считает своей основной задачей создание оптимальных условий не только для образования, но и для социализации, в том числе и профессиональной ориентации детей, имеющих хронические заболевания. Посредством решения этой задачи реализуется важнейший принцип инклюзивного образования – предоставление возможности получать качественное образование и развитие всем школьникам, независимо от состояния их здоровья.

– В чем отличие методики преподавания по сравнению с общеобразовательной школой?

О.А.: – Особенность школы «Перспектива» – создание для такой категории детей классов с небольшой наполняемостью – не более 5 человек. Это позволяет учителю уделять больше внимания каждому ученику, создавая условия для успешного усвоения материала каждым ребенком в своем индивидуальном темпе. Таким образом, школа «надомного обучения» дает возможность детям с ограничениями в здоровье не только получать более качественное образование, но и общаться со сверстниками.

– Расскажите о наиболее интересных и эффективных формах организации учебного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, которые Вы используете?

О.А.: – В апрельском номере газеты «Интерактивное образование» за этот год размещена моя статья, в которой рассказывается о том, как мы с учениками пятого класса участвовали в Интернет-игре «Хочу все знать». Игра шла в очень интенсивном режиме: в течение декабря необходимо было пройти четыре тура игры. Пока отвечали на вопросы, узнали столько нового… Сам лично (житель Новосибирска называется) только благодаря участию в этой игре впервые узнал о том, что Новосибирский зоопарк претендовал на номинацию «Семь чудес России». Было очень интересно, а главное – это как раз тот случай, когда есть реальная польза от применения информационных технологий в организации внеурочной деятельности.

Одним из вариантов социализации воспитанников является практико-ориентированная экологическая деятельность. Насколько она эффективна для ребят с ограниченными возможностями здоровья?

О.А.: – Хочу поделиться самым ярким воспоминанием из первого года работы в школе «Перспектива». Расскажу, как мы с детьми участвовали в городском межшкольном экологическом фестивале, который проходил в марте-апреле 2004 года. Участникам надо было провести занятие для младших школьников, поучаствовать в экологическом КВНе и сделать видеоролик с социальной рекламой экологического содержания. После уроков мы стали подолгу задерживаться в школе. Иногда собираться домой начинали только в девятом часу вечера. Появились проблемы с отметками по другим предметам – занимаясь со мной, ребята не всегда успевали готовить уроки. Стали беспокоиться родители: а чем это их дети так поздно занимаются? На «разведку» выслали председателя родительского комитета Людмилу Анатольевну Зельцер. Она посидела с нами на репетиции, посмотрела, как мы во время перерыва питаемся «дошираками» и воскликнула: «Да вы же голодные!». В результате родительский комитет стал выдавать мне деньги для таких «перекусов», но репетиции попросили заканчивать пораньше. Уже всем было интересно узнать, чем же закончится наша затея! А закончилась она победой: команда «ЭКИ» получила диплом лауреата «МЭФ – 2004». Когда мы приехали с фестиваля, то вся школа собралась посмотреть на наш диплом…

Каждому человеку очень важно, хотя бы раз в жизни, пережить чувство успешности. Сейчас, из тех моих первых энтузиастов две девочки – Катя Фролова и Наташа Соколовская – учатся в педагогическом университете. Наташа еще и работает здесь же, в школе «Перспектива», – преподает английский язык нынешним ученикам. Иногда, когда встречаемся на переменах, вспоминаем о том фестивале.

Как можно охарактеризовать психологические особенности работы с такими ребятами?

О.А.: – Те приемы и тот стиль взаимодействия, которые привычны педагогам и «работают» в обычной школе, здесь не всегда помогают.

Возвращусь к рассказу об участии в экологическом фестивале. Я тогда для себя понял очень важный принцип деятельности учителя в школе «надомного обучения» – дозированность нагрузки. Да и в работе с «обычными» детьми увеличение нагрузки не приводит ни к чему хорошему, а если увеличивать интенсивность работы ребятам с проблемами в здоровье, это может привести к каким-то «сбоям», например, к обострению заболевания. В описанном случае – стали хуже учиться по другим предметам, а это тоже неправильно. В дальнейшей работе всегда старался этот принцип учитывать.

Еще хочу добавить – всегда очень важно самое первое занятие. Именно на первом занятии происходит какое-то «запечатление» учениками учителя: что-то вроде того явления, когда птенцы вылупляются из яйца, и кого первым увидели – тот и есть их мама. Те отношения с детьми, которые сложатся на первом занятии, будут или помогать или мешать дальнейшему взаимодействию с учениками. Поэтому я предлагаю авторскую идею вводного учебного занятия.

А еще, поскольку этот номер октябрьский, хочется всех нас – учителей и педагогов – поздравить с нашим профессиональным праздником – с Днем Учителя! И пожелать: учителям – хороших учеников, а ученикам – хороших учителей! Ведь одного без другого не бывает!

Беседу вела Марина Секисова



Идея вводного учебного занятия «Мы - исследователи!»
Автор: Олег Алексеевич Чернухин
Статья понравилась: 20

Главный принцип дополнительного образования - добровольность. Нельзя заставить ребенка посещать какое-либо творческое объединение (кружок) без его желания.

(2459 просмотров)