Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(12) Олег Алексеевич Чернухин,
учитель биологии и экологии
МБОУ СОШ «Перспектива»,
методист, заведующий кафедрой естественных наук и экологии
ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

Идея вводного учебного занятия «Мы - исследователи!»

Главный принцип дополнительного образования – добровольность. Нельзя заставить ребенка посещать какое-либо творческое объединение (кружок) без его желания. Деятельность в объединении должна быть привлекательной для каждого ребенка – иначе у педагога дополнительного образования просто не будет учеников. Очень важно сделать ярким и привлекательным именно первое занятие. Потому что на второе занятие дети могут уже не прийти.

 

Именно на первом занятии происходит какое-то «запечатление» учениками педагога: что-то вроде того явления, когда птенцы вылупляются из яйца, и кого первым увидели – тот и есть их мама. Те отношения с детьми, которые сложатся на первом занятии, будут или помогать или мешать дальнейшему взаимодействию с учениками.

Предлагаю идею вводного учебного занятия «МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ!», которое является введением в авторскую программу дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Перспектива».

ЭТАП – ЗНАКОМСТВО

Всем ребятам предлагается соотнести черты своего характера с поведением какого-либо животного. На листе бумаги необходимо написать свое имя, нарисовать это животное и презентовать его перед группой – объяснить свой выбор. Педагог выполняет задание наравне с детьми. Важно уметь комментировать выбор детей – если ребенок называет агрессивные черты животного, то желательно показать положительные качества этого же животного. Если он в себе не уверен, ему бывает трудно объяснить свой выбор. В этом случае постарайтесь ему помочь.

После того, как все участники занятия представят себя подобным образом, педагог предлагает группе подумать: какие виды мыслительной деятельности они использовали при выполнении этого задания (сравнение, анализ, моделирование, др.). Когда дети их назовут, предложить ответить на вопрос – для кого характерна такая деятельность? Желательно совместно прийти к выводу: для исследователя. Задание можно завершить напоминанием о надписи, которая была в храме Аполлона в Дельфах: «Человек, познай самого себя!» И пошутить, что они все вместе сейчас пытались выполнить этот завет древних греков.

ЭТАП – МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ «ВОЗРАСТ ВЕТОЧКИ»

Педагог задает группе вопрос: «Нужно ли быть исследователем?» И если нужно, то для чего? Наиболее распространенный ответ: нужно, для того, чтобы учиться. После этого педагог предлагает побыть исследователем: дается задание – определить возраст веточки тополя.

 

(У тополя возраст веточки определяется очень легко, надо лишь проявить наблюдательность. Из верхушечной почки весной появляется побег этого года, от самой же почки останется поперечный почечный рубец. По количеству таких рубцов на побеге можно определить его возраст).

Задание выполняется либо в группе, либо индивидуально. Обычно дети, даже если не знакомы, объединяются в небольшие группы. После выполнения задания, каждая группа защищает свой вариант решения, отвечает на вопросы других детей и педагога. Далеко не всегда дети отвечают правильно. В таких случаях не нужно говорить, что их ответ неправильный. Лучше спросить о том, как они пришли к такому выводу. Предложить выслушать другие ответы, а потом вместе решить, какой из них правильный и почему. Совместно рассуждая, найти верное решение. Главный итог – это то, что они были исследователями.

ЭТАП – МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ «ПОКУПКА»

После выполнения предыдущего задания педагог задает вопрос: «А нужно ли быть исследователем за пределами учебного заведения, в быту?» Важно, чтобы ответ был аргументированным. После чего предложить ситуацию: родители просят купить мыло. На выбор предлагается три разновидности мыла, якобы имеющихся в наличии: «дав», «сэйфгарт», «земляничное». О первых двух сортах слышали почти все дети и в разных городах. Это объясняется широким распространением соответствующей рекламы. Третий сорт мыла надо выбрать такой, который не рекламируют на телевидении. Каждой группе для анализа предлагаются все три образца мыла. Дополнительно вспоминается рекламная информация. Здесь уместно использование мультимедийной презентации. Имея рекламную информацию на экране и разновидности мыла перед собой, каждая группа предлагает свой вариант покупки.

Опыт показывает, что свой выбор дети обосновывают рекламной информацией – мыло «сэйфгарт» уничтожает бактерии, мыло «дав» увлажняет кожу. Выслушав все варианты, вместе начинаем рассуждать. Мыло «сэйфгарт» уничтожает все бактерии – и вредные, и полезные. А кто поселится первым, если ресурс будет свободным: полезные или вредные? А кто быстрее вырастает: полезная пшеница, которую посадили, или «вредный» сорняк-пырей? Получается, что длительное употребление этого мыла может способствовать развитию кожных заболеваний. Мыло «дав» содержит крем, или по-другому – жир. А жир закупоривает в коже поры потовых желез, что ухудшает потоотделение. А значит, может ухудшить состояние кожи. Третий образец надо выбрать такой, который производился уже давно – раньше, чтобы допустить то же мыло до массового производства, проводились испытания в течение 15 лет, во избежание побочных эффектов. Вот что такое, например, мыло «земляничное».

ЭТАП – РЕФЛЕКСИЯ «МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ!»

При подведении итогов занятия важно, чтобы ребята для себя ответили на вопрос: «Необходимо ли им быть исследователями?». Каждому выдается листок бумаги, на котором написаны две незаконченные фразы, одну из них необходимо закончить: 1. «Я не буду заниматься исследовательской деятельностью, потому что…», 2. «Я буду заниматься исследовательской деятельностью, потому что…».

Те, кто выбрал второй вариант, придут к Вам на следующее занятие.

Не разочаруйте их… Успехов!

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема «Мы – исследователи!»

(введение в авторскую дополнительную образовательную программу «Перспектива»)

1 этап – «Давайте познакомимся!» (3 мин.)

Содержание: участники занятия представляются друг другу, написав на бейджах свои имена так, как они хотели бы, чтобы их называли во время занятия.

Учитель представляется первым с помощью мультимедийной презентации, отвечает на возникающие вопросы. После чего называет каждого участника занятия (возможны комментарии или вопросы по поводу представляемых имен).

После представления всех участников обучающимся предлагается перейти к другой форме знакомства (следующий этап занятия).

Деятельность обучающихся и учителя

Учитель

Самопрезентация: визуализация своего имени и рода занятий посредством мультимедийной презентации.

Обучающиеся

Визуальное представление своего имени на бейдже (в виде надписи и/или рисунка).

Учитель

Представление участников занятия.

2 этап – мини-тренинг «Какое я животное?» (10 мин.)

Содержание: Детиидентифицируют свои личностные качества и соотносят их с поведением определенного животного, после чего изображение выбранного животного рисуется на листе бумаги (формат А4) фломастерами. Учитель выполняет задание наравне с другими участниками занятия.

После этого участники занятия, начиная с учителя, поочередно презентуют группе «свое» животное«внутренний» портрет, при необходимости отвечая на вопросы и обмениваясь мнениями.

Деятельность обучающихся и учителя

Учитель

Мотивация к выполнению задания.

Обучающиеся и учитель

  • Идентификация себя с животным;
  • Визуализация «своего» животного на бумаге;
  • Презентация «своего» животного перед группой;
  • Индивидуальная и групповая рефлексия.

3 этап – мини-исследование

«Определение возраста побега тополя» (12 мин.)

Содержание: участники, индивидуально или работая в группе, определяют возраст побегов тополя. Предварительно проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с природными объектами. По готовности проводится обсуждение результатов исследования. Совместно с учителем, при необходимости решая проблемные вопросы, определяется алгоритм определения возраста побегов и проверяется правильность полученных результатов. Попутно выявляется, что все необходимые для правильного решения знания у школьников уже были. Учитель задает вопрос: «Кем они (участники) были при выполнении задания?» Посредством диалога, включающего проблемные вопросы, группа приходит к коллективному решению: «исследователями».

Коллективно определяются качества исследователя, которые они проявили в решении заданной педагогом учебной задачи. После чего учителем (либо учениками) выносится на обсуждение вопрос: «А важно ли быть исследователем в решении каких-либо неучебных (бытовых) задач?»

Деятельность обучающихся и учителя

Учитель

  • Мотивация;
  • Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с природными объектами.

Обучающиеся

  • Практическая работа в группах: по определению возраста побега;
  • Защита своей версии возраста побега.

Обучающиеся и учитель

Индивидуальная и групповая рефлексия.

4 этап – мини-исследование «Наша покупка» (12 мин.)

Содержание: участники разрешают бытовую ситуацию – совершают «покупку» мыла для своей семьи. Учащиеся пытаются быть исследователями и принимают как индивидуальные, так и коллективные решения.

По готовности проводится индивидуальная и групповая защита своей «покупки», оцениваются различные аспекты всех вариантов принятых решений.

Деятельность обучающихся и учителя

Учитель

  • Мотивация;
  • Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с моющими средствами.

Обучающиеся

  • Практическая работа в группах;
  • Защита своей версии «покупки».

Обучающиеся и учитель

Индивидуальная и групповая рефлексия.

5 этап – Рефлексия «Мы – исследователи!» (8 мин.)

Содержание: учителем (или обучающимися) выносятся на обсуждение следующие вопросы:

– Были ли они (обучающиеся) во время «покупки» мыла исследователями?

– Необходимо ли быть исследователем в учебной и бытовой деятельности?

– Будут ли они (обучающиеся) в дальнейшей своей бытовой или учебной деятельности пытаться быть исследователями?

В процессе обмена мнениями обучающиеся высказывают личностные позиции, касающиеся необходимости исследовательского подхода в учебной и бытовой деятельности.

Деятельность обучающихся и учителя

Обучающиеся и учитель

Обмен мнениями.

Учитель

Знакомит обучающихся с особенностями дальнейшей деятельности в объединении. Подведение итогов занятия.

Методическое обеспечение занятия

Формы работы:

– беседа;

– практикум;

– дискуссия;

– защита проекта.

Методы обучения:

– рассказ;

– объяснение;

– наблюдение;

– демонстрация;

– самостоятельная работа;

– практическая работа.

Дидактические материалы:

– мультимедийная презентация;

– природные объекты (побеги тополя);

– наглядные пособия (образцы мыла);

– телевизионная реклама мыла.

Формы подведения итогов:

– защита минипроекта;

– опрос.

Прогнозируемые результаты

1 этап – «Давайте познакомимся!»

Учитель диагностирует степень готовности детей к совместной работе: на первом факультативном занятии не всегда его участники знают друг друга. Визуальным представлением своего имени на бейдже (в виде надписи и/или рисунка) ребята подтверждают свою готовность к дальнейшему общению.

2 этап – мини-тренинг «Какое я животное?»

Презентуя перед группой свой «внутренний» портрет, каждый участник подтверждает свое желание активно общаться и участвовать в дальнейшей работе.

3, 4 этапы – выполнение мини-исследований.

Посредством применения имеющихся учебных знаний в измененной ситуации ученики демонстрируют:

– уровень творческой активности;

– уровень владения коммуникативными навыками;

– уровень сформированности навыков проектной деятельности.

5 этап – рефлексия.

Проявляют личностную позицию, касающуюся необходимости применения исследовательского подходав бытовой деятельности.

Литература

  • Ким А. М. Химическая экология человека. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 1997.
  • Чернухин О. А. Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» – 2007» (методические материалы)./Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека – 2008. (http://window.edu.ru/window/library?p_rid=55267).
  • Чернухин О. А. Идея НеСтандартного занятия «Я – исследователь»./Всероссийский Интернет-педсовет: образование, учитель, школа – 2009. (www.pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,10063/Itemid,6/)
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 20)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Идея вводного учебного занятия «Мы - исследователи!»