Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(8) Эльвира Семеновна Корченко,
методист отдела организационно-информационного обеспечения
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

«Мы – аисты, приносящие вести»

24-25 сентября Новосибирская городская общественная организация «День аиста» провела совместно с московским благотворительным фондом «Семья» двухдневный семинар «Работа с гражданами, желающими принять в семью некровного ребенка».

Мероприятие было ориентировано на сотрудников органов опеки и попечительства, работающих с усыновителями и опекунами и оказывающими гражданам помощь в подготовке к созданию приемной семьи.

Именно на этих специалистах лежит огромная ответственность за принятие верных решений о передаче детей именно в те семьи, которые соответствуют интересам ребенка, поэтому освещались подробно следующие вопросы: «каким образом оценивать эти семьи?», «как подготовить семьи к принятию ребенка в семью?». Темы семинара были весьма разноплановы и охватывали широкий спектр задач, стоящих перед специалистами органов опеки и попечительства. Например, освещались направления государственной политики в сфере преодоления сиротства, изменения в законодательстве, некоторые аспекты семейного законодательства в части профилактики сиротства и семейного устройства. Отдельно было рассказано о том, как строить беседу сотрудникам одноименных служб с неконструктивно мотивированными заявителями, чтобы помочь им понять их неготовность в настоящее время принять некровного ребенка, не вызывая у них ни разочарования, ни обиды. Особо отмечали ошибки специалистов, вынужденных выдать отрицательное заключение. Их задача – не только отказать в вежливой форме, но и не подавить надежду в людях, стремящихся к усыновлению, но по ряду причин не готовых к такому серьезному поступку. Много времени было уделено грамотному оформлению документов. Большой вклад в повышение квалификации сотрудников органов опеки и попечительства внесли интересные доклады и яркие примеры специалистов фонда «Семья», специально приехавших из Москвы, чтобы рассказать своим новосибирским коллегам, как можно преодолевать сложные ситуации.

Московские специалисты привезли печатные и электронные материалы, а также методические пособия, часть которых раздали присутствующим на семинаре, а остальное оставили в новосибирской общественной организации «День аиста», где каждый желающий может получить копию интересующих его материалов.

Корреспондент журнала «И станет мир добрее» побеседовала с руководителем проекта «К новой семье» – проекта содействия развитию семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей – фонда «Семья» Алексеем Геннадьевичем Рудовым.

– Расскажите, пожалуйста, вкратце о сегодняшнем мероприятии.

– Мы приехали на этот семинар, чтобы поделиться опытом со специалистами органов опеки и попечительства; рассказать о новых наработках и направлениях нашей работы; рассказать, как в разных регионах решаются проблемы в сфере социального сиротства Мы привезли с собой книги и диски, где опубликованы различные методики, которыми мы пользуемся.

– Все темы, освещаемые сегодня, актуальны и интересны, но что вы выделили здесь именно для себя?

– Мне очень хочется отметить, что работа с гражданами позволяет достичь очень многого, если все делать корректно, грамотно, профессионально. Чтобы получилось нормальное взаимодействие, нужно доверять людям, разбираться в них, уметь их убеждать и действовать максимально корректно. Мы пытаемся состыковать гражданское общество и органы опеки и попечительства, создавая общее информационное поле и помогая понять друг друга.

– Как часто и с какой периодичностью проводятся подобные семинары?

– Они идут беспрерывно. На днях в Москве закончилось предыдущее двухнедельное обучение специалистов органов опеки и попечительства и началось следующее. Как видите, приехал в Новосибирск, не закончив семинар с московскими специалистами, потому что у нас была договоренность на это время. Так что в настоящий момент параллельно идут два семинара. Завтра вернусь в Москву и продолжу занятия, а затем нужно будет ехать в Осетию, Тверь, Краснодар. Мы словно перелетные аисты – оставляем дом, чтобы поделиться с людьми знаниями. Есть даже такая шутка: «Обычно аисты приносят детей, но иногда они уносят родителей».

– Вы, воспитывая некровного ребенка, знаете то, о чем говорите, не понаслышке – сами это прочувствовали. Что бы вы могли со своей стороны посоветовать приемным родителям?

– Важно, чтобы люди понимали, что ребенок – это личность, а не средство для решения их собственных задач. Он будет расти таким, каким он будет расти, выберет свою стезю. Он пойдет по вашим стопам и будет вашим продолжением, будет вас любить, если вы сами будете выказывать к нему любовь, воспринимать его как человека самостоятельного. Он может получить вашу поддержку, но при этом оставаться самим собой. Нужно понимать принцип «ребенок люб не потому, что хорош, а хорош, потому что люб».

– А как вам пришла мысль принять в свою семью ребенка?

– Мы не собирались брать ребенка, но когда в нелегкие 1990-е начали работу с приютом, так получилось, что после общения с его сотрудниками и воспитанниками увидели девочку, которая нам очень понравилась. Мы не выбирали, просто увидели и посчитали, что это наш ребенок. Подходили к этому серьезно: готовились, провели программу сближения. Уже прошло 10 лет, и мы счастливы, что обрели еще одного члена семьи – нашу дочь. Превосходные детско-родительские отношения, мы и разницы не видим между детьми вне зависимости, откуда они взялись.

– Что бы вы посоветовали приемным отцам, как определили бы их позицию?

– Это действительно здорово – быть отцом, и неважно, что ребенок некровный. И роль отца в семье, где есть приемный ребенок, даже больше, чем в семье с кровными детьми: есть возможность приложить свои знания, ум, отцовскую любовь, для того чтобы помочь ребенку построить свою судьбу по-другому, нежели она могла сложиться в учреждении, больше участвовать в принятии решения и в воспитании преемника.

– На первом этапе с кем проще и быстрее складываются отношения у приемных детей – с матерью или с отцом?

– Это зависит от возраста: если маленький ребенок, то больше с мамой, потому что малыш лет до пяти биологически больше привязан к женщине. Дальше зависит от опыта ребенка. Если он воспитывался в интернатном учреждении, то там, в основном, с детьми занимаются женщины, поэтому воспитанникам детских домов трудно понять роль мужчины в доме. Если же ребенок имеет позитивный опыт наличия отца в доме, тогда он понимает, что отец – это тот лучик света, который может ему дать больше интересного: веселее с ним играть, ходить с ним на природу, на рыбалку, он может повести просто погулять дальше, чем обычно мама водит, поподбрасывать в воздух, пообщаться почти как на равных. Поэтому дети тянутся к отцам.

– Многие из тех, кто желает принять в семью некровного ребенка, проходят обучение в школе приемных родителей. Вы считаете достаточно только этой школы и сколько времени надо учиться? Может, что-то еще надо?

– С одной стороны, мы рассматриваем обучение как способ понять себя, лучше разобраться в своих намерениях, силах, возможностях, чтобы не навредить ни ребенку, ни себе, ведь если страдает ребенок, то страдает вся семья. С другой – обучение помогает лучше разобраться в своих ощущениях к своему супругу, а также к тому, что происходит в твоей семье. Обучение дает целостное понимание того, в каком моменте ты сейчас находишься, и исходя из этого понимания, принимаешь решение. И школа нужна для того, чтобы дать базовые знания. А дальше – пожалуйста: нужно читать, размышлять, обсуждать это с супругом, со знакомыми. А когда ты обсуждаешь и обдумываешь это сам, находишь какие-то аргументы, ищешь дополнительную информацию, начинаешь беседовать с другими людьми, то больше задумываешься, готов ли ты принять ребенка в семью.

– Вы не сразу пришли в социальную сферу. Что вас подтолкнуло заботиться о детях-сиротах?

– Повлияло то, что родители очень много работали, и я был ребенком с ключом на шее. Я представляю себе, что такое социальная беспризорность не потому, что родители плохие – они были замечательные, но очень много работали. Я был предоставлен сам себе, и мне было легче понять того ребенка, который болтается на улице и которому нечем заняться. А начал заниматься помощью беспризорным и осиротевшим детям в тяжелые времена – в период кризиса 1990-х. Беспризорные дети крутились возле нашего офиса, было желание им хоть как-то помочь. Первые попытки были смешные и неудачные – попытка кормления, раздача одежды. А желание решить проблему одного ребенка привело к мысли о том, что одному это сделать нельзя и просто на улице это делать бессмысленно – нужно помещать ребенка в условия, где с ним могут работать специалисты, которые действительно могут помочь и защитить его от дурного влияния.

– А как это стало вашей деятельностью, и кто вы по специальности?

– Вообще, я люблю больше другим заниматься. По образованию я физик. Свою основную трудовую деятельность я начал с разработки акустических систем, и мне это очень нравится. А в социальную сферу пришел, потому что попросили. Я в то время занимался бизнесом, и ко мне обратились с просьбой помочь создать школу приемных родителей. Однако засосало, и до сих пор преподаю в Школе приемных родителей. Ведь через активное общение приходят опыт, знания, которыми хочется продолжать делиться. Начал я с того, что мы создали конференцию на большом родительском портале www.7ya.ru. И постепенно это все развивалось-развивалось и привело к появлению проекта в нашем фонде, а теперь уже программы и даже национального добровольческого движения «К новой семье».

– И традиционный вопрос: ваши пожелания специалистам, работающим в этой отрасли.

– Быть человечнее, понимать, что люди, которые приходят к ним, чтобы взять ребенка, могут и ошибаться, и чего-то не знать, поэтому не следует их оценивать по первому впечатлению. И даже если ситуация такова, что сейчас этим людям передать ребенка нельзя, следует отказать им в конструктивном ключе – не криками и не резко. И нужно помнить, что такие люди делают очень важное дело: меняют судьбу ребенка, а для них самих это, возможно, обретение смысла жизни.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Лиана Пепеляева: «Сиротство – это не проблема, это социальное заболевание»
2. Вручение ключей
3. «Мы – аисты, приносящие вести»
4. Гори, гори, наша звезда!
5. Делитесь опытом своим, трудитесь сердцем неустанно!
6. «Люди нашего города» – помощь в социализации детей-сирот
7. Молодежь и современные религиозные течения
8. Как вырастить ребенка счастливым
9. Старший, средний, младший, или Как влияют братья и сестры на формирование личности в многодетных семьях
10. Вторичное социальное сиротство: проблема, причины, предупреждение
11. Трудно ли быть родителями?
12. Скоро в школу: вечные вопросы
13. В семье – первоклассник
14. Обучение сегодня. Взгляд со стороны
15. Почему подростки убегают из дома
16. Взаимодействие семьи и школы
17. Теневая сторона киберпространства
18. Современная молодежь глазами демографов, социологов и политиков
19. Государственная молодежная политика
20. Семья моей мечты