Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(8) Эльвира Семеновна Корченко,
методист отдела организационно-информационного обеспечения
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Делитесь опытом своим, трудитесь сердцем неустанно!

В рамках реализации Концепции профилактики социального сиротства города Новосибирска на 2008-2012 годы 17 сентября Главное управление образования мэрии города Новосибирска провело III новосибирские чтения на тему «Социальная адаптация и образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теория и практика».

Мероприятие уже стало традиционным и проходит ежегодно. В нем приняли участие специалисты управлений образования, отделов опеки и попечительства администраций районов города Новосибирска, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были приглашены представители из Москвы, Алтайского края, Томской, Кемеровской областей. Обсуждались новые формы и способы социальной адаптации детей-сирот, к воспитанию и образованию которых нужен особый подход. Им необходимо больше внимания и общения, их взросление происходит несколько по-другому, чем у тех, кто растет с родителями, поэтому и готовить их к взрослой жизни нужно иначе. В связи с этим были обозначены направления, которые могли бы помочь найти такой инновационный способ.

Педагогические чтения, проходившие в Городском центре информации «Эгида», открыл заместитель начальника Главного управления образования мэрии Новосибирска Сергей Александрович Нелюбов, обратив внимание на то, что работать в детский дом приходят или воспитатели детских садов, или учителя общеобразовательных школ, незнакомые с особенностями депривационных детей, зачастую незнающие специфики организации воспитательного пространства интернатного учреждения. Поэтому очень важно не только повышать профессионализм воспитателей, но и заниматься их переподготовкой. Другая важная проблема детских домов – текучесть кадрового состава. При формировании педагогического коллектива следует стремиться к правильному комплектованию, чтобы вместе работали и опытные, и начинающие педагоги.

Сергей Александрович также отметил принципиально новые ситуации, в которых может оказаться воспитанник, и назвал те направления, по которым необходимо внести системные изменения в работу детских домов.

 

Доцент кафедры педагогики и психологии института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ Зоя Ивановна Лаврентьева отметила необходимость пересмотра самого процесса социализации детей-сирот, так как в последнее время обстановка в России резко изменилась, и старые способы подхода уже несколько архаичны и малопродуктивны. По ее мнению, надо более вовлекать детей-сирот в общественные акции и поощрять их социальные инициативы. Необходимо обеспечить превращение детдомовского чувства «мы» в чувство «мы» городского, общероссийского. Важно не просто учить сирот жить рядом с другими, но и учить их быть полезными для других на основе внутрикорпоративных ценностей. Кроме того, становится совершенно ясно, что на первое место, в отличие от традиционно используемого в последние годы внешнего социального контроля за соблюдением общепринятых норм, необходимо ставить задачу формирования устойчивой внутренней мотивации ребенка при осуществлении переноса корпоративных норм и ценностей на более широкие социальные отношения.

Механизмом социализации, направленной на развитие, а не на разрушение, в современном мире может стать романтизация повседневной жизнедеятельности. С одной стороны, романтизм позволяет сохранить привлекательность любых, в том числе и требующих силы воли, действий, с другой – получить удовольствие от выполненной работы. Конечно, воспитанникам детских домов надо рассказывать о том, как заплатить за квартиру и как записаться на очередь к врачу. Однако надо научить радоваться не только оплаченным квитанциям, но и восходу солнца, коллекциям неожиданных фотографий, домашнему спектаклю. Можно думать о далеких романтических перспективах, в том числе и о романтических профессиях. Это не будет отрывом от социализации, если интегрировать романтизм и публичность, романтизм и ценность коллективных действий, романтизм и стремление помочь другому человеку.

Директор МУДО Городского центра образования и здоровья «Магистр» Нина Александровна Склянова сообщила, что специалистами учреждения, которым она руководит, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений общеобразовательного воспитания (УОВ), отслеживается динамика их развития и проводится научно-методическая работа со специалистами УОВ. В информационный банк данных по динамике развития внесен ряд показателей, которые помогают глубже, детальнее анализировать состояние коррекционно-развивающей работы в детском доме. Функция сопровождения обеспечивает отслеживание судеб детей, прошедших через ПМПК, в соответствии с прогнозом развития, данными рекомендациями и адаптации ребенка в системе образования. В рамках Школы здоровья реализуются коррекционно-развивающие программы, направленные на преодоление и компенсацию психофизиологических расстройств здоровья детей и формирование навыков социализации и интеграции их в городское сообщество. Школа является фрагментом работы по психолого-медико-педагогической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в реализации которой участвуют методисты, социальные педагоги, педиатры, наркологи, психотерапевт центра, а также специалисты городской ПМПК.

Психологическая реабилитация осуществляется по авторской программе «Профилактика синдрома эмоционального выгорания и реабилитация педагога». Цель программы – содействие потенциалу здорового человека, развитие личностных механизмов защиты, препятствующих эмоциональному выгоранию педагога. Оказываемая целенаправленная психологическая помощь создаёт необходимые предпосылки для формирования культуры самопомощи и заботы о личностном и профессиональном развитии педагога, а также способствует решению задачи восстановления и поддержания психологического здоровья детей.

Игумен Филипп, настоятель храма в честь Архистратига Михаила, подчеркнул, что одним из приоритетных направлений социального служения Русской православной церкви является духовное окормление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По благословению Владыки Тихона в 2003 году Новосибирской епархией был открыт отдел социальной помощи и благотворительности. В 2008-м – отдел по духовному окормлению детей-сирот и детей-инвалидов. Монастырь во имя св. Иоанна Предтечи окормляет около 25 детских учреждений, куда входят дома малюток, детские дома г. Новосибирска и Новосибирской области, детские туберкулёзные санатории, а также детские больницы и профессиональные училища, в которых находятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды. Регулярно организуются поездки детей и воспитателей в храм на исповедь и причастие в воскресные дни и в период церковных праздников, проходят паломнические поездки на святой источник и экскурсии с посещением монастырей, храмов и православных святынь, а также таинства крещения. В епархии проводится работа по созданию детских приютов на базе монастырей св. Иоанна Предтечи (ОбьГЭС) и Покровского (с. Завьялово), организуются летние православные лагеря для детей-сирот.

Еще одно важное направление – это работа с выпускниками. Не прерывается связь между ребятами и храмом и после их выпуска из стен детских домов. Выпускники детского дома продолжают общаться со своими крестными, духовниками, что, безусловно, играет огромную роль в процессе их социализации и профилактики социального сиротства. Многим особенно остро нуждающимся молодым семьям оказывается как духовная помощь, так и материальная поддержка, содействие в трудоустройстве, в решении проблем с жильём. Около 10 выпускников детских домов несут послушания при храмах и в монастырях.

В настоящее время ведется подготовка документов для передачи монастырю здания яслей. В перспективе на базе этого детского сада планируется открыть ясельную группу православного детского сада и «Материнскую обитель» для воспитанников детских домов.

Во время небольшого перерыва корреспонденты Городского центра по профилактике социального сиротства «Солнечный круг» побеседовали с выступающими и поинтересовались у них, какую практическую пользу они получают из освещаемых докладов. И положительный отклик был встречен практически от любого интервьюируемого. Конечно, каждый из них выделил как наиболее яркие те доклады, которые ближе к его структуре работы, но равнодушных не оказалось, а это говорит о том, что мероприятие действительно несет свежие идеи для специалистов, работающих в сфере социального сиротства.

 

Закрытие III новосибирских чтений ознаменовалось приятным событием – награждением. Благодарственные письма Главного управления образования были, в том числе, вручены Ольге Владимировне Широких – руководителю проектов «Распространение и поддержка семейных форм устройства» детского фонда «Виктория», Эльвире Шамильевне Гарифулиной – руководителю программ «Семейные формы устройства детей-сирот» детского фонда «Виктория» и Людмиле Васильевне Шевцовой – начальнику отдела профилактической работы с семьей МБУ ГЦПСС «Солнечный круг».

Затем в конференц-зале Городского центра по профилактике социального сиротства «Солнечный круг» был проведен круглый стол «Организация работы с приемной семьей». Это мероприятие открыл приветственным словом директор центра Андрей Павлович Стахович, после чего вниманию гостей был предложен фильм о приемных семьях Новосибирской области, где Областной центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осветил свой опыт работы в данной сфере. В этом центре при обучении кандидатов в приемные родители максимально используют практические формы (тренинги, ролевые игры).

Обменявшись мнением о просмотренном фильме, каждый участник круглого стола рассказал, какие формы и методы использует он в своей работе по наболевшей проблеме. Трудно выделить какие-то выступления в отдельную категорию лучших, но некоторые из них хочется отметить отдельно.

Эльвира Шамильевна Гарифулина, руководитель программы «Семейные формы детей-сирот» детского фонда «Виктория», рассказала, в каких регионах фонд работает, и о том, что охват регионов будет с каждым годом увеличиваться. Она сообщила о новых программах, разработанных фондом, направленных на профилактику социального сиротства. Эльвира Шамильевна сделала акцент на том, что сотрудники фонда делают ставку на профилактику вторичных отказов, так как в последнее время стали не только массово брать детей в семьи, но и так же массово их возвращать. И очень важно, чтобы те, кто воспитывался в детских домах и в приемных семьях, не повторяли путь своих родителей – не оставляли своих детей в домах малютки, домах ребенка и детских домах. Также специалисты фонда исследуют новое для себя направление – отказы в родильных домах. Они изучают российский и зарубежный опыт, чтобы использовать конкретные технологии, которые уже доказали свою эффективность, апробировать их, а затем уже тиражировать эти методики по всей России.

 

Николай Семенович Степанов, заместитель директора Зыряновского детского дома Томской области, рассказал об ошибках, допускаемых замещающими родителями. Особо он обратил внимание, что многие родители делятся своими трудностями с соседями и считают их мнение авторитетным. Но важно понять, что это не так. Нужно не получать консультацию у соседки, а обращаться к квалифицированным специалистам, готовым помочь приемной семье.

В дискуссии принимала участие Татьяна Александровна Ястребова, приемная мать с большим стажем, воспитывающая семерых детей. Она закончила Школу приемных родителей и считает, что приемные родители не должны все внимание и чувства детей сосредотачивать лишь на себе. Дети, пришедшие в семью, должны знать свои корни и не копить обиды на кровных родителей и чувствовать себя виноватыми, если они с ними не живут. Родственная связь очень важна для таких ребят. Даже если мама находится в местах лишения свободы, зачем с ней рвать? Не лучше ли сохранить теплые отношения через дружескую переписку? Если родные бабушки и дедушки стремятся контактировать с ребенком, то не следует им в этом мешать. Важно, чтобы ребенок понимал, почему он такой, видел свое сходство со своими кровными родственниками.

Сама Татьяна Александровна старается не прерывать нити между приемными детьми и их родственниками и стремится лишь к их укреплению. Она пишет вместе с детьми письма их родне, не препятствует встречам с родственниками, объясняет, что мама сделала очень много для ребенка – дала ему жизнь, чтобы он мог радоваться всему, что его окружает. Ну не получилось у нее дать ему воспитание и уход – ситуация сложилась не в лучшую сторону, но ребенок не остался одинок и обрел тепло и ласку у семейного очага, пусть и некровного.

Социализация детей-сирот – вопрос, который решается не одним днем и не одним годом. Методики в данной сфере претерпевают изменения с учетом меняющейся обстановки. Возможно, те способы работы с детьми-сиротами, которые были актуальны не так давно, следует пересмотреть. Люди, непосредственно занимающиеся именно этой наболевшей проблемой, понимают необходимость поиска новых путей решения, и такие мероприятия, как педагогические чтения, помогают собрать вместе специалистов данного направления и дают не только возможность получения большого потока полезной информации, но и обмена мнениями и опытом. Невозможно в одиночку решить вопрос социально сиротства, но совместными усилиями, как говорится, и горы реально сокрушить, а, следовательно, и человеческое безразличие к тем, кто так нуждается в нашей поддержке.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Лиана Пепеляева: «Сиротство – это не проблема, это социальное заболевание»
2. Вручение ключей
3. «Мы – аисты, приносящие вести»
4. Гори, гори, наша звезда!
5. Делитесь опытом своим, трудитесь сердцем неустанно!
6. «Люди нашего города» – помощь в социализации детей-сирот
7. Молодежь и современные религиозные течения
8. Как вырастить ребенка счастливым
9. Старший, средний, младший, или Как влияют братья и сестры на формирование личности в многодетных семьях
10. Вторичное социальное сиротство: проблема, причины, предупреждение
11. Трудно ли быть родителями?
12. Скоро в школу: вечные вопросы
13. В семье – первоклассник
14. Обучение сегодня. Взгляд со стороны
15. Почему подростки убегают из дома
16. Взаимодействие семьи и школы
17. Теневая сторона киберпространства
18. Современная молодежь глазами демографов, социологов и политиков
19. Государственная молодежная политика
20. Семья моей мечты