Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Татьяна Ивановна Кравченко,
педагог-психолог отдела развития
семейных форм устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Как вырастить ребенка счастливым

Существует немало книг, в которых рассказывается о том, как правильно воспитывать детей. Настоящим мировым бестселлером стало научно-методическое пособие для родителей американского психотерапевта Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым» (Москва: «Генезис», 2003).

«Я просто в диком восторге от книги Ледлофф,– делится своими впечатлениями на сайте www.koob.ru читательница Нина Чичканова,– Мне 52 года, я мать двух детей, и вроде бы все хорошо, да не хорошо. Я никогда бы не додумалась до таких истоков нашей внутренней дисгармонии. Мы же действительно часто бываем не в ладу с самим собой, отсюда все проблемы. Я считаю, что эту книгу просто необходимо прочитать всем, независимо от возраста, пола, национальности и т.д. Она дает ответы на многие жизненно важные вопросы, конечно же, не только в воспитании детей. Вообще, книга помогает задуматься о том, как мы живем, откуда все наши беды. Спасибо этой умной и наблюдательной женщине за то, что она многим людям, так же, как и мне, помогает открыть глаза на свою жизнь, понять и осознать многие причины негативного в мире, научиться воспринимать окружающий мир по-другому, а значит, изменить свое видение и ощущать себя счастливым в этом мире…».

О чем же повествует наша современница – проницательная и мудрая женщина Жан Ледлофф? Прежде всего о том, что в нашем стремлении дать ребенку «все, что ему нужно» мы часто проходим мимо самого главного – того, в чем он нуждается не просто, чтобы выжить, но для того чтобы вырасти счастливым. Уже стало привычным мнение, что ребенок для молодой семьи – большое испытание: он плачет, не дает спать по ночам, потом норовит все сломать и опрокинуть. Мы списываем это на то, что все дети такие, и даже не замечаем, что у кошки, которая никогда не читала умных книг по уходу за котятами, котята плачут куда реже, чем у нас человеческие детеныши.

Мы думаем, что счастье – это нечто недостижимое, как синяя птица, за которой нужно гоняться всю жизнь. На самом деле счастье – естественное состояние каждого человека, и мы теряем благополучие только из-за недопонимания наших истинных потребностей и из-за неправильного воспитания детей. Жан Ледлофф страстно призывает нас прислушаться к интуиции, разобраться в себе и обеспечить нашим детям прочную эмоциональную основу, которая помогает прожить счастливую и радостную жизнь.

Справиться с задачей вырастить малышей счастливыми для нас реально, потому что умение правильно растить детей заложено в каждом из нас природой. Мы можем прислушаться к своим материнским и отцовским инстинктам, услышать их и следовать им. Только так мы можем понять, что наши дети ожидают от нас, только так мы можем вырастить ребенка счастливым.

Да, мир такой, какой он есть. Добрый он или злой – это зависит от нашего восприятия реальной ситуации. Для одного стакан наполовину пуст, а для другого – наполовину полон. Мы можем заниматься воспитанием своих детей с маской мученика на лице, жалея себя, подсчитывая обиды и накапливая разочарование, а можем дружелюбно, где-то подтрунивая над собой, без надрыва, говоря: «Счастье ты мое!» (а не горе). Мы можем быть естественными с нашими детьми, а не тратить свои силы, чтобы казаться сильными, умелыми, совершенными. Мы можем усомниться во многих наших привычных постулатах: отдых приятнее, чем работа; прогресс – это хорошо; на смену счастья всегда придет несчастье; ребенок принадлежит своим родителям; необходимо познать несчастье, чтобы оценить радость; молодость – лучшая пора жизни.

Мы все реже доверяем врожденному умению чувствовать, что для нас лучше всего. Поэтому, принимая решения, опираемся на интеллект, который заглушает нашу интуицию и мешает нам понять наши истинные потребности. А в результате теперь целая армия исследователей трудится не покладая рук, чтобы выяснить, как мы должны обращаться с детьми. А рецепт счастья, увы, так и не изобретен…

Сразу после рождения ребенок не способен рационально мыслить, сознательно запоминать, размышлять. Но он тонко воспринимает свое состояние. Младенец не ощущает течение времени. Ведь он, как мудрец, живет в вечном сейчас. Если ребенка держат на руках, он бесконечно счастлив, если нет – он переживает состояние тоски, бесконечной пустоты и уныния. Именно этот «ручной» период жизни определяет, насколько человек отклонится от заложенного в нем потенциала быть счастливым, если приобретенные ожидания не будут соответствовать врожденным.

Например, младенцу уже генетически требуется тепло матери, вкус ее молока. Но он взамен получает холод кроватки, привкус резинового изделия. Всем своим нутром ребенок чувствует на руках мамы, что это его место, что все так, как должно быть. Ощущения ребенка на руках удовлетворяют его потребности и вносят вклад в его правильное развитие.

Но что же происходит в действительности? – Коляски, кроватки, кормления по расписанию. Мать оставляет малыша в одиночестве, он не может чувствовать, что она скоро вернется, и все в мире для него становится невыносимо неправильным. Когда ребенка оставляют, лишают правильного опыта, он безутешен, он лишь чувствует нехватку чего-то. В такой ситуации малыш не может развиваться и удовлетворять свои потребности в опыте. Ничто в истории развития не подготовило его к тому, что его будут оставлять одного надолго, тем более плакать до исступления, пока он не станет «хорошим мальчиком» (девочкой). Как будто ребенок – враг, которого непременно должна победить его мать.

Так у маленького человека появляется первый неприятный привкус разочарования, страх того, что новые события принесут новые беды. В этот период у малыша могут формироваться различные защитные реакции, компенсирующие страхи и опасения. Он еще неосознанно может выбрать тенденцию избегания, ухода от проблем, агрессивную реакцию и т.д. А самое ужасное проявление – это необратимое смирение с условиями жизни, не подходящими человеческой природе.

Младенец о себе ничего не знает, кроме своей правильности, привлекательности и желанности, утверждает Жан Ледлофф. Без этого убеждения человек любого возраста ущербен. Он не верит в свои силы, чувствует себя обделенным, ему не хватает спонтанности и грации. Все дети правильные, но сами они могут это знать только через отражение, через то, как с ними обращаются. Чувство собственной правильности – это единственное чувство человека по отношению к себе, на основе которого индивид сможет построить свое благополучное существование. Правильность – это основное чувство по отношению к себе, присущее представителям нашего вида. Без чувства своей правильности человек не может определить, сколько ему требуется комфорта, безопасности, помощи, общения, любви, дружбы, удовольствия, радости. Человек без этого чувства обычно считает, что счастье там, где нас нет.

Если в «ручной» период малыш чувствует себя защищенным и желанным, если он вовлечен в повседневную жизнь и при этом ему комфортно, то последующие события жизни будут им восприниматься совсем не так, как детьми, чувствующими себя лишними, лишенными необходимого опыта и привыкшими жить в состоянии нужды. Эмоциональное созревание ребенка, его последующая независимость берет начало именно в многогранном опыте «ручного периода». Малыш может вырасти, стать независимым, лишь пройдя стадию абсолютной зависимости от матери, потому что освободиться от травмы, нанесенной матерью неправильным поведением, невозможно. Потребность в ее внимании так и останется с человеком на всю жизнь.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Лиана Пепеляева: «Сиротство – это не проблема, это социальное заболевание»
2. Вручение ключей
3. «Мы – аисты, приносящие вести»
4. Гори, гори, наша звезда!
5. Делитесь опытом своим, трудитесь сердцем неустанно!
6. «Люди нашего города» – помощь в социализации детей-сирот
7. Молодежь и современные религиозные течения
8. Как вырастить ребенка счастливым
9. Старший, средний, младший, или Как влияют братья и сестры на формирование личности в многодетных семьях
10. Вторичное социальное сиротство: проблема, причины, предупреждение
11. Трудно ли быть родителями?
12. Скоро в школу: вечные вопросы
13. В семье – первоклассник
14. Обучение сегодня. Взгляд со стороны
15. Почему подростки убегают из дома
16. Взаимодействие семьи и школы
17. Теневая сторона киберпространства
18. Современная молодежь глазами демографов, социологов и политиков
19. Государственная молодежная политика
20. Семья моей мечты