Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(4) Мария Витальевна Казацкая,
педагог-психолог
отдела профилактической работы с семьей
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Старший, средний, младший, или Как влияют братья и сестры на формирование личности в многодетных семьях

Зигмунд Фрейд был первым из психиатров, утверждавшим, что позиция ребенка среди сестер и братьев является не просто важным, а практически решающим фактором в формировании его личности. Старшие в семье дети обладают, как правило, некоторыми общими характеристиками: ориентацией на достижение, качествами лидера. Другим ролевым позициям также присущи свои отличительные признаки. Например, младший брат сестер будет иметь иные личностные особенности, чем младший брат братьев. Различное положение в семье ведет к гигантским различиям личности детей одних и тех же родителей.

Вот основные личностные и поведенческие особенности братьев и сестер в многодетных семьях.

Старший ребенок

Ему нередко свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Такой ребенок чаще других заботится о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. Он может чувствовать себя в ответе за продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Старшие дети, в особенности мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, семья в большей степени ожидает от них успешной карьеры. Старший ребенок более серьезный и ответственный. Довольно распространенной проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей.

При воспитании старшего ребенка важно помнить, что если он принимает участие в заботе о младшем, то не стоит его этим перегружать, ведь ему тоже хочется побегать и поиграть с ребятами, а он привязан к коляске брата или сестры.

Зачастую в детстве старшим достается меньше благ и внимания. И лучше воспитывают младших детей, ведь на первых приобретался опыт, а к рождению младших родители уже понимают что почем, что нужно делать, а без чего можно обойтись.

Старшему часто твердят: «Ты должен уступать». Но ведь на самом деле он ничего не должен. В связи с этим важно помнить о том, что детские плечи еще очень хрупки, и не стоит взваливать на них все родительские тяготы.

Когда в семье появляется второй ребенок другого пола, негативная реакция первого не столь драматична; отсутствует прямое соревнование, поэтому характеристики старшего ребенка, описанные здесь, выражены гораздо слабее. Если же второй ребенок того же пола, его воздействие на первого очень сильно. Оно стимулирует один из общих стереотипов поведения старшего ребенка: он очень старается быть хорошим, чтобы родители продолжали любить его. Родители неосознанно усиливают эту тенденцию, говоря старшему, что он (или она) больше и умнее новорожденного, а следовательно, лучше, несмотря на то что сейчас все внимание родителей поглощено малышом. Родители также ожидают, что старший будет подавать ему хороший пример – быть большой девочкой (или мальчиком) – и помогать ухаживать за малышом. В результате старший обычно приобретает многие родительские качества; он умеет быть воспитателем и способен принимать на себя ответственность.

Это чувство ответственности может быть тяжелым бременем, и старший ребенок становится тревожным, он боится ошибиться, чтобы не расстроить своих родителей. Стремление к высоким достижениям делает старшего ребенка более чувствительным, серьезным.

Другое раннее и по-своему исключительное воздействие на старшего ребенка состоит в том, что для его родителей забота о нем, новорожденном, нова и непривычна. Они обычно очень взволнованы появлением первого ребенка, ожидают его с нетерпением и уделяют пристальное внимание всему, что происходит с младенцем: первая улыбка, первое слово замечаются и заносятся в специальную «книгу ребенка». Развитие родившихся позже детей уже более знакомо родителям, и каждый следующий ребенок (без дефектов) получает меньше внимания, становится привычным. Но первый ребенок – это, прежде всего, эксперимент, и родители даже не слишком-то и понимают, что они делают в это время.

Старшие дети учатся идентифицировать себя с родителями и часто в итоге становятся хранителями статус-кво, первые преподают семейные традиции и мораль своим младшим братьям и сестрам.

Средний ребенок

Средний ребенок может обладать чертами как младшего, так и старшего или быть своеобразной их «комбинацией». Среднее чадо, если только это не единственная девочка и не единственный мальчик в семье, вынуждено бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль и место в семье. Австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления Альфред Адлер, кстати, сам будучи вторым сыном, отмечал: «Второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон – борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший».

Если в семье много детей, то черты характера средних определяются тем, в группе каких детей они родились – среди младших или среди старших, и какова разница в возрасте между ними. У средних детей очень развиты социальные навыки. Они умеют договариваться и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.

Младший ребенок

Своеобразно развивается в семье младший ребенок. Ему уделяется много внимания, поскольку все остальные члены семьи чувствуют некоторую ответственность за него. И он может быть честолюбивым, хитрым и эгоистичным, ведь он занимает исключительное положение.

Младший ребенок беззаботен и готов принимать покровительство и поддержку. Ему прощается больше, чем остальным детям, и он просто привыкает ожидать от жизни только хорошего. Для своей семьи он может навсегда остаться младшеньким. Да и родители относятся менее требовательно к его достижениям. В связи с этим оказывают на него меньшее давление.

Основные проблемы младшего ребенка связаны с самодисциплиной и трудностью принятия решений, поскольку обычно рядом был кто-то старший и мудрый, который принимал решения за малыша. Не случайно же в давние времена традиционно земельный надел и замок доставались старшему сыну, а младшие уходили «искать счастья в чужие края».

Сама специфика взаимоотношений братьев и сестер будет зависеть от того, сравнивают ли родители детей друг с другом. Когда возникают упреки в том, что какой-то ребенок не такой, как они ожидают, начинается жесткая конкурентная борьба между детьми, чтобы показать свою индивидуальность и заслужить любовь родителей.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Лиана Пепеляева: «Сиротство – это не проблема, это социальное заболевание»
2. Вручение ключей
3. «Мы – аисты, приносящие вести»
4. Гори, гори, наша звезда!
5. Делитесь опытом своим, трудитесь сердцем неустанно!
6. «Люди нашего города» – помощь в социализации детей-сирот
7. Молодежь и современные религиозные течения
8. Как вырастить ребенка счастливым
9. Старший, средний, младший, или Как влияют братья и сестры на формирование личности в многодетных семьях
10. Вторичное социальное сиротство: проблема, причины, предупреждение
11. Трудно ли быть родителями?
12. Скоро в школу: вечные вопросы
13. В семье – первоклассник
14. Обучение сегодня. Взгляд со стороны
15. Почему подростки убегают из дома
16. Взаимодействие семьи и школы
17. Теневая сторона киберпространства
18. Современная молодежь глазами демографов, социологов и политиков
19. Государственная молодежная политика
20. Семья моей мечты