Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Елена Сергеевна Булгакова,
педагог-психолог
отдела развития семейных форм устройства
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Трудно ли быть родителями?

10 сентября 2007 года в центре по профилактике социального сиротства «Солнечный круг» начала работать Городская школа приемных родителей. Чтобы узнать мнение о полезности и нужности такой школы, корреспондент журнала «И станет мир добрее» побеседовала с одним из родителей – Сергеем Васильевичем Гончаром.

– Сколько у вас в семье детей?

– У нас две несовершеннолетних дочери (8 и 12 лет) и еще 25-летняя.

– Как давно вы приняли к себе детей?

– Младшая с нами уже 5 лет, а средняя – 2 года. Если бы была возможность, еще бы взяли ребенка. Точнее сказать, мы даже планируем взять еще двоих. Мне непонятна жизнь «только для себя» – это же так скучно! А дети наполняют ее смыслом – мы живем для них и ради них.

– Обычно людей, даже желающих иметь детей, останавливают элементарные бытовые и жилищные проблемы.

– Мы живем в частном доме около Ленинского рынка. У нас пять комнат, есть участок, который снимает часть бытовых проблем. Ведь когда выращиваешь свое, это и дешевле, и для организма полезнее. Но мы скоро будем достраивать наш дом, чтобы всем было просторно.

– Так замечательно, что наши папы тоже интересуются вопросами, которые обсуждаются на занятиях! Но как вы пришли к тому, чтобы записаться на школьный курс и полностью его прослушать?

– Изначально это было решение моей жены. Она ходила сюда с удовольствием. Возвращалась домой воодушевленная, наполненная новыми впечатлениями. А потом сообщила мне, что на следующий курс записала меня. До того времени я не был уверен, что это вообще мне нужно. Но после того как побывал на двух первых занятиях, понял, как много полезного и главное – необходимого можно здесь узнать. Здесь отличные педагоги. Я им очень благодарен.

– Какие занятия особенно запомнились?

– Очень хорошее освещение юридических вопросов. Ведь многие люди даже не разделяют такие понятия, как «опекунство» и «приемная семья».

– Какие занятия были наиболее насыщенными – в каком блоке?

– Мне сложно что-то выделить, но хочу заметить: после того как я прослушал курс лекций, стал иначе смотреть на многие ситуации – мне просто стали ясны причины, их создающие, и возможности их преодоления. Способы эти иногда так просты, что удивляешься: «Как же раньше я об этом не догадался?». Ведь, приняв ребенка в семью, родители берут на себя не только дополнительную ответственность, но и обязанность искать пути подхода к малышу. У детей, которые до этого жили в детском доме, присутствует страх, что их вернут обратно. Поэтому они несколько насторожены, и нужно долгое время, чтобы завоевать их доверие. Вот о таких способах подхода, позволяющих облегчить этот долгий путь привыкания ребенка к новой семье, рассказывается на занятиях.

– Нужно ли родителям, планирующим принять ребенка в свою семью, посещать такую школу?

– Эта школа не то что нужна, она необходима. Узнав об особенностях развития психики воспитанников детского дома, можно проверить себя: готов ли я растить такого ребенка? Ведь малыш не вещь, и нельзя его взять, а потом вернуть. Важно, что оговариваются права ребенка и приемных родителей с юридической точки зрения. Также немало значит общение в школе пап и мам между собой. Приходят и те, кто уже давно взял детей в свою семью, когда школа еще не была организована. Теперь можно в неформальной обстановке обменяться опытом с людьми, которые уже прошли все сложности первоначального налаживания контакта с детьми…

Еще одним нашим собеседником стала Алевтина Борисовна Харламова.

– У вас большая семья. Расскажите о ней нашим читателям.

– У меня восемь детей, из них трое – родные, им сейчас 18, 15 и 6 лет. В июле сын ушел в армию.

– Как пришло решение принять детей в семью?

– Давно моя родная тетя взяла в детском доме девочку, а через несколько лет мы узнали, что у нее есть брат. Мы, недолго думая, забрали его под опеку, потому что на тот момент не было оформления в приемные семьи. Так он у нас и вырос, ему сейчас 20 лет. Уже хочет жить самостоятельно, ищет работу, чтобы была возможность снимать квартиру.

Как-то в нашу семью на праздники привезли моего племянника, с тех пор он так тут и живет. Родителям было не до него. Первые четыре года он просто проживал с нами, а потом отдел опеки и попечительства предложил нам оформить над этим мальчиком опеку. Ему сейчас 10 лет.

Два года назад нам снова захотелось взять ребенка. Мы обращались в детские дома, но везде слышали один и тот же ответ: «Детей у нас нет». Но через полгода удача нам все же улыбнулась, да какая – две очаровательные девочки-близняшки, им тогда было три с половиной года. И представляете: их фамилия, как и наша, была Харламовы! Как только мы их увидели, то через два часа уезжали уже вместе с ними, счастливые и радостные еще и тем, что на оформление документов ушло так мало времени. Так все удачно получилось! Сейчас нашим красавицам уже пять лет.

В этом году мы услышали об акции «Каникулы в семьях горожан» и пригласили к себе погостить на время новогодних праздников семилетнего мальчика из детского дома. И теперь он тоже живет с нами.

Мой муж хочет еще двух детей взять. Сказал, что если я буду долго раздумывать, то возьмет их сам. Поэтому я сейчас в очередной раз прохожу комиссию.

– А жилищные условия позволяют увеличить семью?

– Мы живем в районе карьера Барок в частном доме. В нем три комнаты и большая кухня. Но недавно мы залили фундамент для пристройки – хочется простора.

– Как дети привыкали?

– Старший сильно хотел жить в семье, он устал от атмосферы детского дома, но не доверял взрослым. У него был печальный опыт: ему уже обещали, что его возьмут в семью и никогда с ним не расстанутся. Но слова так и остались словами. С младшими проблем было меньше. Ведь известно: чем меньше ребенок, тем легче он вливается в новую семью – у него еще нет негативного опыта общения с людьми.

– Когда вы учились в нашей школе? Какие остались впечатления от занятий?

– В конце 2007 года. Считаю, что информация, освещаемая школе, полезна всем, кто хочет воспитывать детей, оставшихся без попечения родителей. Ведь есть чрезмерно уверенные в себе и своей компетенции люди, при этом не понимающие, почему строить отношения с детьми у них не получается. Поэтому знания, полученные от грамотных людей, лишними не бывают: ведь чем больше знаешь, тем острее осознаешь, что не знаешь ничего.

– Какая информация была для вас особенно интересной?

– Когда нам предоставляли нормативно-правовую базу. Много нового рассказывалось о разных способах устройства детей-сирот. В основном люди не понимают разницы между опекунством, усыновлением и приемной семьей. Очень интересными были лекции по психологии. На них разбиралась масса случаев из жизни. В обсуждении участвовали и кандидаты в приемные родители, и педагоги. Тут же сообща делали выводы, как не следует поступать, и приходили к правильному решению. А детские врачи, в частности неонатолог и генетик, рассказали много нового об особенностях генетических предрасположенностей ребенка.

В школе раз в месяц проходит встреча выпускников. Здесь люди уже знают друг друга, у всех масса новостей, о которых хочется рассказать, решить совместно какие-то наболевшие вопросы. Все это проходит в душевной дружеской обстановке за круглым столом с тортом и сладостями. Я стараюсь не пропускать такие интересные встречи. После них я ощущаю такой позитив, так поднимается настроение!

– Надо ли приемным родителям посещать такую школу?

– Конечно, надо! Мало того, что нужно учиться быть хорошими родителями для своих приемных детей, за которых мы несем ответственность. Но есть и обратная сторона этого вопроса: многие семьи, когда возникают трудности, могут даже распасться, потому что не знают, как бесконфликтно выйти из назревшего кризиса. А когда рядом есть психолог, который своим профессиональным взглядом видит суть проблемы и помогает принять правильное решение – это большая помощь для сплочения семьи. В школе не просто сухое чтение лекций. Преподаватели знают семьи как своих близких друзей и подбирают к каждой индивидуальный подход…

Проанализировав ответы Сергея Васильевича и Алевтины Борисовны, хочется дать напутствие тем, кто планирует принять в свою семью ребенка. Дорогие родители, помните: это очень большая ответственность – взять на себя заботу о приемных детях. Обучение в школе поможет вам не только узнать о возможных проблемах, связанных с приходом ребенка в семью, но и научит решать их.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Лиана Пепеляева: «Сиротство – это не проблема, это социальное заболевание»
2. Вручение ключей
3. «Мы – аисты, приносящие вести»
4. Гори, гори, наша звезда!
5. Делитесь опытом своим, трудитесь сердцем неустанно!
6. «Люди нашего города» – помощь в социализации детей-сирот
7. Молодежь и современные религиозные течения
8. Как вырастить ребенка счастливым
9. Старший, средний, младший, или Как влияют братья и сестры на формирование личности в многодетных семьях
10. Вторичное социальное сиротство: проблема, причины, предупреждение
11. Трудно ли быть родителями?
12. Скоро в школу: вечные вопросы
13. В семье – первоклассник
14. Обучение сегодня. Взгляд со стороны
15. Почему подростки убегают из дома
16. Взаимодействие семьи и школы
17. Теневая сторона киберпространства
18. Современная молодежь глазами демографов, социологов и политиков
19. Государственная молодежная политика
20. Семья моей мечты