Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(5) Надежда Тагировна Гизатулина,
педагог-психолог
отдела профилактической работы с семьей
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Скоро в школу: вечные вопросы

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение – в шесть, семь или в восемь лет – волнует как родителей, так и учителей. Не меньше колебаний представляет вопрос выбора программы обучения – традиционная, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова или Л.В. Занкова. А может, отдать в первый класс в специализированную школу с углубленным изучением иностранного языка? Справится ли ребенок с нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить его к предстоящему периоду учебы, а впоследствии помочь ему в преодолении первых трудностей?

Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его последующей жизни.

Начальный период обучения ребенка – это не только новые условия жизни и деятельности человека, но также новые контакты и отношения. На данном этапе происходит изменение социальной роли первоклассника. Он становится учеником, а, следовательно, меняется доминирующий в его жизни вид деятельности – с игровой на учебную: всё посвящается школьным делам и новым заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, связанных непосредственно с их опытом, что требует от ребятишек максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Любой человек, меняющий социальную ситуацию и систему социальных ролей, проходит процесс адаптации. Для каждого этот процесс индивидуален. Он происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса – «я уже ученик», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т.п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.

Обычно опытный учитель и родители знают и понимают насколько важно, чтобы требование соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения. Учитель должен с самого начала разъяснить детям, что от них требуется. Важно сразу показать ученику отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы. Первоклашка, не знающий, чего можно ожидать от учителя, и что он может делать сам, начинает выяснять это методом проб и ошибок.

Но требование соблюдения правил и норм поведения вовсе не означает, что разговор о них должен обернуться перечнем запретов и обязанностей. Дети сами стараются разобраться в необходимости каждого правила, выделить наиболее важные, наиболее значимые. Нужно не только дать ребятам знания о нормах поведения уже в первые дни обучения, но и построить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребенка определенных нравственно-этических выводов.

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.

Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, и все-таки элемент соревновательности, конкурентности доминирует в совместной работе. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стенке. В формировании отношений между детьми на этом сложном для каждого ребенка этапе вхождения в новый для него коллектив важную роль играет учитель. Именно он должен познакомить ребят друг с другом, может быть, что-то о каждом рассказать, создать атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания.

Ребенку важно почувствовать, что ему интересно и комфортно среди одноклассников, ведь для него очень важны их оценка и отношение. Каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие сверстников. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя. Мы часто забываем, что дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в данной ситуации чаще всего – глазами учителя, чьё отношение к ребенку является своеобразным индикатором взаимопонимания и педагога, и его одноклассников. От негативного отношения преподавателя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему плохо, и так же относятся к нему дети. Именно поэтому надо стараться избегать отрицательных оценок поведения ученика и его успехов в учебе.

Некоторые педагоги с первых дней выделяют любимчиков: они раздают и собирают тетради, ведут учет замечаний, выполняют другие личные поручения учителя. Дети все это видят, замечают. Происходит расслоение класса, которое отнюдь не способствует установлению дружеских взаимоотношений между всеми учащимися.

На начальном этапе обучения взаимоотношения учителя и ученика становятся в значительной степени определяющими в психологической адаптации ребёнка в школе. Как правило, учитель для первоклассника – высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Именно он – не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающий их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче – дать детям знания. И ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых. Правда, есть дети, особенно среди шестилеток, не осознающие специфическую позицию учителя и свое положение ученика.

Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего, неустойчивой работоспособностью, высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, а также низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой. По интенсивности и напряженности эту нагрузку на ребенка можно сравнить с нагрузкой на взрослого, оказавшегося в экстремальной ситуации.

Только на пятой-шестой неделях обучения (а не через два-три дня, как думают многие) постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой), т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до девяти недель.

Напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия. Почти у всех детей в начале занятий наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, жалобы на головные боли, плохой сон, повышенная утомляемость, снижение аппетита. Это закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям.

Легче переносят начальный период обучения и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации детей к учебному процессу могут служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.

Таким образом, можно сказать, что для успешной адаптации ребенка в школе, а потом в современном мире необходима поддержка взрослого, без которой ему будет очень трудно, а порой невозможно войти во взрослую жизнь.

Дорогие родители, у которых дети пойдут в первый класс, помните:

– все дети развиваются по-разному – один ребенок может начать систематическое обучение без ущерба для здоровья и развития в шесть лет, другому это будет по силам только в восемь;

– процесс адаптации проходит каждый ребенок, поступивший в первый класс (для каждого этот процесс индивидуален);

– с ребенком надо беседовать о школе, о значимости знаний, которые он там получит;

– показывайте и рассказывайте о школе со всех сторон, не вселяя в ребенка чувство эйфории, что «для тебя всё там будет просто», но и не сгущайте краски, мол, «у тебя ничего там не получится». Будущие первоклашки, как правило, стремятся в школу. Их влечет новизна общения, будущие изменения в жизни, красота учебных принадлежностей. Но у них не сформирован еще мотив получения знаний – именно это и предстоит сделать учителю;

– дети должны иметь представление об оценочной системе обучения (чем отличаются оценки «2», «3» от оценок «4», «5»);

– помогите первокласснику выстроить новый распорядок дня, учитывая каждый момент: во сколько нужно вставать и ложиться спать; сколько часов следует отвести на школьные и дополнительные занятия; сколько – на выполнение домашнего задания. Не забудьте об отдыхе – он необходим ребенку. Конечно, следует придерживаться составленного распорядка дня – это помогает ребятам систематизировать и планировать свою учебную деятельность;

– одна из особенностей первоклассников – подражательность – поможет им привыкнуть к новой жизни (первый учитель для первоклассника становится самым любимым, значимым человеком, которого ребенок безоговорочно слушается).

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Лиана Пепеляева: «Сиротство – это не проблема, это социальное заболевание»
2. Вручение ключей
3. «Мы – аисты, приносящие вести»
4. Гори, гори, наша звезда!
5. Делитесь опытом своим, трудитесь сердцем неустанно!
6. «Люди нашего города» – помощь в социализации детей-сирот
7. Молодежь и современные религиозные течения
8. Как вырастить ребенка счастливым
9. Старший, средний, младший, или Как влияют братья и сестры на формирование личности в многодетных семьях
10. Вторичное социальное сиротство: проблема, причины, предупреждение
11. Трудно ли быть родителями?
12. Скоро в школу: вечные вопросы
13. В семье – первоклассник
14. Обучение сегодня. Взгляд со стороны
15. Почему подростки убегают из дома
16. Взаимодействие семьи и школы
17. Теневая сторона киберпространства
18. Современная молодежь глазами демографов, социологов и политиков
19. Государственная молодежная политика
20. Семья моей мечты