Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Ольга Николаевна Кудрявцева,
педагог-организатор
отдела организационно-информационного обеспечения
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

В семье – первоклассник

Быть родителями первоклассника – это большая радость и большая ответственность. Ведь от первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом школьной жизни.

Одежда ученика

Главное правило здесь – удобство: костюмы и кофты с крупными пуговицами и молниями, ручки у портфеля не слишком тонкие и не слишком толстые, чтобы ребенку легко было их держать. Хотя школьные принадлежности желательно носить в ранце. Не надо в первые школьные дни учить семилетку завязывать шнурки, если он не научился прежде – выбирайте обувь на липах.

Первые школьные дни

В начале учебы внимание родителей особенно важно для ребенка. Постарайтесь провожать его в школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом. По дороге понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку, посчитайте птичек или прочитайте вывеску на магазине. После уроков внимательно слушайте, о чем рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Задавайте вопросы ребенку: «Что нового и интересного узнал?», «Чем запомнился день?». Не обсуждайте учителя в присутствии детей. Для первоклассников первый учитель – очень авторитетный человек, и ваши негативные оценки не изменят учителя, а навредят собственному ребенку. Насторожитесь, если спустя какое-то время ребенок не захочет идти в школу – это тревожный сигнал для родителей и для учителя. Выясните причину и измените ситуацию.

Как делать домашнее задание

В первые дни находитесь рядом с ребенком во время выполнения домашней работы. Нужно быть уверенным, что он правильно понял задание. А если затрудняется, объясните, почему нужно делать так, а не иначе. После того как вы убедились, что ребенок знает, что и как делать, можно доверить ему самому выполнить часть работы, расположившись в той же комнате, но в стороне. Затем обязательно проверьте выполнение домашнего задания и похвалите ребенка. Постепенно чаще оставляйте маленького ученика одного в комнате работать над заданными упражнениями – это приучит его к самостоятельности.

Некоторые родители стараются делать все с ребенком, а иногда и за него. Это ослабляет внимание и ответственность. Современная учебная программа такова, что их участие необходимо, но в разумных пределах.

Новые правила

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями семилетки. Но здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь. Тем не менее, начало школьного обучения – это сильный стресс. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей ученика, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Школьные обеды

Дети в школе находятся полдня, и не стоит давать им с собой в салфетке сухой паек, тем более что продукты могут испортиться в сумке. Предпочтительнее комплексные завтраки и обеды. Обычно классный руководитель собирает ежемесячно деньги на питание в школьной столовой, где меню разработано в соответствии с санитарными нормами. Ежедневный рацион ученика включает в себя черный или зерновой хлеб, вареный картофель или картофельное пюре, гречку, рис, макароны, овощи и фрукты, постную говядину, курятину, рыбу, яйца или бобовые, молоко или кисломолочные продукты.

Кружки: за и против

Многие из сегодняшних семилеток еще до прихода в первый класс посещали подготовительные классы в лицеях и гимназиях. Зачастую это приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

Конечно, всем родителям хочется, чтобы в учебу ребенок включался уже подготовленным и больше внимания уделял своему дополнительному развитию, а не тратил время на писание в прописях палочек и крючков. К тому же немало родителей старается отдать своих детей в престижное учебное заведение, где, помимо основной программы, много дополнительных заданий повышенной трудности, а также различные факультативные занятия. Обычно таким способом мамы и папы иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Но помните, что завышенные требования мешают первокласснику, они лишают его уверенности в себе, тормозят его развитие, плохо сказываются на здоровье. Не надо настраивать первоклассника лишь на успехи в обучении и пугать его страшными последствиями, если что-то не получается. Как и в любой работе (а учеба – это труд), что-то получается лучше, что-то – хуже. Ослабленных и очень эмоциональных детей не торопитесь в этот же учебный год записывать в дополнительные кружки и секции – лучше отложите на второй класс. Соизмеряйте свое желание дать им все с их возможностями.

Трудно найти ребёнка, который шёл бы в первый класс с сознательным намерением учиться плохо. На вопрос «как ты будешь учиться?» дети всегда отвечают: «Хорошо!». Но менять что-то в своей жизни и взрослому человеку нелегко, что уж говорить про малышей? Еще вчера можно было играть сколько хочешь, а сегодня к портфелю и букету добавляется новый уровень нагрузки и ответственности. Постарайтесь своим правильным поведением и отношением помочь ребенку в том, чтобы этот период – когда из детства он вдруг попал в серьезную школьную жизнь – прошел бы для него как можно легче. И помните, что поступление в школу не должно лишать жизнь ребенка многообразия, радости, игры.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Лиана Пепеляева: «Сиротство – это не проблема, это социальное заболевание»
2. Вручение ключей
3. «Мы – аисты, приносящие вести»
4. Гори, гори, наша звезда!
5. Делитесь опытом своим, трудитесь сердцем неустанно!
6. «Люди нашего города» – помощь в социализации детей-сирот
7. Молодежь и современные религиозные течения
8. Как вырастить ребенка счастливым
9. Старший, средний, младший, или Как влияют братья и сестры на формирование личности в многодетных семьях
10. Вторичное социальное сиротство: проблема, причины, предупреждение
11. Трудно ли быть родителями?
12. Скоро в школу: вечные вопросы
13. В семье – первоклассник
14. Обучение сегодня. Взгляд со стороны
15. Почему подростки убегают из дома
16. Взаимодействие семьи и школы
17. Теневая сторона киберпространства
18. Современная молодежь глазами демографов, социологов и политиков
19. Государственная молодежная политика
20. Семья моей мечты