Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Ведущий рубрики
Все статьи автора(3) Андрей Павлович Стахович,
директор МКУ Городского центра
по профилактике социального сиротства «Солнечный круг»

Обучение сегодня. Взгляд со стороны

Сейчас много говорится о том, что школа вот-вот изживет себя в том значении, к которому все привыкли за последние несколько веков. Дескать, не надо будет в дальнейшем учить детей всему понемногу – гораздо прагматичнее выучить чему-то одному, а если вдруг профессия не понравится, то недолго и переучить. Да и вообще, зачем тратить силы и время на то, чтобы кого-то чему-то учить? В век сплошной компьютеризации любую информацию можно, что называется, без шума и пыли скачать за пару-тройку минут. Трудно найти в наше время человека, который бы ничего не слышал об Интернете, а уж новое поколение, кажется, рождается с мышкой в руках. Возможно, это не так уж и плохо – у каждого периода свои законы и своя нравственность.

Вспоминая Помяловского и его «Очерки бурсы», хочется отметить, что пару сотен лет назад знания, которые сейчас даются на уровне начальной школы, приходилось в прямом смысле слова вколачивать в головы великовозрастных учеников. С Митрофанушкой было еще сложнее. Сейчас же, как говорят некоторые смотрящие вдаль ученые, традиционная школа стоит на грани вымирания, а большинству педагогов через пятнадцать-двадцать лет придется либо менять отношение к своей профессии, либо осваивать другую специальность. Зачем нужны учителя, которые добросовестно и доходчиво, но нудно и неинтересно преподают то, что не имеет сиюминутного применения? Ведь теорему Пифагора с его знаменитыми штанами запомнили все, да и химическая формула воды и соляной кислоты тоже наверняка отложилась в памяти. Вот только для чего? Что делать с этой полезной информацией в обычной жизни? В конце концов, если потребуется измерить участок земли, то и с линейкой можно управиться. Те же ученые утверждают, что необходимые для профессии знания вполне можно приобрести годам к 12-14, сразу шагнув из детства в период зрелости и зарабатывания денег.

И все же позвольте не согласиться с этими убеждениями. Получать интересные сведения через Интернет – прекрасно, самообучение – великолепно! Вот только попахивает некоторой утопией. То, что их дети будут жить при коммунизме, нашим родителям уже обещали. Сколько лет прошло, а «всем по потребностям» что-то не наблюдается, и в «эпоху всеобщего счастья» лично мне окунуться пока так и не удалось.

Проработав не один год учителем, смело могу сказать: далеко не каждый ребенок готов взять знания, даже если они лежат на поверхности. Вспомните, уважаемые родители, всегда ли легко удается сподвигнуть вашего школьника на такое обыденное, казалось бы, дело, как выполнение домашнего задания. Да и сами мы, будучи пионерами и комсомольцами, всегда ли могли честно посмотреть в глаза своим учителям, когда они выбирали, кого вызвать к доске?

По-моему, учитель – это человек, к которому рано или поздно хочется возвращаться снова и снова. Для педагога важно не только то, насколько он хорошо знает свой предмет, но и то, как он может заинтересовать, увлечь им; а для этого на уроке должна быть дисциплина.

Представьте, насколько куцыми и однообразными будут знания 12-14-летних выпускников, если учить они будут лишь то, что сами для себя считают нужным. Согласен: школе, как и любому другому социальному институту, всегда необходимы изменения – нужны компьютеры, смарт-доски, современные умные учебники. Но профессия педагога, на мой взгляд, еще долго послужит людям. Живое общение не заменит никто, и уж тем более пресловутый Интернет, где, помимо интересной и нужной информации, можно найти ещё уйму всего непотребного.

Сейчас, в период экономического кризиса, первыми начинают ощущать его на себе наименее защищенные. Многие заводы перешли на сокращенный режим работы, кто-то вынужденно отправился в бессрочный отпуск. В образовании, где еще совсем недавно строго спрашивали за неосвоенные деньги, их теперь резко не хватает. Руководители стали пристальнее обращать внимание на штатное расписание своих учреждений. И это правильно: финансы, как говорится, счет любят, а значит, к их распределению всегда надо относиться серьезно, а не только в эпоху кризиса. Вопрос только в том, кому или чему отдать предпочтение.

Не буду спорить, выясняя, какой предмет важнее – физика или русский язык, ОБЖ или география. Для меня они все одинаково нужные. Я бы хотел поговорить о тех, кто, так сказать, за расписанием. И в первую очередь это классный руководитель и социальный педагог, которым далеко не всегда уделяется достаточно внимания. Классный руководитель получает свои доплаты (кстати, весьма незначительные) за ведение журнала, проверку дневников, да за несколько родительских собраний в год. Все остальное – чистый альтруизм. Будучи учителем-предметником, он заработает больше.

Вспоминая свои школьные годы, отмечаю, как много для сплочения коллектива делал наш классный руководитель Геннадий Алексеевич Павлюченко. Он был с нами в походах и на вечерах, на спортивной площадке и в кинотеатре. Мы не боялись подойди к нему за советом, а уж если он был строг с нами, то мы не обижались: ругается – значит, заработали. Ни в коем случае нельзя ломать систему классного руководства. На мой взгляд, наоборот, ее следует не только культивировать, но и всячески поддерживать, привлекая наиболее опытных педагогов.

В России лет двадцать назад не было и такой замечательной должности, как социальный педагог, который, наблюдая за детьми со стороны, видит, кому нужна помощь. Задача социального педагога отнюдь не сводится только к выявлению прогульщиков, выдаче талонов на бесплатные обеды, да разбору конфликтов. Его деятельность намного глубже и, на первый взгляд, как айсберг, прячущий девять десятых своей массы под водой, не заметна. Может быть, я отношусь к этому несколько предвзято, в рамках своей должности, но именно профилактика социального сиротства должна ставиться во главу угла деятельности социального педагога.

Что такое «социальное сиротство» знают если уж не все, то точно многие, а вот что такое его профилактика – загадка, недоступная даже некоторым профессионалам. Как можно предотвратить то, что даже измерить трудно? Вот здесь как раз и появляется социальный педагог. И если он подходит к делу неформально, то результаты его деятельности сказываются незамедлительно. Его задача – найти поход к тем, кого, просто списывая со счетов, причисляют к педагогически запущенным детям. И прикрепив к ним такой ярлык, можно снять с себя ответственность за этого ребенка, передав его на поруки в инспекцию по делам несовершеннолетних. А обязательно ли нужно доводить до карательных мер? Неужели социальный педагог, который по месту своей деятельности находится гораздо ближе к ребенку, не может сам решить многие проблемы?

Почему дети становятся «трудными»? Кто-то к этому предрасположен генетически, кто-то живет в асоциальной среде, не имея сил из нее выбраться, а кто-то просто идет по пути наименьшего сопротивления или не встретил вовремя человека, который помог бы ему, направил на путь истинный. Как тут не вспомнить базаровское: «Каждый человек сам себя воспитать должен, вот как я, например»? А ведь те самые «трудные дети» из группы риска зачастую вырастают более благодарными, чем их «беспроблемные» сверстники. Проходит год-другой после получения аттестата зрелости, и многие хорошисты и отличники уже не здороваются на улице, старательно отводя взгляд в сторону или делая вид, что видят вас впервые в жизни. С теми же, в кого пришлось вложить душу, время и сердце, к счастью, происходит по-иному. Все мои «хулиганы» уже стали взрослыми, обзавелись семьями, остепенились, но до сих пор приветствуют меня чуть ли не за километр, хотя я в школе не работаю уже лет десять.

Еще совсем недавно в гимназиях и лицеях вводили должности освобожденных классных воспитателей. Почему же сейчас, когда стало чуть-чуть сложнее, стали сразу рубить с плеча «слабое звено», выбирая тех, без кого, кажется, можно обойтись, – социальных педагогов? Понимаю, что время лозунгов и пламенных речей давно прошло. И все же, обращаясь к директорам школ, призываю: подумайте еще раз, прежде чем сокращать столь необходимую штатную единицу. Поверьте, время все расставит по своим местам: пройдёт кризис, улучшится финансирование, а вот вернуть специалистов, которые были вынуждены переквалифицироваться на другие специальности, будет уже сложно.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 212)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Лиана Пепеляева: «Сиротство – это не проблема, это социальное заболевание»
2. Вручение ключей
3. «Мы – аисты, приносящие вести»
4. Гори, гори, наша звезда!
5. Делитесь опытом своим, трудитесь сердцем неустанно!
6. «Люди нашего города» – помощь в социализации детей-сирот
7. Молодежь и современные религиозные течения
8. Как вырастить ребенка счастливым
9. Старший, средний, младший, или Как влияют братья и сестры на формирование личности в многодетных семьях
10. Вторичное социальное сиротство: проблема, причины, предупреждение
11. Трудно ли быть родителями?
12. Скоро в школу: вечные вопросы
13. В семье – первоклассник
14. Обучение сегодня. Взгляд со стороны
15. Почему подростки убегают из дома
16. Взаимодействие семьи и школы
17. Теневая сторона киберпространства
18. Современная молодежь глазами демографов, социологов и политиков
19. Государственная молодежная политика
20. Семья моей мечты