Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Людмила Васильевна Шевцова,
начальник отдела профилактической работы с семьёй
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Почему подростки убегают из дома

Известно, что подросткам свойственно отстаивать свое мнение. Им хочется свободы действий и суждений; добиваясь невмешательства в свою жизнь, они даже покидают родительский дом.

Обычно дети убегают из дома из-за жестокого обращения с ними и из-за пьянства родителей. Но нередко побег – это реакция не только на конфликты, но и на недостаток внимания со стороны родителей. Дети бегут как из асоциальных семей, так и из благополучных и добропорядочных, где отцы поглощены работой, бизнесом, а матери занимаются только собой, и вместо внимания, заботы, поддержки состоятельные родители откупаются подарками и деньгами. Бывает, что уходы подростков из дома обусловлены боязнью трудностей, связанных с учебой. Начинается это с повторяющихся прогулов, особенно в дни более трудных занятий, либо когда появляется новый, более требовательный педагог. Также детей пугает смена школы, новый коллектив. Часто уход подростков из школы, а впоследствии и из дома носит демонстративный характер, связанный со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких-либо желаний.

Социальный психолог В.А. Фокин выделяет следующие причины побега из дома подростков:

1. Неблагополучное положение в семье. Пьянство родителей, скандалы и драки толкают их на побег, который следует понимать как осознанный пассивный протест. С каждым разом подростки убегают из дома на более длительный срок, и контакты с бродяжничающим контингентом просто неизбежны со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

2. Не сложившиеся отношения с родителями и близкими. Такие побеги являются следствием реакции эмансипации.

3. Смерть родителей. Убегающие из интернатов и детских домов воспитанники, преимущественно попавшие туда в подростковом возрасте, обойденные любовью и пониманием взрослых, инстинктивно ищут защиты у более смелых (в интернате это, чаще всего, неблагополучные мальчики).

4. Асоциальное поведение родителей. Уход подростков из асоциальных семей, скорее всего, не побег, а бродяжничество в поисках веселой компании и пустого времяпровождения (распитие спиртного, употребление наркотических средств, ведение беспорядочных половых связей). Покинув родные стены, подростки копируют асоциальное поведение своих родителей и их ближайшего окружения и считают такой образ жизни нормой.

Побеги могут совершаться не один раз. Как свидетельствуют современные отечественные психологи, первый побег обычно бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома и первое время чувствует себя свободным от опеки и контроля со стороны взрослых, расценивает новую жизнь как легкую и веселую. Однако вскоре трудности выживания на улице, необходимость искать приют и пищу заставляют их переоценить ситуацию, ставшую причиной побега.

К сожалению, далеко не все сбежавшие стремятся вернуться в родной дом, чаще всего дети из неблагополучных семей продолжают бродяжнический образ жизни, так как знают, что их ожидают побои и издевательства. Для таких подростков улица может стать убежищем на долгие годы.

Родителям необходимо больше уделять внимания проблемам своих детей, стараться быть для них и защитниками, и советчиками. Ведь от того, насколько они проявят интерес к жизни своих чад, во многом зависит выбор ими дальнейшего жизненного пути.

Личность, сформированная в результате отсутствия родительской любви, характеризуется чувством внутренней пустоты. Особая потребность ребенка в заботе о нем делает его зависимым, вызывает у него стремление к контакту и близости с людьми, ведущими неправильный образ жизни. В процессе взросления личность таких людей практически не развивается – они остаются незрелыми. Лишенный потребности в получении и в реализации родительской любви подросток страдает сам, а вместе с ним и окружающие. Именно по этой причине поведение родителей должно быть направлено на создание у ребенка уверенности в том, что его любят, понимают, поддерживают, заботятся о нем. Если родитель отдает чаду свою любовь, стремиться быть для него опорой, то ребенок ощущает собственную значимость и внутреннюю силу. Дети любого возраста нуждаются в родительской любви, она обеспечивает им чувство безопасности, поддерживает благоприятное состояние их эмоционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведению и в целом выступает как источник жизненного опыта.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Лиана Пепеляева: «Сиротство – это не проблема, это социальное заболевание»
2. Вручение ключей
3. «Мы – аисты, приносящие вести»
4. Гори, гори, наша звезда!
5. Делитесь опытом своим, трудитесь сердцем неустанно!
6. «Люди нашего города» – помощь в социализации детей-сирот
7. Молодежь и современные религиозные течения
8. Как вырастить ребенка счастливым
9. Старший, средний, младший, или Как влияют братья и сестры на формирование личности в многодетных семьях
10. Вторичное социальное сиротство: проблема, причины, предупреждение
11. Трудно ли быть родителями?
12. Скоро в школу: вечные вопросы
13. В семье – первоклассник
14. Обучение сегодня. Взгляд со стороны
15. Почему подростки убегают из дома
16. Взаимодействие семьи и школы
17. Теневая сторона киберпространства
18. Современная молодежь глазами демографов, социологов и политиков
19. Государственная молодежная политика
20. Семья моей мечты