Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(3) Татьяна Борисовна Карыткина,
педагог-психолог
отдела развития семейных форм устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»

Взаимодействие семьи и школы

Одной из основных составляющих социальной структуры является малая социальная группа – семья, для которой характерно то, что ее члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы. Связь между всеми элементами этого института настолько сильна, что изменение одного из них непременно влечет за собой изменение группы в целом.

Семья всегда была и будет основой воспитания. Конечно, это далеко не простая система, так как на нее влияет множество факторов: наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, социальное положение, внутренний уклад, количество членов, материальная обеспеченность, отношение к ребенку. Но именно этот социальный институт призван аккумулировать в себе опыт прошлого и настоящего, служить своеобразным мостиком в будущее. Родители – это первые воспитатели для своих малышей, оказывающие на них самое сильное влияние, ведь им самой природой дано такое преимущество.

Кризис воспитания

В существующих условиях социально-экономического кризиса семья не в полной мере начинает выполнять свои важнейшие функции, в том числе репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, социально-статусную, досуговую, эмоциональную. И как следствие, происходит ухудшение уровня нравственного поведения и изменение мотивов деятельности подрастающего поколения не в лучшую сторону. Неверие в завтрашний день приводит к новым разрушениям сложившихся нравственно-этических норм и традиций, к усилению конфликтных отношений между супругами, родителями и детьми. Наблюдается печальная социальная тенденция: многие родители отказываются от решения вопросов воспитания и не уделяют внимания личностному развитию своих сыновей и дочерей. Дети растут с искаженными представлениями о смысле человеческой жизни, истинных добродетелях и ценностях, с отсутствием уважения и привычки к честному труду. А современное развитие общества требует от пап и мам особой гибкости в воспитании. В наше сложное время как никогда важно умение сохранять связь времен и поколений, ведь никакой другой социальный институт не способен потенциально нанести столько вреда ребенку, сколько институт семьи.

По психологическому здоровью семьи делятся на благополучные и неблагополучные. Дети, растущие в «проблемных» семьях, характеризуются широким спектром девиаций, которые значительно осложняют их взаимодействие с окружающим миром, влекут за собой стрессы, неврозы и агрессивность. Неблагополучная обстановка, применение недопустимых приемов воспитания, унижение человеческого достоинства детей и подростков взрослыми приводят к росту детских суицидов. Ухудшается и состояние здоровья подрастающего поколения, которое все активнее поражают социально-опасные болезни (туберкулез сифилис, ВИЧ-инфекция).

Таким образом, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и методами воспитания, порой осуществляют его вслепую, интуитивно, что не всегда приводит к позитивным результатам. А отсутствие прочных межличностных связей между родителями и детьми заставляет юных и наивных ребят искать авторитет извне. К сожалению, им часто становится негативное окружение, которое перетягивает ребенка на себя и отдаляет от родителей. В связи с этим назрела необходимость переоценить существовавшие десятилетиями представления о функции образования и воспитания, взаимодействия семьи и школы.

Педагогический компонент в развитии детей

Сегодня большой проблемой является отсутствие педагогической культуры у родителей и повсеместные попытки профессиональных специалистов эту культуру сформировать, хотя в прошлом веке было несколько удачных примеров проведения подобных мероприятий. Так, в 50-70-х годах ХХ века для родителей были организованы лектории и семинары, имевшие на них положительное влияние. Еще ранее В. А. Сухомлинским был создан постоянно действующий лекторий, направленный на родителей учеников средней школы. Этот лекционный курс по объему и содержанию приближался к университетскому курсу педагогики. На сегодняшний день проблемы семейного воспитания рассматриваются чаще всего только в рамках классных родительских собраний или индивидуальных бесед.

Еще одна проблема времени – нежелание школы и семьи идти навстречу друг другу в совместном решении проблем воспитания и развития подрастающего поколения. Конечно, в детстве закладываются все традиции воспитания, но то, что было заложено родителями и родственниками, продолжается в школе. Грани между этими двумя институтами подвижны, и, как говорил А. С. Макаренко, «человек не воспитывается по частям».

Семья совместно со школой создает важнейший комплекс факторов и условий воспитательной среды, определяющий эффективность всего образовательного процесса. Если школа сделает своими союзниками родителей, то она станет сильнее во всех отношениях. Такое взаимодействие должно носить характер встречного движения, совпадающего как по направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации, что поможет значительно избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.

Эффективность такого взаимодействия определяется взаимными установками. Они наиболее успешно складываются, когда стороны сознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу, опираясь на следующие психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств народной педагогики как основ домашнего воспитания, выбор оптимальных форм и др.

Сегодня школа и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки еще случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь некоторые родители не совсем четко осознают гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Не исключен и тот вариант, когда мамы и папы считают своей обязанностью лишь материальное обеспечение ребят, а воспитание возлагают на школу.

Но в наше время в «школьном воспитании» многое изменилось. Школа не может стать конвейером, «штампующим» личности, или просто «нормальных гармонично развитых людей». По одной лишь простой причине: воспитание ребенка – процесс сугубо индивидуальный, не терпящий эпизодических (пусть и правильных!) нравоучений со стороны взрослых – будь то родители или учителя. Ведь воспитание – это целая система, в которой происходит взаимное нравственное, интеллектуальное и физическое взаимообогащение как воспитателя, так и воспитываемого.

Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. У родителей, как и у педагогов, есть одна цель – сделать ребенка успешным. Это возможно при условии, что родители станут не просто помощниками педагогов, но и равноправными участниками процесса развития детей.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 22)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Лиана Пепеляева: «Сиротство – это не проблема, это социальное заболевание»
2. Вручение ключей
3. «Мы – аисты, приносящие вести»
4. Гори, гори, наша звезда!
5. Делитесь опытом своим, трудитесь сердцем неустанно!
6. «Люди нашего города» – помощь в социализации детей-сирот
7. Молодежь и современные религиозные течения
8. Как вырастить ребенка счастливым
9. Старший, средний, младший, или Как влияют братья и сестры на формирование личности в многодетных семьях
10. Вторичное социальное сиротство: проблема, причины, предупреждение
11. Трудно ли быть родителями?
12. Скоро в школу: вечные вопросы
13. В семье – первоклассник
14. Обучение сегодня. Взгляд со стороны
15. Почему подростки убегают из дома
16. Взаимодействие семьи и школы
17. Теневая сторона киберпространства
18. Современная молодежь глазами демографов, социологов и политиков
19. Государственная молодежная политика
20. Семья моей мечты