Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(2) Валентина Владимировна Лычагина,
магистр социальной работы
Кемеровского государственного университета

Все статьи автора(4) Елена Витальевна Филатова,
кандидат педагогических наук,
доцент социально-психологического факультета
Кемеровского государственного университета

Информатизация образования: изменят ли компьютеры систему обучения?

В современных условиях образование является одной из самых важных сфер человеческой деятельности. Система образования способна удовлетворить потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах, что, в свою очередь, определяет перспективы и эффективность развития страны в целом.

Современное общество называют информационным, так как информация образует важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс перехода к информационному обществу, коснулась всех сфер человеческой жизни. Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии науки и жизни научного общества в целом. Уровень развития информационного общества определяется эффективностью внедрения информационных процессов во все области, в том числе образование.

 

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации. Информатизация образования это не только процесс установки компьютеров и подключение к сети Интернет, это, прежде всего, процесс изменения содержания, методов, организационных форм подготовки учащихся не только школ, средних учебных заведений, но и ВУЗов.

Информатизация образования является ключевым условием подготовки специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой деятельности претерпевают смысловое наполнение базовые задачи образования. Информатизация образования – процесс, в котором политические, социально-экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи.

Образовательные услуги, предоставляемые на различных ступенях обучения должны взаимно дополнять друг друга. Исходя из того, что информатизация в большинстве школ проходит в недостаточной степени успешно, переходя на следующую ступень обучения, учащиеся сталкиваются с множеством трудностей. Так же как и преподаватель. Разнообразие средств, способных усовершенствовать учебную деятельность, ставит преподавателей в тупик. С одной стороны, наличие современного оборудования, а с другой – неумение им воспользоваться. И тот факт, что все обучающиеся имеют разную степень подготовки в области информационных и коммуникационных технологий, ставит барьер между преподавателем и студентом, поскольку все больше и больше преподавателей предпочитают пользоваться мультимедийным оборудованием и стараются вовлекать в работу с ним обучающихся.

Разработка и внедрение в педагогическую практику современных информационно-компьютерных технологий является основой формирования новой парадигмы образования. Использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе вызвало существенные изменения методов обучения, которые, в свою очередь, способствовали изменению форм, средств и содержание обучения.

С появлением компьютерных классов, оборудованных современной техникой с поддержкой интернет-технологий, стало возможно реализовывать в образовательном процессе схему «преподаватель – компьютер – студент», позволило способствовать формированию системного мышления у учащихся, то есть умению видеть и осознавать проблему в целом. Для реализации такой схемы мы предложили использовать концепцию информационной системы обучения, при которой преподаватель является координатором учебного процесса, а студент – интерпретатором знания.

Сравнение дисциплинарной и информационной системы обучения

Хранитель информации

Источник информации

Книга;

Учебное пособие;

Компьютерная программа и т.п.

Книга;

Учебное пособие;

Компьютерная программа и т.п.

Базы данных;

Банки данных и знания;

Справочно-информационные и экспертные      системы.

Интерпретатор знания: преподаватель

Интерпретатор знания: студент

Достоинством представленной схемы является то, что в ней информатика перестает быть подручным средством, с помощью которого к образовательному процессу обычно привлекаются информационно-компьютерные технологии [1]. Информатика становится системообразующим средством. Как показала наша работа, эффективное применение информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе возможно только в том случае, когда они обоснованно и гармонично интегрируются в образовательном процессе, а не являются некоторой надстройкой к существующей системе обучения.

Мы считаем, что использование информационно-компьютерных технологий должно реализовываться в следующей последовательности:

– работы по образцу (вооружают познавательными умениями);

– вариативные работы (начинают формировать опыт познавательной деятельности);

– частично-поисковые работы (задания усложняются, вводятся элементы исследования);

– исследовательские работы (перенос знаний в новые ситуации, где учащийся сам разрабатывает план решения познавательной задачи).

Такая последовательность позволяет постепенно перейти от выполнения простых заданий к более сложным. Преподаватель должен четко уловить границу допускаемой сложности заданий для конкретного учащегося.

Анализ литературы [2] и практического опыта использования ИКТ в образовании позволил нам выделить девять моделей учебной деятельности:

– поиск информации;

– компьютерный сбор и анализ информации об окружающем мире;

– создание гипермедиасочинений;

– создание веб-страниц;

– подготовка и проведение мультимедиавыступлений;

– компьютерное тестирование;

– проектирование и конструирование;

– погружение в языковую среду;

– отработка технических навыков.

Возможность работы с информационно-коммуникационными технологиями позволит:

  1. Организовать совместную учебно-исследовательскую деятельность с учащимися и преподавателями всего мира;
  2. Подсоединяться к мировым библиотекам, базам данных;
  3. Использовать в своей деятельности более широкий спектр учебных и методических материалов;
  4. Повышать квалификацию путем обучения в высших учебных заведениях, предлагающих сетевые программы дистанционного обучения;
  5. Поддерживать профессиональные контакты с коллегами, с методическими учреждениями и т.д.

Информатизация – это важнейшее направление в модернизации образования, в котором участвуют не только учащиеся и преподаватели, а также и администрация образовательного учреждения. Данная тенденция отлично прослеживается на примере Кемеровского Государственного Университета. На его базе создан Координационный совет по проблемам информатизации КемГУ, который, в свою очередь, имеет свою материально-техническую базу, блоки информатизации, разрабатывает официальные документы, регламентирующие деятельность КемГУ и его подразделений по вопросам информатизации, а также программы, выполняемые по направлению информатизации КемГУ. Примером таких программ являются «Программа информатизации КемГУ на 2008-2010 гг.»; Целевая научно-методической программа «Учебные электронные издания КемГУ» (2007-2010 гг.) и т.д.

Координационный совет по проблемам информатизации КемГУ создан с целью обеспечения эффективного внедрения информационных технологий в процесс обучения, в учебно-методическую деятельность, в научные исследования и в делопроизводство, для повышения эффективности, прозрачности и управляемости информационными ресурсами КемГУ.

Для улучшения качества образования, предоставляемого КемГУ, Координационным советом были обозначены следующие задачи:

1. Формирование банка электронных образовательных ресурсов, системы обеспечения их качества.

2. Развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса, формирование единого информационного образовательного пространства.

3. Информатизация процессов управления и развитие Интегрированной аналитической информационной системы (ИАИС) университета.

4. Организация системы «непрерывного» дополнительного профессионального образования по ИКТ.

5. Оснащение университета современными аппаратно-программными средствами и информационно-коммуникационными технологиями, развитие телекоммуникационной инфраструктуры.

 

Требования к эффективности профессиональной деятельности преподавателя существенно возрастают – это следствие новых потребностей общества в качественном изменении самого образования. Решение данных задач в полной мере позволит достичь высоких образовательных результатов, обновить образовательные процессы, усовершенствовать профессиональное развитие педагогов и т.п. Именно благодаря Координационному совету по проблемам информатизации, Кемеровский Государственный Университет вышел на новый уровень образовательного процесса, в котором информационно-коммуникационные технологии играют важную роль.

 

Литература

1. Гавришина О.Н., Филатова Е.В. Компьютерная составляющая подготовки специалистов по психологии и социальной работе в условиях классического университета//Основы формирования профессиональной компетентности специалиста в процессе обучения в вузе – Калининград. – 2004. – с. 214-221.

2. Уваров А., Водопьян Г. Инструменты для определения состояния информатизации школы//Школьные технологии. – 2008. – № 1. – с. 168-181.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информатизация образования: изменят ли компьютеры систему обучения?
2. Использование компьютерного практикума в учебной деятельности будущего педагога
3. Портфолио как средство обучения на уроках физической культуры
4. Из опыта первичной профилактики наркомании в массовых школах
5. Методические рекомендации по организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
6. Школьная жизнь и семейное счастье: противоположности или неотъемлемые части друг друга?
7. Компетентностный подход участников воспитательно-образовательного процесса
8. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
9. Сценарий, посвящённый Дню Матери
10. Классный час «Хлеб всему голова»
11. Сценарий новогоднего утренника для учащихся начальных классов (по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
12. Мастер-класс «Академия Новогодних Наук» классного руководителя и учащихся 9 «Б» класса МБОУ СОШ 129
13. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Крещенские забавы»
14. Мгновенье длиною в жизнь
15. Городская программа «Конкурс книгочеев»
16. В гостях у Оперного… Несколько шагов…