Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Наталья Сергеевна Панчук,

кандидат педагогических наук,
доцент кафедры физического воспитания
Кемеровского государственного университета

Портфолио как средство обучения на уроках физической культуры

Ситуация в современной системе высшей школы показывает, что информатизация образования является одним из ключевых моментов обучения студенческой молодежи. Целью информатизации образования является радикальное повышение результативности качества подготовки специалистов с новым типом мышления, способными самостоятельно решать задачи любой сложности. Достичь поставленной цели можно при условии широкого внедрения новых информационных технологий, решив для этого следующие задачи:

– повышение интенсивности обучения, создание условий и использование в воспитательно-образовательном процессе дидактических средств для получения продуктов деятельности;

– информационная интеграция различных дисциплин;

– приобретение знаний в области новых информационных технологий и навыков их применения.

Согласно стратегическому направлению качественного изменения системы образования, именно интеграция современных информационно-коммуникативных технологий, основанных на реализации личностно-ориентированного подхода, смоделирует новый импульс развития высшей школы XXI века. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики одним из эффективных способов реализации взаимосвязи технологий рассматривается учебное портфолио (папка сведений, достижений). Поскольку информация рассматривается в научной литературе как совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними, то в аспекте поставленной проблемы информационное портфолио предполагает сбор и систематизацию разнообразных сведений об окружающей действительности.

Применительно к компьютерной обработке данных под учебным информационным портфолио понимается пакет дидактических материалов, результатов деятельности студентов. Применение учебного информационного портфолио на занятиях физической культуры нами рассматривается в контексте нетрадиционного подхода: портфолио представляет не только накопительную базу достижений каждого студента, в персональной папке помещена научная информация по проблемам здоровья для индивидуального пользования.

Использование данной технологии обусловлено объективными обстоятельствами. Реальные условия жизни выдвигают жесткие требования к студентам высшей школы, будущим выпускникам – наличие комплекса знаний, профессиональных умений, навыков, опыта оперативных действий выполнения какой-либо деятельности. Акцент гармоничности вхождения в современный профессиональный ритм жизни продиктован востребованностью в хорошем здоровье и физической формы.

Известные цифры статистики, показывающие ухудшение здоровья студенческой молодежи за последние пять лет на 23-25% заставляют задуматься о путях решения проблемы укрепления и сохранения здоровья современных студентов. В этом смысле учебное портфолио рассматривается как инструмент самого процесса обучения в аспекте определения новых подходов к усвоению знаний студентов в области формирования здоровьесберегающей ответственности как системного свойства личности.

Ответственность, как качество личности, характеризуется сплавом мотивационно-аффективного, интеллектуально-когнитивного, деятельностно-поведенческого аспектов, что, в свою очередь, обусловливается необходимостью осмысления значимости понятия здорового образа жизни, выделяя причастность личности студента к формированию мотивов, чувств и возможностей, устойчивой активной позицией в здоровьесберегающей деятельности, личного участия в укреплении и сохранении здоровья. Смысл, сущность, понимание здоровьесберегающей ответственности позволили нам определить содержательный компонент структуры данного процесса – наличие мотивационно-потребностной сферы, которая подталкивает, заставляет, доказывает необходимость задуматься об ответственности укрепления и сохранения здоровья, об отношении личности к своему здоровью как к ценности.

Рассматривая ответственность как сложную характеристику личности, мы выделяем ее показатели: интерес, желание, отношение, потребность, осознание важности обязательств, планирование способов здоровьесберегающей деятельности, понимание необходимости фиксировать процессуальный аспект, результаты своих достижений для определения последующих шагов действий.

Формирование здоровьесберегающей ответственности студентов вуза тесно связано с проявлением сознательного, старательного отношения к овладению и расширению багажа знаний о здоровье, приобретению умений его сберегать, формированию навыков самоконтроля образовательной деятельности. Применение технологии учебного портфолио на занятиях физической культуры со студентами специальной медицинской группы предусматривает оказание педагогической помощи, поддержки, сопровождения, с учетом которых студент способен изменить свое отношение к здоровью как к ценности, быть ответственным за понимание значимости здоровья для своего будущего. Основная идея учебного информационного портфолио – привитие навыков самоорганизации, самоконтроля, самооценки, анализа деятельности, развитие самосознания, самоощущения своих результатов и понимание их динамики.

Состав учебного портфолио зависит от конкретной цели обучения студентов на уроках физического воспитания. Учебное информационное портфолио представляет собой коллекцию, отбор и анализ образцов и вариантов учебно-познавательной деятельности студентов медицинской группы на занятиях физической культуры, а также соответствующих информационных материалов, предназначенных для всесторонней качественной и количественной оценки уровня достижений каждого студента и дальнейшего индивидуального корректирования процесса обучения.

В зависимости от педагогической целесообразности возможны следующие варианты использования портфолио на занятиях физической культурой:

– это накопительная папка с дидактическим материалом по проблеме здоровьесбережения студентов для индивидуальной работы;

– это документ, в котором отражены промежуточные и заключительные результаты здоровьесберегающей деятельности;

– это возможность для обучающегося рефлексии собственных изменений;

– это инструмент обсуждения достижений субъектами учебного процесса.

Идея учебного информационного портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, предусматриваемого совокупность процессов обучения и учения студентов, выстраиваемых с учетом портфолио, позволяющего формировать мотивационный, интеллектуально-когнитивный, поведенческий аспекты структуры здоровьесберегающей деятельности студентов.

Само порфолио рассматривается и как продукт этого процесса. Учебное информационное портфолио – это новый способ работы, выражающий новую культуру учения, т.е. предполагает выстраивание вокруг портфолио учебный процесс, в котором существенно меняется суть взаимодействия преподавателя и студента, меняются новые способы достижения поставленной цели.

Задачи преподавателя: сосредоточить внимание студентов на проблеме, показать пути ее решения, обеспечить включение студентов в активную деятельность.

Задачи студентов: осознать необходимость устойчивого положительного отношения к индивидуальной форме работы по здоровьесбережению, учитывая современные информационные технологии.

В учебное информационное портфолио включены следующие наименования компонентов учебно-познавательной деятельности студентов медицинской группы:

– компьютерные программы, тексты по вопросам формирования опыта здорового образа жизни;

– сборники комплексов физических упражнений для групп студентов с различными хроническими заболеваниями;

– статьи из интернет-сайтов;

– доклады, сообщения по проблеме своего здоровья.

Разработанная нами модель портфолио предполагает совокупность и других составляющих:

а) медицинский блок – индивидуальная регулярная фиксация результатов медицинского обследования студентов специальной группы (на основе данных медицинских карт);

б) образовательный блок – теоретические сведения для индивидуального изучения (усвоение системы знаний студентов о своем здоровье, здоровьесбережении, о роли физических упражнений на состояние организма, о пользе двигательной деятельности и активного и здорового образа жизни; знать смысл здоровьесберегающей деятельности и быть активным в сохранении своего здоровья).

Целенаправленная работа с портфолио позволяет студенту воссоздавать целостную информационную картину физического и психического здоровья, понимать его значимость, усваивать правила здорового образа жизни, планировать собственную образовательную стратегию здоровьесбережения с учетом заболевания. При поддержке и педагогическом сопровождении преподавателя физической культуры у студента вырабатываются умения использовать возможности организма в целях сохранения и укрепления здоровья, формируются навыки постоянного самоконтроля в устойчивости здоровьесберегающих действий.

Назначение учебного информационного портфолио в обучении студентов медицинской группы на занятиях физической культуры должно обеспечивать следующее:

– наполнение портфолио актуальной информацией о знаниях, умениях и навыках студентов в области здоровьесбережения;

– индивидуальный просмотр текстов, статей по конкретным проблемам здоровья;

– внесение оценки здоровьесберегающей деятельности студентов;

– своевременное корректирование здоровьесберегающих программ.

О чем стоит подумать преподавателю физкультуры, приступая к работе над персонифицированным портфолио:

– какие материалы могут быть отобраны для портфолио;

– какие указания к действию следует отразить в теоретическом блоке, чтобы студент мог организовать и оценить свою работу;

– какие стандарты и критерии оценивания должны применяться в каждом конкретном случае;

– какие поводы должны быть, чтобы осуществить контроль и самооценку.

Цель работы преподавателя заключается в том, чтобы создать систему персонифицированного учета продвижений и достижений студента на основе личностного подхода в обучении.

Анализ теории и практики, посвященный применению учебного информационного портфолио в обучении студентов специальной медицинской группы на занятиях физической культуры, убедительно показывает: в идее портфолио заключены большие возможности для современного процесса обучения, позволяющего отслеживать развитие интереса, желания, устойчивой мотивации, оценку своих достижений, определение дальнейших шагов действий, что, в конечном итоге, работает на формирование ответственности за приобретение опыта здоровьесберегающей деятельности.

Литература

1. Злобин А. Ю. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе вуза. Образование, наука, инновации – вклад молодых исследователей: Материалы I(XXXIII) международной научно-практ. конференции /Кемеровский госуниверситет. – Кемерово: Полиграф, 2006.

2. Спешилова Н.В. Прикладные и социально-психологические исследования на базе компьютерного моделирования в системе высшей школы. Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы 3-й международной научно-практ. конференции. Ч.4/Отв.ред. Н. Н. Болдырев. – Тамбов, 2005.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информатизация образования: изменят ли компьютеры систему обучения?
2. Использование компьютерного практикума в учебной деятельности будущего педагога
3. Портфолио как средство обучения на уроках физической культуры
4. Из опыта первичной профилактики наркомании в массовых школах
5. Методические рекомендации по организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
6. Школьная жизнь и семейное счастье: противоположности или неотъемлемые части друг друга?
7. Компетентностный подход участников воспитательно-образовательного процесса
8. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
9. Сценарий, посвящённый Дню Матери
10. Классный час «Хлеб всему голова»
11. Сценарий новогоднего утренника для учащихся начальных классов (по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
12. Мастер-класс «Академия Новогодних Наук» классного руководителя и учащихся 9 «Б» класса МБОУ СОШ 129
13. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Крещенские забавы»
14. Мгновенье длиною в жизнь
15. Городская программа «Конкурс книгочеев»
16. В гостях у Оперного… Несколько шагов…