Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Валерий Анатольевич Ковалев,
кандидат педагогических наук, доцент
Красноярского государственного педагогического университета,
Отличник народного образования

Из опыта первичной профилактики наркомании в массовых школах

Началом нашей работы по разработке программы действий по первичной профилактике детской наркомании можно считать 1993 год, когда в системе народного образования происходили новые и не всегда понятные перемены, создававшие достаточно интересные ситуации, одна из которых и стала импульсом для начала данной работы. В одной из новых начальных школ на окраине города подобрался интересный с точки зрения дефектологов и психологов контингент учащихся. Не менее половины детского коллектива составили дети с задержкой психического развития, дети с более серьезными нарушениями интеллекта и настоящие дебилы, для которых были созданы классы соответствующего профиля.

Соседние школы использовали факт возникновения данной школы для направления в нее этих детей и решили ряд своих проблем. С первых же дней в этой школе стали заметны следы клея на одежде этих школьников и курение на улице табачных изделий и конопли, заросли которой росли на соседних пустырях. Мы располагали информацией о подростковой наркомании в других школах поселков Солнечный, Черемушки и ряде подобных на окраине города. В центральных школах не афишировали подобные явления, но стало заметным явлением частые заболевания печени у детей, что наводило на определенные мысли.

Первое, что предприняла администрация школы, это было приглашение на работу в школу медика-нарколога со стажем работы, которая активно занялась своей работой, чаще всего связанной с направлением детей на лечение. С нашей стороны усилия направлялись на поиск методик педагогического и психологического плана, но таковых в литературе и при встречах со специалистами мы не нашли.

Создать эффективную и доступную методику, которая помогла бы детям оценить реальность угрозы здоровью и самой жизни, стало нашей задачей. За пять лет мы данную задачу решили, методика создана и апробирована в ряде школ города, края и других регионах страны, таких как Якутия и Кемеровская область.

Ключевым возрастом для формирования антинаркогенной установки, по нашему мнению, следует считать младший школьный возраст, что подтверждается в работе ведущих специалистов НИИ физиологии детей и подростков (А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов, 1988).

Для получения нужной информации о наркомании используется легенда, сказочный сюжет о черной траве забвения, который читает учительница, и дети узнают о гибели сильного и могучего государства древнего мира. Информация продолжительностью семь минут не утомляет детей и полностью ими запоминается. Далее семь минут дети обсуждают с учителем данную проблему и предлагают решения для ее предотвращения. Оставшееся время дети рисуют акварелью две картины – счастливую и не счастливую страну.

Говоря языком науки – это комплексное использование элементов нейролингвистического программирования и арт-терапии в процессе формирования антинаркотической установки у младших школьников. По нашему мнению, полностью используется урок, так как все время идет переключение работы с одного участка мозга на другой, используется эффект переключения мозгового кровообращения и используются различные виды памяти и мышления. Содержание текста построено с учетом менталитета народов России, сопереживающих горе других и стремящихся к помощи страдающим.

Вторым этапом работы с младшими школьниками является просмотр детского спектакля, написанного журналистом В. Шленским в соавторстве с нами и поставленного детскими театрами и школьными коллективами художественной самодеятельности. Продолжительность спектакля 30 минут, что позволяет посмотреть его за один школьный урок и обсудить его со взрослыми.

На третьем этапе происходит работа с родителями учащихся в форме родительского собрания, которое имеет символичное название – «На пожар приди с умом», на котором родители учатся принимать верные решения и предотвращать беду.

В работе с младшими подростками (10-12 лет) допустимо использовать методику для младших школьников, в работе с учениками старшего подросткового возраста мы используем комплекс психодиагностических методик для определения агрессивности, волевого компонента, черт характера и методику «незавершенный рассказ», что позволяет предвидеть возможный уход ребенка в мир наркомании.

Для получения информации о проблеме наркомании мы используем авторский классный час, сценарий которого называется символично – «Затяжной прыжок без парашюта».

Нами разработаны и апробированы сценарии мероприятий для юношества и молодежи, на которых дается информация об опасности наркомании для любви, семьи и будущих детей. Продуманы и проведены конкурсы «Нет наркотикам!», основной задачей которых является использование плаката, рисунка и научных рефератов для привлечения внимания к проблеме взрослых людей.

В настоящее время можно сказать, что подготовлено не менее четырехсот педагогов и психологов, десять тысяч родителей получили методическую помощь в виде методичек о том, как организовать работы с ребенком. Методика дается в вузе на пятом курсе факультета начальных классов. Вышло пособие под грифом Министерства образования РФ.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информатизация образования: изменят ли компьютеры систему обучения?
2. Использование компьютерного практикума в учебной деятельности будущего педагога
3. Портфолио как средство обучения на уроках физической культуры
4. Из опыта первичной профилактики наркомании в массовых школах
5. Методические рекомендации по организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
6. Школьная жизнь и семейное счастье: противоположности или неотъемлемые части друг друга?
7. Компетентностный подход участников воспитательно-образовательного процесса
8. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
9. Сценарий, посвящённый Дню Матери
10. Классный час «Хлеб всему голова»
11. Сценарий новогоднего утренника для учащихся начальных классов (по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
12. Мастер-класс «Академия Новогодних Наук» классного руководителя и учащихся 9 «Б» класса МБОУ СОШ 129
13. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Крещенские забавы»
14. Мгновенье длиною в жизнь
15. Городская программа «Конкурс книгочеев»
16. В гостях у Оперного… Несколько шагов…