Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(23) Наталья Валерьевна Шевелёва,

учитель технологии,
руководитель МО классных руководителей
МБОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска

Компетентностный подход участников воспитательно-образовательного процесса

(размышления на актуальную тему)

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

К числу таких образовательных результатов относятся:

1. Развитие способности ориентироваться:

– в окружающей действительности;

– в явлениях природы;

– в социальных явлениях;

– во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей.

2. Формирование ключевых компетенций.

И, прежде чем говорить далее, хотелось бы всё-таки понять определения «компетентность» и «компетенция», о которых так много теперь говорят.

Компетентность – 1) круг полномочий к.-л. лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом (Словарь иностранных слов).

Говоря современным языком, компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации (Педагогический словарь).

Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости, в опыте самостоятельной деятельности. Компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания на практике.

И наконец, прежде чем продолжать разговор на данную тему подробно и обстоятельно, хочется остановиться и прочитать написанное подростком, девушкой 15 лет.

Я хотела бы понять…

Понять – значит сделать внятным, прозрачным, объяснимым. Но мы, изучая мир по школьным учебникам, зачастую так и не приближаемся к его пониманию. Точнее, у нас возникают иллюзии понимания, но очень скоро эти иллюзии опровергаются собственным жизненным опытом. И тогда видишь, что понимание не может прийти извне, а может быть только твоим собственным. Понимание нельзя выучить или усвоить – его можно только выстрадать. И начинается путь понимания только со своих собственных вопросов, со своих собственных нестыковок с миром и с собой.

Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что современное общество стремительно меняется. Настолько стремительно, что мы подчас оказываемся совершенно беспомощными перед необходимостью дать совет взрослеющему ребёнку, поскольку именно в такие моменты осознаём, что ему через несколько лет вступать в совершенно иную жизнь, чем вступали мы сами. Наш опыт, так трудно доставшийся нам самим, оказывается неприменим, не нужен следующим поколениям. Пугающая и неожиданная ситуация, не правда ли?

Мы оказались перед лицом совершенно новой для истории ситуации – опыт предшествующего поколения передаётся последующему, а тому он не нужен. Т.е., может быть, он и нужен, но одновременно нужно и что-то ещё, другое, нам неизвестное. Эта ситуация порождает множество вопросов – философских, психологических и т.д. Но главное, возникают вопросы практические. И если, кажется, без ответов на первые можно обойтись, то уж без ответа на вопрос: «А делать-то что?» – обойтись труднее. В России этот разрыв поколений оказался ещё глубже, поскольку одновременно с изменениями цивилизации произошли и социальные. Сейчас нас интересует данная ситуация в узком смысле – как меняющая институт общего образования и воспитания. Образование во все времена было инструментом обеспечения преемственности поколений. Через образование, обучение и воспитание общество гарантировало, что новое поколение продолжит поступательное развитие. Эта функция держится на связи времён. Как только происходит разрыв, например, в эпохи катастрофических социальных потрясений, образование начинает пробуксовывать. И это, наверное, можно называть «кризисом образования и воспитания».

Сегодня по масштабу перемен происходят схожие процессы. Главным результатом и одновременно условием развития общества становится не материальный продукт, а информация. Но одновременно происходит стремительный рост темпов внедрения технических разработок. Мы сегодня вынуждены осваивать новые и новые средства, обеспечивающие нашу жизнедеятельность. Стремительно меняется номенклатура требований рынка труда к потенциальному работнику. И главной, обобщающей характеристикой становится мобильность во всех возможных смыслах этого слова – географическая, профессиональная. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание на практике. В связи с появлением новых тенденций в понимании целевых ориентиров образования и воспитания очень часто приходится встречаться с убеждённостью, что речь идёт о практической направленности.

В педагогической среде компетентностный подход часто трактуется как формирование практических навыков («научить, как сходить к нотариусу»). У одних учителей это вызывает позитивное отношение: они теперь могут научить чему-то действительно нужному, что, в свою очередь, повышает их самооценку. У других вызывает естественные сомнения: «Есть специалисты, не может же учитель заменить юристов, психологов и др.» Речь, однако, идёт о совершенно другом. Новые результаты образования, способности, о которых мы говорим, – это, конечно же, не практические умения. Да, они востребованы практикой, но к практическим навыкам совершенно не сводятся. Речь идёт о способности «прочитать» практическую, реальную ситуацию через призму тех знаний и умений, которые приобретены в школе.

Фактически мы должны двигаться не от знания к задаче, а наоборот – от задачи к поиску знания. В психологии и ОО «Технология» есть термин «критическое» (или направленное) мышление. Под критическим понимают такое мышление, при котором используются когнитивные техники или стратегии, увеличивается вероятность получаемого конечного результата; это такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений.

Хочется акцентировать ваше внимание на «принятии решений». Именно принятие решений и есть тот раздел между простой мыслительной процедурой типа использования знакомой формулы или правила и проявлением компетентности (или критического мышления).

Таким образом, возникновение компетентностного подхода знаменует собой момент осознания того факта, что в образовании и воспитании их результат не может и не должен быть продолжением процесса передачи ЗУНов, способностей. Фактически введение понятия «компетентность» заставляет рассматривать образование – воспитательно-образовательный процесс – как необходимое условие и специальное проектирование условий формирования критического мышления (компетентностей).

При определении наиболее важных, обобщающих, ключевых компетентностей акцент делается на следующем: ключевые компетентности формируются не только в рамках системы образования и воспитания, но и в реальной жизни, в социальных взаимодействиях вне образовательных систем. Компетентности не ограничиваются академической или профессиональной успешностью, они необходимы для успешности во всех сферах жизни человека. Если образовательные результаты не исчерпываются приобретаемыми в школе, значит, школе нужно начать сотрудничать с иными структурами.

К ключевым компетенциям относят следующие:

– автономное (самостоятельное) действие;

– интерактивное использование средств;

– функционирование в социальных группах.

Совершенно понятно, что все эти компетентности прямо связаны с проектной деятельностью. Именно в ситуации достижения самостоятельно поставленной цели, при планировании результата человек учится действовать самостоятельно, на свой страх и риск пробует (метод соц. проб) и отбирает наиболее приемлемые средства достижения цели, учится сотрудничать с другими.

Темой воспитательной работы педагогического коллектива нашей школы является «Формирование ключевых компетенций учащихся средствами воспитательного пространства школы как один из факторов социализации личности».

С учётом этого, выстроены следующие задачи:

1. Создавать условия для развития способностей и интересов учащихся, обогащения их духовного мира.

2. Формировать у ребят инициативность и самостоятельность, потребность и готовность совершенствовать свою личность.

3. Способствовать формированию толерантности и положительного отношения к общечеловеческим ценностям, законам государства, развитию правового самосознания и гражданской ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество.

4. Знакомиться и внедрять новые воспитательные технологии и принципы организации ВП, обеспечивающих эффективное решение важнейших задач воспитания на основе компетентностно-ориентированного подхода.

Школа – это, прежде всего, один из институтов социализации ребёнка. Поэтому на первое место выступают задачи социализации детей разного возраста. Сущность социализации – сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида, рассматривается нами через призму понятия «воспитание», которое, в свою очередь, определяется как целенаправленное «взращивание человека», осуществляемое в семье и школе, в том числе. Однако мы признаём, что любое общеобразовательное учреждение было, есть и остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, педагогов, родителей и социума. При этом основой любого взаимодействия является реализация потребностей его участников, которое находит своё отражение в понятии «компетенции».

К основным идеям педагогики, ориентированной на компетентность ребёнка как результат воспитания, относятся следующие:

– результатом воспитания является способность ребёнка самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, в т.ч. и его собственного опыта;

– содержание воспитания представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

– воспитательно-образовательный процесс должен создавать условия для формирования у детей и подростков опыта самостоятельного решения разнообразных образовательных проблем, имеющих как учебное, так и социальное содержание.

Компетентностный подход к целям воспитания с этой точки зрения обуславливает определение в качестве результатов воспитания следующие способности ребёнка:

– разбираться в ключевых проблемах современной жизни: экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных;

– ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы;

– реализовать себя в определённых социальных ролях (ученика, избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.);

– решать задачи, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).

– решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

Жизнь в условиях мегаполиса не создаёт возможности детям найти общения на улице или во дворе. Вместе с тем именно на улице происходит неформальное общение со сверстниками и другими возрастными группами. Именно через такое общение, игры, взаимодействие в группе приобретаются навыки общения и сотрудничества, а также идёт работа над своим характером.

Сегодня дети приходят в школу не только для того, чтобы учиться. Их привлекает возможность общения со сверстниками, имеющими сходные интересы, образ жизни и мыслей, то есть среда «таких же, как я». И необходимо предоставить шанс и возможность ребятам по-настоящему участвовать и в КТД, и в социально-значимой и просто досуговой деятельности. Освободить их от множества однообразных, скучных, кажется, только ради галочки, непродуманных дел и мероприятий, не давать повода думать, что взрослые, которые находятся с ними рядом, некомпетентны. Нужно дать возможность детям и подросткам получать опыт. Это довольно серьёзное слово, и дать определение опыта непросто.

Можно определить так: это такие действия и события, результат которых стал впоследствии условием последующих действий и событий.

А можно объяснить проще: то, что происходит с нами, может происходить, не оставляя следа, а некоторые события могут научить, заставить почувствовать, оставить свой след. И тогда они становятся частью опыта (споткнулся человек, поморщился и пошёл дальше. Или споткнулся, заметил ямку на дороге и стал её потом обходить). Получается, что опыт появляется не там, где мы что-то делаем, с нами что-то происходит, а только там, где в дополнение к этому возникает и остановка, и обдумывание, и анализ. При этом главное – факт остановки и фиксации внимания, факт рефлексии. Вообще рефлексия не слишком приятная процедура. Это своеобразный разбор полётов, который, как правило, приводит к тому, что эйфория от завершённого дела сменяется ощущением полного провала.

Но это – на эмоциональном уровне. А на рациональном уровне рефлексия – это выявление важнейших точек развития проектного замысла. Каждый из этапов мог разворачиваться иначе, чем разворачивался. Но реально выбран тот путь, который выбран. Теперь и предстоит понять, почему так произошло, что можно было, а что обязательно надо было сделать иначе (сходство с технологией КТД Иванова И.П.).

Но суть рефлексии, конечно же, не в том, чтобы обесценить достижения. Рефлексия – это, во-первых, почва для дальнейшего развития, во-вторых, база оценки. Основанием рефлексии является контроль. Действие контроля есть сличение реального с образцом (таков, по крайней мере, механизм контроля усвоения знаний в образовании). В воспитании нет чёткого исходного образца. И, следовательно, контроль в привычном виде невозможен. Поэтому точкой роста рефлексии (местом, где возможен контроль) является затруднение. Там, где произошёл сбой или возникли трудности, и возможна рефлексия.

И мониторинг этих трудностей – задача педагога, взрослого. Ребята легко сбиваются на изменение замысла, застревают на возникшей трудности, опускают руки и тогда ВП начинает буксовать. Именно такие проблемы необходимо отслеживать, именно в них оказывать помощь для того, чтобы ребята хотели участвовать в школьной жизни.

Школа независимо от того, как она организована и устроена, оформляет существование ученика, т.е. буквально придаёт ему форму. Без этого оформления исчезает зона ближайшего развития ребёнка. Развитие есть по своей сути насильственный процесс. Более того, развитие происходит не в вакууме, а в конкретных условиях, ситуациях, обстоятельствах. Сегодняшняя ситуация взросления детей ещё Д.Б. Элькониным была названа «кризисом детства». Произошёл разрыв между жизнью детей и жизнью взрослых. Как сегодня ребёнок может ответить на вопрос о том, кто его папа. Раньше были строители, парикмахеры, а теперь – менеджеры. А, что, собственно, это означает? Не для самого менеджера, а для его сына? Для него это – бессмысленное слово, т.е. жизнь взрослого не представлена ребёнку. Поэтому готовых форм жизни взрослых, которые можно продемонстрировать детям, становится всё меньше и меньше. А потому мнимая взрослость детей и подростков уходит в сферу моды, сленга, нецензурной брани и других форм поведения. Образ взрослого как свободного и ответственного, инициативного и принимающего решения, расплывается и заменяется картинкой из глянцевого журнала. Плохо это или хорошо, но это так.

Хочется теперь привести другое высказывание подростка:

«Когда я буду взрослой? Надеюсь, я никогда ей не буду – я хочу остаться ребёнком. Хотя смотря что вкладывать в понятие «взрослый». Если это человек, который «подыхает на работе», думает, как бы заработать денег, проверяет мой дневник (и если оценки плохие – то ремнём, а если хорошие – то денег на карманные расходы), а в пятницу и выходные «бухает», то я взрослой быть не хочу.

А если вкладывать в это понятие другой смысл – человек, который несёт ответственность за себя и своих близких, то у меня, скорее всего, это просто не получится».

Вот разрыв, на фоне которого происходит взросление: реальный взрослый отвергается, а другой, идеальный, недоступен. Из страны Детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную как радостью, так и страданием, как минутами горя, так и часами счастья. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. И усилий одних только педагогов недостаточно.

Дети чутко воспринимают всё, что их окружает в мире взрослых, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей и внуков было счастливым. Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова можно и нужно считать девизом воспитательной деятельности в нашей школе.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 70)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информатизация образования: изменят ли компьютеры систему обучения?
2. Использование компьютерного практикума в учебной деятельности будущего педагога
3. Портфолио как средство обучения на уроках физической культуры
4. Из опыта первичной профилактики наркомании в массовых школах
5. Методические рекомендации по организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
6. Школьная жизнь и семейное счастье: противоположности или неотъемлемые части друг друга?
7. Компетентностный подход участников воспитательно-образовательного процесса
8. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
9. Сценарий, посвящённый Дню Матери
10. Классный час «Хлеб всему голова»
11. Сценарий новогоднего утренника для учащихся начальных классов (по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
12. Мастер-класс «Академия Новогодних Наук» классного руководителя и учащихся 9 «Б» класса МБОУ СОШ 129
13. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Крещенские забавы»
14. Мгновенье длиною в жизнь
15. Городская программа «Конкурс книгочеев»
16. В гостях у Оперного… Несколько шагов…