(размышления на актуальную тему)
Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.
В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
К числу таких образовательных результатов относятся:
1. Развитие способности ориентироваться:
– в окружающей действительности;
– в явлениях природы;
– в социальных явлениях;
– во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей.
2. Формирование ключевых компетенций.
И, прежде чем говорить далее, хотелось бы всё-таки понять определения «компетентность» и «компетенция», о которых так много теперь говорят.
Компетентность – 1) круг полномочий к.-л. лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом (Словарь иностранных слов).
Говоря современным языком, компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации (Педагогический словарь).
Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости, в опыте самостоятельной деятельности. Компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания на практике.
И наконец, прежде чем продолжать разговор на данную тему подробно и обстоятельно, хочется остановиться и прочитать написанное подростком, девушкой 15 лет.
Я хотела бы понять…
Понять – значит сделать внятным, прозрачным, объяснимым. Но мы, изучая мир по школьным учебникам, зачастую так и не приближаемся к его пониманию. Точнее, у нас возникают иллюзии понимания, но очень скоро эти иллюзии опровергаются собственным жизненным опытом. И тогда видишь, что понимание не может прийти извне, а может быть только твоим собственным. Понимание нельзя выучить или усвоить – его можно только выстрадать. И начинается путь понимания только со своих собственных вопросов, со своих собственных нестыковок с миром и с собой.
Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что современное общество стремительно меняется. Настолько стремительно, что мы подчас оказываемся совершенно беспомощными перед необходимостью дать совет взрослеющему ребёнку, поскольку именно в такие моменты осознаём, что ему через несколько лет вступать в совершенно иную жизнь, чем вступали мы сами. Наш опыт, так трудно доставшийся нам самим, оказывается неприменим, не нужен следующим поколениям. Пугающая и неожиданная ситуация, не правда ли?
|
Мы оказались перед лицом совершенно новой для истории ситуации – опыт предшествующего поколения передаётся последующему, а тому он не нужен. Т.е., может быть, он и нужен, но одновременно нужно и что-то ещё, другое, нам неизвестное. Эта ситуация порождает множество вопросов – философских, психологических и т.д. Но главное, возникают вопросы практические. И если, кажется, без ответов на первые можно обойтись, то уж без ответа на вопрос: «А делать-то что?» – обойтись труднее. В России этот разрыв поколений оказался ещё глубже, поскольку одновременно с изменениями цивилизации произошли и социальные. Сейчас нас интересует данная ситуация в узком смысле – как меняющая институт общего образования и воспитания. Образование во все времена было инструментом обеспечения преемственности поколений. Через образование, обучение и воспитание общество гарантировало, что новое поколение продолжит поступательное развитие. Эта функция держится на связи времён. Как только происходит разрыв, например, в эпохи катастрофических социальных потрясений, образование начинает пробуксовывать. И это, наверное, можно называть «кризисом образования и воспитания».
|
Сегодня по масштабу перемен происходят схожие процессы. Главным результатом и одновременно условием развития общества становится не материальный продукт, а информация. Но одновременно происходит стремительный рост темпов внедрения технических разработок. Мы сегодня вынуждены осваивать новые и новые средства, обеспечивающие нашу жизнедеятельность. Стремительно меняется номенклатура требований рынка труда к потенциальному работнику. И главной, обобщающей характеристикой становится мобильность во всех возможных смыслах этого слова – географическая, профессиональная. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание на практике. В связи с появлением новых тенденций в понимании целевых ориентиров образования и воспитания очень часто приходится встречаться с убеждённостью, что речь идёт о практической направленности.
В педагогической среде компетентностный подход часто трактуется как формирование практических навыков («научить, как сходить к нотариусу»). У одних учителей это вызывает позитивное отношение: они теперь могут научить чему-то действительно нужному, что, в свою очередь, повышает их самооценку. У других вызывает естественные сомнения: «Есть специалисты, не может же учитель заменить юристов, психологов и др.» Речь, однако, идёт о совершенно другом. Новые результаты образования, способности, о которых мы говорим, – это, конечно же, не практические умения. Да, они востребованы практикой, но к практическим навыкам совершенно не сводятся. Речь идёт о способности «прочитать» практическую, реальную ситуацию через призму тех знаний и умений, которые приобретены в школе.
Фактически мы должны двигаться не от знания к задаче, а наоборот – от задачи к поиску знания. В психологии и ОО «Технология» есть термин «критическое» (или направленное) мышление. Под критическим понимают такое мышление, при котором используются когнитивные техники или стратегии, увеличивается вероятность получаемого конечного результата; это такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений.
Хочется акцентировать ваше внимание на «принятии решений». Именно принятие решений и есть тот раздел между простой мыслительной процедурой типа использования знакомой формулы или правила и проявлением компетентности (или критического мышления).
Таким образом, возникновение компетентностного подхода знаменует собой момент осознания того факта, что в образовании и воспитании их результат не может и не должен быть продолжением процесса передачи ЗУНов, способностей. Фактически введение понятия «компетентность» заставляет рассматривать образование – воспитательно-образовательный процесс – как необходимое условие и специальное проектирование условий формирования критического мышления (компетентностей).
При определении наиболее важных, обобщающих, ключевых компетентностей акцент делается на следующем: ключевые компетентности формируются не только в рамках системы образования и воспитания, но и в реальной жизни, в социальных взаимодействиях вне образовательных систем. Компетентности не ограничиваются академической или профессиональной успешностью, они необходимы для успешности во всех сферах жизни человека. Если образовательные результаты не исчерпываются приобретаемыми в школе, значит, школе нужно начать сотрудничать с иными структурами.
К ключевым компетенциям относят следующие:
– автономное (самостоятельное) действие;
– интерактивное использование средств;
– функционирование в социальных группах.
Совершенно понятно, что все эти компетентности прямо связаны с проектной деятельностью. Именно в ситуации достижения самостоятельно поставленной цели, при планировании результата человек учится действовать самостоятельно, на свой страх и риск пробует (метод соц. проб) и отбирает наиболее приемлемые средства достижения цели, учится сотрудничать с другими.
Темой воспитательной работы педагогического коллектива нашей школы является «Формирование ключевых компетенций учащихся средствами воспитательного пространства школы как один из факторов социализации личности».
С учётом этого, выстроены следующие задачи:
1. Создавать условия для развития способностей и интересов учащихся, обогащения их духовного мира.
2. Формировать у ребят инициативность и самостоятельность, потребность и готовность совершенствовать свою личность.
3. Способствовать формированию толерантности и положительного отношения к общечеловеческим ценностям, законам государства, развитию правового самосознания и гражданской ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество.
4. Знакомиться и внедрять новые воспитательные технологии и принципы организации ВП, обеспечивающих эффективное решение важнейших задач воспитания на основе компетентностно-ориентированного подхода.
Школа – это, прежде всего, один из институтов социализации ребёнка. Поэтому на первое место выступают задачи социализации детей разного возраста. Сущность социализации – сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида, рассматривается нами через призму понятия «воспитание», которое, в свою очередь, определяется как целенаправленное «взращивание человека», осуществляемое в семье и школе, в том числе. Однако мы признаём, что любое общеобразовательное учреждение было, есть и остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, педагогов, родителей и социума. При этом основой любого взаимодействия является реализация потребностей его участников, которое находит своё отражение в понятии «компетенции».
К основным идеям педагогики, ориентированной на компетентность ребёнка как результат воспитания, относятся следующие:
– результатом воспитания является способность ребёнка самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, в т.ч. и его собственного опыта;
– содержание воспитания представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
– воспитательно-образовательный процесс должен создавать условия для формирования у детей и подростков опыта самостоятельного решения разнообразных образовательных проблем, имеющих как учебное, так и социальное содержание.
Компетентностный подход к целям воспитания с этой точки зрения обуславливает определение в качестве результатов воспитания следующие способности ребёнка:
– разбираться в ключевых проблемах современной жизни: экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных;
– ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы;
– реализовать себя в определённых социальных ролях (ученика, избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.);
– решать задачи, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
– решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Жизнь в условиях мегаполиса не создаёт возможности детям найти общения на улице или во дворе. Вместе с тем именно на улице происходит неформальное общение со сверстниками и другими возрастными группами. Именно через такое общение, игры, взаимодействие в группе приобретаются навыки общения и сотрудничества, а также идёт работа над своим характером.
Сегодня дети приходят в школу не только для того, чтобы учиться. Их привлекает возможность общения со сверстниками, имеющими сходные интересы, образ жизни и мыслей, то есть среда «таких же, как я». И необходимо предоставить шанс и возможность ребятам по-настоящему участвовать и в КТД, и в социально-значимой и просто досуговой деятельности. Освободить их от множества однообразных, скучных, кажется, только ради галочки, непродуманных дел и мероприятий, не давать повода думать, что взрослые, которые находятся с ними рядом, некомпетентны. Нужно дать возможность детям и подросткам получать опыт. Это довольно серьёзное слово, и дать определение опыта непросто.
Можно определить так: это такие действия и события, результат которых стал впоследствии условием последующих действий и событий.
А можно объяснить проще: то, что происходит с нами, может происходить, не оставляя следа, а некоторые события могут научить, заставить почувствовать, оставить свой след. И тогда они становятся частью опыта (споткнулся человек, поморщился и пошёл дальше. Или споткнулся, заметил ямку на дороге и стал её потом обходить). Получается, что опыт появляется не там, где мы что-то делаем, с нами что-то происходит, а только там, где в дополнение к этому возникает и остановка, и обдумывание, и анализ. При этом главное – факт остановки и фиксации внимания, факт рефлексии. Вообще рефлексия не слишком приятная процедура. Это своеобразный разбор полётов, который, как правило, приводит к тому, что эйфория от завершённого дела сменяется ощущением полного провала.
Но это – на эмоциональном уровне. А на рациональном уровне рефлексия – это выявление важнейших точек развития проектного замысла. Каждый из этапов мог разворачиваться иначе, чем разворачивался. Но реально выбран тот путь, который выбран. Теперь и предстоит понять, почему так произошло, что можно было, а что обязательно надо было сделать иначе (сходство с технологией КТД Иванова И.П.).
Но суть рефлексии, конечно же, не в том, чтобы обесценить достижения. Рефлексия – это, во-первых, почва для дальнейшего развития, во-вторых, база оценки. Основанием рефлексии является контроль. Действие контроля есть сличение реального с образцом (таков, по крайней мере, механизм контроля усвоения знаний в образовании). В воспитании нет чёткого исходного образца. И, следовательно, контроль в привычном виде невозможен. Поэтому точкой роста рефлексии (местом, где возможен контроль) является затруднение. Там, где произошёл сбой или возникли трудности, и возможна рефлексия.
И мониторинг этих трудностей – задача педагога, взрослого. Ребята легко сбиваются на изменение замысла, застревают на возникшей трудности, опускают руки и тогда ВП начинает буксовать. Именно такие проблемы необходимо отслеживать, именно в них оказывать помощь для того, чтобы ребята хотели участвовать в школьной жизни.
|
Школа независимо от того, как она организована и устроена, оформляет существование ученика, т.е. буквально придаёт ему форму. Без этого оформления исчезает зона ближайшего развития ребёнка. Развитие есть по своей сути насильственный процесс. Более того, развитие происходит не в вакууме, а в конкретных условиях, ситуациях, обстоятельствах. Сегодняшняя ситуация взросления детей ещё Д.Б. Элькониным была названа «кризисом детства». Произошёл разрыв между жизнью детей и жизнью взрослых. Как сегодня ребёнок может ответить на вопрос о том, кто его папа. Раньше были строители, парикмахеры, а теперь – менеджеры. А, что, собственно, это означает? Не для самого менеджера, а для его сына? Для него это – бессмысленное слово, т.е. жизнь взрослого не представлена ребёнку. Поэтому готовых форм жизни взрослых, которые можно продемонстрировать детям, становится всё меньше и меньше. А потому мнимая взрослость детей и подростков уходит в сферу моды, сленга, нецензурной брани и других форм поведения. Образ взрослого как свободного и ответственного, инициативного и принимающего решения, расплывается и заменяется картинкой из глянцевого журнала. Плохо это или хорошо, но это так.
|
Хочется теперь привести другое высказывание подростка:
«Когда я буду взрослой? Надеюсь, я никогда ей не буду – я хочу остаться ребёнком. Хотя смотря что вкладывать в понятие «взрослый». Если это человек, который «подыхает на работе», думает, как бы заработать денег, проверяет мой дневник (и если оценки плохие – то ремнём, а если хорошие – то денег на карманные расходы), а в пятницу и выходные «бухает», то я взрослой быть не хочу.
А если вкладывать в это понятие другой смысл – человек, который несёт ответственность за себя и своих близких, то у меня, скорее всего, это просто не получится».
Вот разрыв, на фоне которого происходит взросление: реальный взрослый отвергается, а другой, идеальный, недоступен. Из страны Детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную как радостью, так и страданием, как минутами горя, так и часами счастья. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. И усилий одних только педагогов недостаточно.
|
Дети чутко воспринимают всё, что их окружает в мире взрослых, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей и внуков было счастливым. Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова можно и нужно считать девизом воспитательной деятельности в нашей школе.
|