Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(3) Татьяна Сергеевна Немчикова,
учитель второй квалификационной категории
МБОУ СОШ «Перспектива»
Центрального района г. Новосибирска

Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого внимания в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии.

В МБОУ СОШ «Перспектива» обучаются дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. В некоторых случаях нарушения развития вызваны микросоциальными, средовыми причинами не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т.д.

Нарушенное развитие имеет свои закономерности, характеризующие как отставание в развитии психики, так и компенсацию нарушений. У таких детей велики потенциальные возможности формирования психики. Наша основная задача – выявить у ребенка сохранные функции, базируясь на которых, можно корректировать ход его психического развития.

У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Дети с ограниченными возможностями испытывают значительные затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, поскольку для них ограничен доступ к различным источникам информации по следующим причинам:

– недостаточная мобильность;

– недоразвитие навыков межличностного взаимодействия;

– неприятие их большинством детей с нормальным развитием.

Коммуникативная компетентность ученика с особыми образовательными потребностями оказывает влияние:

– на учебную успешность;

– на процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в детском коллективе;

– на эффективность и благополучие его будущей взрослой жизни.

Для формирования коммуникативной компетентности учащихся в МБОУ СОШ «Перспектива» организована специальная целенаправленная система работы в воспитательно-образовательном процессе начальной школы. Основные субъекты данного процесса: классный руководитель и педагог-психолог, педагог-дефектолог, учитель-логопед, работающие во взаимодействии.

Базу для обеспечения коммуникации создает логопед, работая с детьми по формированию средств общения, по формированию фразовой речи, расширению активного и пассивного словаря, введению в активный словарь общепринятых социальных обращений, по расширению и уточнению словарного запаса (обогащение речи антонимами и синонимами, двузначными словами, фразеологическими оборотами), повышению культуры речи.

Педагог-психолог формирует на своих занятиях чувство самооценки, позитивной установки на самого себя, что способствует снижению неуверенности, помогает детям осознать себя и других как нечто особенное и, в то же время, обнаружить сходство, общность в группе, умение своевременно распознавать и блокировать агрессивные и аффективные состояния детей, с которыми ребенок вступает в контакт, умение предотвращать ситуации, которые могут причинить вред здоровью.

Учитель наибольшее внимание уделяет развитию коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературного чтения, в задачи которого входит процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов: помочь осмыслить и обобщить речевой опыт, улучшить качественные характеристики устной речи, повысить культуру речевой коммуникации и общения. Общение строится по двум схемам: педагог – ученик и ученик – ученик. Схема «педагог – ученик» позволяет приобрести умение воспринимать информацию. Схема «ученик – ученик» способствует обучению детей совместному обсуждению задания, выработке общего взгляда на способ его выполнения. Дети учатся согласовывать свое мнение с мнением других.

Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья включает в себя не только коррекционно-развивающую работу с учениками, но и просветительную с родителями и педагогами.

Основные рекомендации педагогам по работе над формированием коммуникативных навыков:

– прежде чем строить коррекционную работу, необходимо изучить индивидуальные, психологические особенности каждого ребенка;

– использовать индивидуально-дифференцированный подход в проведении деятельности;

– каждый успех в достижениях обязательно должен стать предметом положительной оценки;

– необходима систематическая, кропотливая работа;

– работа педагога должна быть творческой, и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов развития коммуникативных навыков.

Привить детям коммуникативные навыки важно как можно раньше, поскольку общение – это основа социальной адаптации человека. Дети с ограниченными возможностями испытывают значительные затруднения в формировании навыков социальной коммуникации по различным причинам. Наша основная задача – помочь ребенку преодолеть трудности в общении, сформировать четкие представления о социальных законах для успешной интеграции в общество.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 19)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информатизация образования: изменят ли компьютеры систему обучения?
2. Использование компьютерного практикума в учебной деятельности будущего педагога
3. Портфолио как средство обучения на уроках физической культуры
4. Из опыта первичной профилактики наркомании в массовых школах
5. Методические рекомендации по организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
6. Школьная жизнь и семейное счастье: противоположности или неотъемлемые части друг друга?
7. Компетентностный подход участников воспитательно-образовательного процесса
8. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
9. Сценарий, посвящённый Дню Матери
10. Классный час «Хлеб всему голова»
11. Сценарий новогоднего утренника для учащихся начальных классов (по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
12. Мастер-класс «Академия Новогодних Наук» классного руководителя и учащихся 9 «Б» класса МБОУ СОШ 129
13. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Крещенские забавы»
14. Мгновенье длиною в жизнь
15. Городская программа «Конкурс книгочеев»
16. В гостях у Оперного… Несколько шагов…