Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(23) Наталья Валерьевна Шевелёва,

учитель технологии,
руководитель МО классных руководителей
МБОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска

Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Крещенские забавы»

Предлагаю Вашему вниманию программу, которая может быть использована как во внеклассной воспитательной работе для организации досуга детей или семейного вечера отдыха совместно с родителями ребят, так и в учебной деятельности, как внеклассная форма по истории Отечества, литературе. Программа расширяет кругозор учащихся о русских традициях и обрядах; способствует формированию интереса к народному творчеству; сплочению детского коллектива; воспитывает культуру общения со сверстниками и взрослыми.

Особенностью данной игровой программы является использование в оформлении предметов русского быта (для чайного стола); изделий декоративно-прикладного творчества (вышитые скатерти, салфетки, полотенца, русские народные костюмы и/или их элементы: рубахи – для мальчиков, сарафаны – для девочек); настоящих елей (для оценки с помощью бумажных снежинок участников конкурсов); свечей (для подарка гостям праздника). Все конкурсы связаны с водой в различных состояниях (вода, снег, лёд и т.п.). Программу может вести взрослый ведущий и/или ведущий-ребёнок, например, в костюме Петрушки.

Данная игровая программа была успешно апробирована на практике и на занятии Городской школы «Досуг» для воспитателей ГПД (на базе СОШ № 129).

Немного истории

Из многих забытых праздников на Руси, пожалуй, самыми шумными и весёлыми были Святки, которые отмечались между Рождеством и Крещением (7-19 января).

Святки делятся на две половины. С 7 по 14 января их называли «святыми» вечерами. А с 14 по 19 января Святки называли «страшными» вечерами. И это не случайно. Согласно христианской легенде, Бог, отмечая рождение сына, на радости велел открыть преисподнюю, чтобы выпустить оттуда злую нечистую силу повеселиться на празднике. И поэтому именно в разгар Святок гуляет по святой Руси нечистая сила. На Святках по всей Руси «дым стоял коромыслом» от безудержного веселья, катания на тройках, песен, плясок, вкусных угощений. В это время устраивались маскарады, розыгрыши, колядования, гадания. После Святок наступало Крещение (Водокрещи).

А что такое Крещение? Наши предки-язычники боготворили стихии – неведомые силы природы. В числе этих сил природы был всесокрушающий, всеочищающий огонь, помогавший людям строить селения в дремучих непроходимых лесах, и вода – вечная кормилица-мать и благодетельница. Это почитание воды соединилось с памятью крещения Иисуса Христа в палестинской реке Иордан. Таким образом, к христианскому религиозному событию предки наши приурочили и свои языческие верования, назвав праздник Крещения Господня Водокрестием, Водокрещами.

Несмотря на стоящие обыкновенно в это время лютые крещенские морозы, благочестивые, смелые люди считают своей святой обязанностью окунуться в проруби и смыть с себя грехи. 18 января, канун Богоявления и Крещения или Крещенский сочельник, последний день зимних Святок.

Этому празднику и посвящена программа «Крещенские забавы».

Ход программы

Ведущий:

Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, гости дорогие!

Приходите, проходите, разомните кости!

Вас «Крещенские забавы» приглашают в гости.

Спешите скорей! Спешите скорей!

Нет праздника нашего веселей.

Гостей мы давно ждём-поджидаем,

Забавы без вас не начинаем.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Пусть проходит праздник пышно!

Но прежде, чем начать нашу программу, вам нужно поделиться на команды. А сделаем мы это необычным способом. Я угощу вас конфетами и прошу фантик оставить себе. По цвету фантиков получается три команды: красные, синие, белые.

Вы видите здесь ёлки – лесные красавицы. Это тоже неспроста. Сегодня, в Крещенский Сочельник, на ёлки будут «падать» снежинки, которые вы получите за участие в конкурсах нашей программы. За каждый правильный ответ или правильно выполненное задание – снежинка. Итак, начинаем!

1 конкурс «Зимушкины загадки»

Ах, спасибо вам, ребятки,

Что пришли вы к нам на Святки.

И сейчас мы для разрядки

Загадаем всем загадки.

  1. Там, где лес из сосен рыжих,

Там, где снега кутерьма,

Побежим на лыжах быстрых.

Здравствуй,………. (зимушка-зима)

  1. Одеяло белое, не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег)

  1. Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан……….(иней)

  1. Мы вдвоём катали ком,

Шляпа старая на нём.

Нос приделали и вмиг

Получился…………(снеговик)

  1. Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез,

Там волшебный вырос лес:

Пальмы с ёлками сплелись,

Самоцветами зажглись.

Ветер ставнями стучит,

А чудесный лес молчит.

Не качает как живой,

Серебристою листвой.

А весна дохнёт теплом,

Двор проглянет за окном. (Мозорные узоры на окне)

  1. Белая звёздочка с неба упала.

Мне на ладошку легла. И пропала. (Снежинка)

  1. Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела. (Метель)

2 конкурс «Водоносы»

Всё понятно без вопросов,

Все вопросы впереди.

Эстафета водоносов.

Водоносы, выходи!

Участники черпают столовой ложкой воду из детского ведёрка и переливают в пустой стакан. Кто сделает это первым, тот победитель. Приз – снежинка.

3 конкурс «Частушки»

Друг, веди свою подружку!

Все, кто хочет выйти в рост,

Знает звонкую частушку,

Выходите на помост.

И широкие, и узкие

Темы пусть любой берёт.

Пой, народ, частушки русские,

Весели родной народ!

Задача участников: спеть по 3 частушки, по очереди. За каждую спетую частушку – снежинка.

4 конкурс «Водохлёбы»

Молодые и молодушки,

Мир меняется!

Наши дружки и подружки,

Конкурс «Водохлёбы» начинается!

Задача участников (по одному от команды): как можно быстрее выпить через соломинку стакан воды.

5 конкурс «Снежный тир»

Отдохнуть пришла пора,

И сейчас без подготовки

Конкурс всех проверит вас,

Кто сегодня самый ловкий!

Сколько здесь у нас снежков,

Подходи и погляди!

В руку их бери скорее

И в ведёрко попади!

Участники команд берут по одному снежку (из ваты, синтепона и т.п.) и бросают в ведёрко (или цель). Команда получает столько снежинок, сколько попаданий.

6 конкурс «Гадание»

Гадали и гадают люди

Всегда под «ах!», под «ох!», под «ух!».

На движущемся странно блюдце,

Умерших вызывая дух.

Гадают люди на ромашке

И на веснушках на лице,

Сожжённой скомканной бумажке,

На воске, олове, свинце.

Гадальный вывод угадайте

По завершении пути.

Гадайте! Но не прогадайте!

Желаем счастье обрести!

Задание: угадать количество страниц в книге В. Волиной «Зимние забавы» (или в любой другой книге с «зимним» названием).

Более близкое число к правильному ответу – снежинка на ель.

7 конкурс «Вырежи снежинку»

Поспеши, честной народ!

Вас с искусством встреча ждёт.

Нынче прибыли на праздник

Мастера снежинок разных!

Вырезать снежинку ловко

Завсегда нужна сноровка.

Чтоб сработать честь по чести,

Ум в труде на первом месте!

Как в народе говорится:

Дело мастера боится!

А душа, она как птица,

К красоте всегда стремится!

Задача: участникам, как можно быстрее и аккуратнее вырезать по одной снежинке.

8 конкурс «Мокрая викторина»

Кто в «Мокрой» викторине победит,

Конечно, лучший эрудит.

У нас сомнений в этом нет, –

Он самый быстрый даст ответ.

За каждый правильный ответ – снежинка.

1. Назовите самый: большой океан; малый океан? (Большой – Тихий океан – 179, 7 млн. кв.км; малый – Северный Ледовитый – 13 млн. кв.км).

2. На каком материке нет рек? (В Антарктиде)

3. Какое озеро самое глубокое в мире? (Озеро Байкал – глубина 1620 м)

4. Назовите «цветные» моря? (Белое, Чёрное, Красное, Жёлтое, Мраморное)

5. В каком государстве целиком протекает самая длинная река в Европе? (Река Волга целиком протекает по России, протяжённость3530 км)

9 конкурс «Крещенские приметы»

Поспела новая игра –

Нелёгкое заданье.

За дело взяться вам пора

И проявить старанье.

Каждая команда получает два набора карточек: на одних синим цветом написано начало приметы, на других – зелёным цветом окончание. Задача участников: правильно составит крещенские приметы.

1. Пасмурное небо, идущий снег – предвещают плодородный год.

2. На Крещение день тёплый – хлеб будет тёмный.

3. Коли силён мороз на Водокрещи – на хлеба не ропщи.

4. Звездистая ночь на Крещение – урожай на горох и ягоды.

5. Ясный день в Крещение – к неурожаю.

6. Воробьи расчирикались в Крещенский день – к оттепели.

Игра для гостей (или болельщиков):

Святки всегда праздновались всеми: и молодыми, и старыми. Со всем азартом молодости собравшиеся играли в «Молчанку», в которой по команде: «Раз, два, три!» все парни и девушки должны хранить самое серьёзное молчание. Мы тоже приглашаем всех поиграть в «Молчанку». По команде ведущего все участники должны молчать, а наших гостей мы попросим попробовать рассмешить наших участников. От проигравшей команды заберём одну снежинку с ёлки.

10 конкурс «Отгадай слово»

Последний конкурс наступает,

Поразмыслить приглашает.

Торопись и не зевай,

Наше слово отгадай!

Как загадки отгадаете,

Сразу слово и узнаете!

Я буду вам загадывать загадки, а вы на листочках будете писать ответ и по моей просьбе подчёркивать названную мною букву. В итоге из букв вы составите слово.

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Горка) – подчеркнуть 4-ю букву

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз?

(Мороз) – подчеркнуть 2-ю букву

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лёд) – подчеркнуть 1-ю букву

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Крещенье отмечаем, словно встарь,

И этот праздник нам принёс…..

(Январь) – подчеркнуть 1-ю букву

Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина.

(Холодильник) – подчеркнуть 5-ю букву

Как по небу, с севера,

Плыла лебедь серая.

На поля, озёрушки

Кидала пух да пёрышки.

(Туча) – подчеркнуть 4-ю букву

Из подчёркнутых букв получаем слово «КОЛЯДА».

На Святки был обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли и желали всего самого наилучшего. Поздравляли не просто словами, а специальными песенками. Они назывались Колядками.

Для всех вас у меня тоже есть коляда:

Желаем счастливого Нового года,

Во всех начинаньях хорошей погоды!

Пусть сбудется всё, что у вас на примете,

Пускай почитают родителей дети!

Пусть горе обходит сторонкою хату,

Пусть вам живётся легко и богато!

Пусть Крещенский Сочельник напомнит нам о чудодейственной силе воды, которой издавна поклонялись люди, ведь вода могла быть и доброй, и злой. Могла разрушить всё на своём пути, а могла обеспечить плодородие, утолить жажду.

И сегодня, в праздник Святой воды, в Крещение:

Гостей и близких привечаем

Мы ароматным сладким чаем.

От всех невзгод, от всех болезней

Российский чай всегда полезней.

Наш гость, сегодня не скучай,

Пей от души горячий чай!

К столу милости просим!

Гости подходят к столу, пьют чай. В это время ведущий считает снежинки, объявляет итоги, вручает призы.

Ведущий: И напоследок всем участникам и гостям нашей программы мы хотим преподнести небольшой подарок. Это свеча. Накануне Крещения хозяин или хозяйка не только рисовали мелом кресты на стенах, деревьях и притолоках всех строений, но и зажигали свечу. Считалось, что это отводит бесовские хитрости в земной жизни. А мы вам дарим свечу вот с таким сказом:

ДВЕ СВЕЧИ

Лучше зажечь свечу,

Чем всю жизнь проклинать темноту.

«Жаль мне тебя, – сказала незажжённая свеча своей зажжённой подруге. – Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены».

Отвечала горящая свеча: «Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю, и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой – душа свечи – соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаз ребёнка на праздничной ёлке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажжённая моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя, огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая и какая радость и польза от тебя?

Право, «лучше гореть, нежели почивать», потому что в горении жизнь, а в спячке смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоём сохранном бездействии, и не начинала существовать и так и умрёшь, не начав. А жизнь пройдёт мимо».

Так говорили две свечи.

(Из книги Н. Спириной «Сказы», Новосибирское Рериховское Общество, 1998)

И мы вам желаем, чтобы ваша душа горела и несла свет и радость окружающим вас людям.

А на прощанье желаем тому,

Кто был в нашем дому:

Чтобы все здоровы были,

Чтобы праздники любили

И обряды не забыли!

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говорим: до новых встреч!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 66)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информатизация образования: изменят ли компьютеры систему обучения?
2. Использование компьютерного практикума в учебной деятельности будущего педагога
3. Портфолио как средство обучения на уроках физической культуры
4. Из опыта первичной профилактики наркомании в массовых школах
5. Методические рекомендации по организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
6. Школьная жизнь и семейное счастье: противоположности или неотъемлемые части друг друга?
7. Компетентностный подход участников воспитательно-образовательного процесса
8. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
9. Сценарий, посвящённый Дню Матери
10. Классный час «Хлеб всему голова»
11. Сценарий новогоднего утренника для учащихся начальных классов (по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
12. Мастер-класс «Академия Новогодних Наук» классного руководителя и учащихся 9 «Б» класса МБОУ СОШ 129
13. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Крещенские забавы»
14. Мгновенье длиною в жизнь
15. Городская программа «Конкурс книгочеев»
16. В гостях у Оперного… Несколько шагов…