Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Учащиеся 11 «В» класса,

МБОУ гимназии № 1 Центрального района

г. Новосибирска

Мгновенье длиною в жизнь

В сентябре этого года Надежда Алексеевна Федосеева, учитель русского языка и литературы гимназии № 1 Центрального района города Новосибирска , отмечала удивительный юбилей – 50 лет работы в школе! Умная, всегда подтянутая, вдохновенная, несмотря на любые нагрузки и непогоды, она – любимый учитель литературы для стольких поколений выпускников!

Вот всего лишь одно свидетельство: «Уважаемая Надежда Алексеевна! Каждый учитель знает и любит свой предмет, но не каждый способен зажечь сердца своих учеников любовью к нему. Вы смогли сделать это. Слово жило и трепетало в Вашей душе, и, наверное, только потому оно входило беспрепятственно в наши души, души Ваших учеников. Слово помогало нам лучше увидеть, осмыслить, понять окружающий мир. Речь, как и глаза, – зеркало души. Мы научились улавливать в Ваших словах тончайшие оттенки чувств: угнетенность, тревогу, недовольство, смятение, радость, восторг. Вы открыли нам красоту слова – неоценимое богатство. Познавая красоту слова, мы испытывали отвращение ко всему уродливому, злому. Известно, слово несет в себе энергию мысли. Вы научили нас мыслить! Спасибо Вам! Любящие Вас ученики 10 «А» класса школы № 42. Выпуск 1984 года».

В честь столь значительного праздника корреспонденты из 11 «В» класса гимназии № 1 взяли у своей любимой учительницы интервью.

– Уважаемая Надежда Алексеевна, что для Вас всегда было главным в учительстве: обучение ребят литературе и русскому языку или воспитание учеников?

– Это как две стороны медали: обучая, воспитывать и, воспитывая, обучать. Но, пожалуй, воспитание важнее. Так как всегда нужны и важны в человеческом сообществе честность, трудолюбие, отзывчивость, активная гражданская позиция.

– В какой мере Ваш выбор стать словесником обусловили Ваши учителя? В какой школе Вы учились, и что отличало ее?

– У меня была замечательная школа в Барнауле. 55 лет спустя мы дружим с одноклассниками, встречаемся, помогаем друг другу.

Первая моя учительница не блистала знанием русского языка, но урок доброты преподала на всю жизнь: в голодном военном 1944-ом пригласила на каникулах нас, ее первоклашек, в свою маленькую комнату в коммунальной квартире, где жили еще три семьи. Половину булочки и косточку из компота я принесла своей младшей трехлетней сестренке.

А в старших классах – бином Ньютона, задачи по физике, таблица Менделеева, немецкий язык… На сорок человек – один учитель. Когда я поступала в МГУ на журналистику, на экзамене меня спросили, где и кто так научил немецкому. А литературе и русскому языку я училась у мамы, которая преподавала в пединституте. Сколько стихов она знала наизусть!.. Нас замечательно учили.

– Что Вас всегда радовало в учениках, а что огорчало?

– Искренность, желание учиться не перестает радовать. Расстраивает лень, ложь и хамство.

– Чем отличаются современные ребята от Ваших выпускников прошлых поколений?

– Современные «на ты» с новыми технологиями. Прежние были добрее.

– Что Вы больше любите: классику или современные литературу и искусство?

– Коленопреклоненно отношусь к классике.

– Многие считают, что ЕГЭ высушит души школьников. Что Вы больше цените в учебном деле: тренинг, набитую руку или эмоционально-чувственное постижение литературы?

– Конечно, главное – чувство: презрение к Молчалину, восхищение тургеневскими девушками, слезы, когда умирает Андрей Болконский, и любовь к «великому, могучему, правдивому и свободному русскому языку».

– Многие социологи говорят, что в наши дни старая советская идеология разрушена, а новая не создана, отсюда нет идеалов, нет героев, нет ориентиров, и человек настроен только на обеспечение своего благополучия. Как Вы к этому относитесь?

– Пытаюсь пробудить в ребятах стремление «стать вполне хорошим», например стихами любимой мной новосибирской поэтессы Елизаветы Константиновны Стюарт:

Я не боюсь обыкновенных слов,

Пусть даже речь о необыкновенном:

Я не боюсь назвать любовь – нетленной,

Сказать, что век наш – грозен и суров.

О доме говорю – родимый кров,

А по ночам – любуюсь лунным ликом,

И родину свою зову – великой.

Я не боюсь обыкновенных слов.

– Как Вы думаете, может ли гуманизм и культура быть вовсе вытеснены на обочину в рациональном, прагматичном рыночном мире?

– Тогда и наступит конец света, о чем нас настойчиво предупреждает Природа.

– Есть ли какой-нибудь предмет, которого сегодня нет в школьной программе, а Вы хотели бы его предложить?

– Этика. И еще танец.

– Пожелайте что-нибудь своим ученикам.

– Любите жизнь. Читайте хорошие книги. Они научат и воспитают. Вот опять лучше Елизаветы Стюарт не скажешь:

Что за чудо – простые дела:

Вымыть пол иль почистить картошку!

Вот до блеска протерто окошко,

Вот в руке замелькала игла…

Что за чудо – простые слова:

«Помогу», «поддержу», «пожалею»…

Этим даром не каждый владеет –

Доброта не во всяком жива.

Что за чудо – снега и дожди,

Разнотравья зеленое буйство!..

Потрудись.

      Помоги.

               Залюбуйся.

                        Вот и счастье!

                                  Другого не жди!

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информатизация образования: изменят ли компьютеры систему обучения?
2. Использование компьютерного практикума в учебной деятельности будущего педагога
3. Портфолио как средство обучения на уроках физической культуры
4. Из опыта первичной профилактики наркомании в массовых школах
5. Методические рекомендации по организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
6. Школьная жизнь и семейное счастье: противоположности или неотъемлемые части друг друга?
7. Компетентностный подход участников воспитательно-образовательного процесса
8. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
9. Сценарий, посвящённый Дню Матери
10. Классный час «Хлеб всему голова»
11. Сценарий новогоднего утренника для учащихся начальных классов (по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
12. Мастер-класс «Академия Новогодних Наук» классного руководителя и учащихся 9 «Б» класса МБОУ СОШ 129
13. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Крещенские забавы»
14. Мгновенье длиною в жизнь
15. Городская программа «Конкурс книгочеев»
16. В гостях у Оперного… Несколько шагов…