Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(3) Светлана Леонидовна Гусенкова,
учитель литературы МБОУ СОШ № 4
Центрального района г. Новосибирска

Все статьи автора(4) Елена Владимировна Романова,

агент по реализации театральных билетов
Новосибирского Государственного Академического Театра Оперы и Балета


В гостях у Оперного… Несколько шагов…

Не секрет, что музыкальную культуру необходимо развивать, в частности учащихся школ желательно приглашать в Оперный театр регулярно. Театр очень гостеприимен: он приглашает юных зрителей и на спектакли, и за кулисы. А если вы творческий человек, и к тому же преподаватель литературы, культурологии или истории, то сотрудничество с Оперным просто необходимо. При выборе спектакля для посещения вовсе не следует руководствоваться банальным афишным делением на спектакли для взрослых и детей.

Опера… «Серьезное слово! Длинные арии! Долгий спектакль» – Думаете, ребятам будет скучно?! Ничего подобного. Сделайте первый шаг со своими учениками: начните знакомство с оперы «Стойкий оловянный солдатик». Для тех, кому десять-двенадцать лет – самое то! К слову говоря, сказки Андерсена хорошо вспоминать, слушая оперу. Именно так мы и делаем с пятиклассниками. Кроме одноименной сказки ребята с удовольствием вспоминают и «Дюймовочку», и «Снежную королеву». На уроке перед спектаклем изучаем программку: что такое либретто? где звучит увертюра? чем отличается афиша от программы? Незатейливый урок продолжается и в театре: а где находится партер? есть ли в концертном зале амфитеатр? что звучит во время спектакля: ария или песня? Ребята запоминают и новые слова, и новые образы: каков Чертик! А Свинья-копилка, пожалуй, самый яркий персонаж, и в сочинении ребята не забывают упомянуть о ней.

Спектакль – это чудо: он будоражит в ребенке и эмоциональные ощущения, и рациональные умозаключения. Так рождается впечатление. После спектакля, на второй-третий день, здорово написать коллективное сочинение «Волшебный мир сказок Андерсена в опере «Стойкий оловянный солдатик». Первое знакомство с оперой состоялось. Оно было приятным. Можно делать второй шаг.

«Русалка» Даргомыжского хороша параллельно с «Русалками» О. Сомова и А.С. Пушкина. Прочитав новеллу О. Сомова и драму А.С. Пушкина на уроках литературы, ребята с удовольствием интерпретируют либретто оперы Даргомыжского: почему появляется девочка, ведь в литературных произведениях этого персонажа нет? Что символизируют темные цвета декораций? Шестой-седьмой класс с этим вполне справляется. Так мы продолжаем серьезное знакомство с понятием искусства – мотив.

Совершенно незабываемо впечатление от оперы «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова. Музыка русского и австрийского композиторов, звучащая в спектакле, яркое режиссерское решение в использовании символов и цветовой гаммы – белый, черный, красный – и философия образов расцвечивает трагедию А.С. Пушкина в изумительные тона. Рассуждая о впечатлении, оставленном спектаклем, мы понимаем, что такое гармоничное сочетание музыки, слов, цвета. А если через какое-то время ребята смогут посмотреть драматический спектакль «Амадеус» («Красный факел»), представление о Моцарте, Сальери и эпохе этих великих людей не сотрется в памяти никогда, как не забудется и мысль А.С. Пушкина: «Гений и злодейство – две вещи несовместные».

Оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Князи Игорь» давно, думаю, стали программными для учащихся девятых классов. И это неслучайно: как еще пятнадцатилетним юношам и девушкам представить русскую культуру далеких веков, как не в театре?! Костюмы, элементы быта, ярко изображенные на сцене, помогают ребятам услышать законы того времени и понять их.

Более взрослым любителям интерпретировать классические сюжеты в современных условиях есть над чем подумать, слушая оперы «Кармен» или «Макбет». И уже не таким долгим и скучным кажется оперный спектакль. И уже можно делать третий шаг – слушать «Тоску» или «Леди Макбет Мценского уезда».

Можно знакомиться с произведениями итальянской оперы, постепенно становясь знатоком знаменитого итальянского бельканто!

Итак, несколько шагов – и ребята приобщаются к высокому классическому искусству, всего несколько шагов – и уже ребята, ставшие выпускниками, при встречи говорят: «Как хорошо, что мы ходили в театр!». Если Вы хотите взрастить творческую личность, от приглашения в Оперный не отказывайтесь никогда!

С вопросами о репертуаре, а также заказами билетов обращайтесь по телефонам: 8-913-920-5048, 346-09-40 – Елена Владимировна.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информатизация образования: изменят ли компьютеры систему обучения?
2. Использование компьютерного практикума в учебной деятельности будущего педагога
3. Портфолио как средство обучения на уроках физической культуры
4. Из опыта первичной профилактики наркомании в массовых школах
5. Методические рекомендации по организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
6. Школьная жизнь и семейное счастье: противоположности или неотъемлемые части друг друга?
7. Компетентностный подход участников воспитательно-образовательного процесса
8. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
9. Сценарий, посвящённый Дню Матери
10. Классный час «Хлеб всему голова»
11. Сценарий новогоднего утренника для учащихся начальных классов (по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
12. Мастер-класс «Академия Новогодних Наук» классного руководителя и учащихся 9 «Б» класса МБОУ СОШ 129
13. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Крещенские забавы»
14. Мгновенье длиною в жизнь
15. Городская программа «Конкурс книгочеев»
16. В гостях у Оперного… Несколько шагов…