Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(2) Юлия Анатольевна Андросова,

заместитель директора по научно-методической работе
МАОУ «Вторая Новосибирская Гимназия»

Информационные технологии в образовательном процессе Второй Новосибирской Гимназии

В первую очередь, главным результатом школьного образования

должно стать его соответствие целям опережающего развития.

Это означает, что изучать в школах необходимо

не только достижения прошлого, но и те способы и технологии,

которые пригодятся в будущем.

Национальная образовательная инициатива

«НАША НОВАЯ ШКОЛА»

В проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится о том, что образование должно быть направлено на опережающее развитие личности, выпускники школ должны иметь навыки работы с новыми технологиями, обладать ключевыми компетентностями, в том числе и информационными. Именно с таких позиций в образовательном процессе Второй Новосибирской Гимназии осуществляется использование информационных технологий. Мы рассматриваем два основных направления этой работы:

1. Использование компьютера и связанных с ним технологий как «поддерживающего средства» образовательного процесса.

2. Технологизация образовательного процесса на основе использования информационных технологий.

В первом случае компьютер выступает как средство интенсификации, индивидуализации, повышения познавательной активности учащихся. Во втором случае предполагается системное использование ЭОР, средств коммуникации, включающих в себя электронный журнал, интерактивный стенд, электронную почту. С помощью информационных технологий осуществляется работа по введению дистанционного обучения, перевод в новый формат деятельности учителя при подготовке к урокам, при проведении уроков, разработка авторских электронных образовательных продуктов, альтернативных бумажным УМК и многое другое.

Эффективное использование информационных технологий во многом зависит от школьной информационной инфраструктуры. Благодаря высокотехнологичному оборудованию, имеющемуся в гимназии, в образовательном процессе реализуется проект «1 ученик: 1 компьютер», используются электронные образовательные ресурсы, современное программное обеспечение, интерактивные учебные пособия, проводятся тестирование и оценка знаний при помощи системы «Smart Senteo» и многое другое. Все компьютеры гимназии (а их 217) имеют выход в глобальную информационную сеть Интернет, благодаря чему обеспечивается доступ к максимальному числу сокровищ мировой культуры.

Программно-методическое сопровождение образовательного процесса состоит из фонда электронных образовательных ресурсов, в том числе и интерактивных учебных пособий, тестирующих, контролирующих, обучающих программ, электронных программно-образовательных комплексов. Многие ресурсы собраны в медиацентре гимназии. За 10 лет работы медиацентра сформирован фонд, содержащий аудио- и видеокассеты, компакт-диски, слайды, дискеты. В общей сложности около 1000 экземпляров. Учителя активно используют цифровые образовательные ресурсы, расположенные в гимназической локальной сети. На гимназическом web-узле размещены ЭОР нового поколения по всем предметам, ресурсы компаний «1 С: Образование» и «Кирилл и Мефодий».

Учителя гимназии активно используют на уроках и ресурсы глобальной сети Интеренет: единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/, открытые образовательные модульные системы (ОМС – ЭОР нового поколения), расположенные на сайте http://eor.edu.ru/, базу данных цифровых образовательных ресурсов и учебных материалов пользователей, расположенную на сайте http://www.openclass.ru/.

Успешное использование информационных технологий во многом зависит от информационной компетентности учителя. Современный учитель должен не только глубоко владеть психолого-педагогическими знаниями, но и быть хорошим специалистом в области информационных технологий. Формированию информационной компетентности педагогических кадров в гимназии уделяется большое внимание. В гимназии работает базовая школа по информатизации, тематика занятий в которой постоянно обновляется. Каждый учитель гимназии уже неоднократно прошел обучение в базовой школе по информатизации. Помимо занятий в гимназии, учителя направляются на курсы в ОблЦИТ, ГЦИ «Эгида». Показателем информационной компетентности учителя является участие в конкурсах с использованием информационных технологий. Уже в 2009-2010 учебном году учителя Второй Новосибирской Гимназии стали участниками Всероссийского конкурса «Мультимедиа урок в современной школе», Всероссийского конкурса «Лучший видеоролик по организации учебной деятельности в школе с использованием программ «1С: Образование». Результатом участия гимназии в конкурсе компании «1С» стало почетное второе место по России. Благодаря использованию информационных технологий для учителей появились новые возможности подготовки к урокам, новые возможности для архивации методических находок, сделанных в процессе самообразования.

Самообразование учителя – важный ресурс повышения его квалификации в вопросах информатизации. Современные учителя активно создают авторские электронные образовательные проекты, совершенствуют учительские портфолио, самостоятельно изучают новые информационные технологии.

Эффективное использование информационных технологий в образовательном процессе требует аккуратного и обоснованного комбинирования средств информации так, чтобы получать максимальную отдачу от каждого используемого носителя. Для оценки эффективности использования ЭОР в гимназии используются критерии, предложенные разработчиками Федеральной Целевой Программы Развития образования.1 Эти критерии делятся на традиционные и инновационные.

К традиционным относятся:

– соответствие программе обучения;

– научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);

– соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);

– отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;

– оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам и пр.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

– Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация – контроль учебных достижений.

– Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

– Возможность более полноценного обучения вне аудитории.

В ходе проведенного научно-методическим советом Второй Новосибирской Гимназии исследования была проделана работа по систематизации информационных технологий, используемых в образовательном процессе гимназии. На сегодняшний день в образовательном процессе гимназии используются:

– электронно-образовательные ресурсы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;

– обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники;

– экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

– средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, электронный журнал, телеконференции, гимназический Интранет;

– самостоятельно разработанные электронные образовательные продукты.

Говоря об использовании информационных технологий, нельзя забывать о том, что у учеников должна быть тоже сформирована информационная компетентность, навыки работы с компьютерными программами, с ресурсами Интернет. Поэтому в нашей гимназии преподавание информатики ведется со 2 класса. Работа ведется по авторской программе, разработанной коллективом учителей Центра информационных технологий гимназии. Начиная с 5 класса, у учеников добавляется курс «Программирование». Помимо уроков, ученики гимназии используют информационные технологии во внеурочной деятельности: участвуют в дистанционных конкурсах, викторинах, телекоммуникационных проектах, создают видеофильмы, выпуски новостей, работая в видеоклубе «Виват», участвуют в создании гимназической газеты «Секунда», разрабатывают разнообразные проекты.

Благодаря использованию информационных технологий уже сегодня можно говорить о достигаемых положительных образовательных эффектах. К ним можно отнести следующее:

– осуществление индивидуального режима работы с наиболее успешными учениками или, наоборот, с отстающими учениками, у которых применение компьютера значительно повышает интерес к обучению;

– возможность использования режима самообучения, графической иллюстрации изучаемого материала;

– возможность построения открытой системы образования, предоставляющей каждому ученику индивидуальную образовательную программу;

– активизация познавательной деятельности обучающихся, использование новых мотивационных средств;

– повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской деятельности учащихся;

– возможность увеличения объема предъявляемой для изучения информации;

– возможность многократного возвращения к плохо усвоенному материалу;

– возможность осуществления объективного контроля и оценки знаний и умений учащихся;

– расширение возможностей группового и проектного обучения;

– использование постоянно обновляющейся информации при подготовке к урокам;

– эргономичное использование временных ресурсов;

– расширение коллективных форм обучения;

– возможность самостоятельного создания мультимедийных образовательных продуктов, позволяющих представить учебный материал как систему ярких опорных образов;

– использование современного формата для разработки уроков, на основе постоянно обновляющихся ресурсов, а не поиска «отовсюду понемногу».

В рамках одной статьи трудно охватить все вопросы, связанные с использованием информационных технологий в образовательном процессе. Информационные технологии – это и ресурс для проведения дискуссий в педагогическом коллективе, и возможность избавиться от кипы бумаг однодневной важности, и возможность для накопления и создания учителем банка данных по предмету, и реализация новых подходов при обработке результатов обучения, и многое-многое другое.

Грамотное использование информационных технологий позволяет не только максимизировать образовательные эффекты, но и значительно расширяет и углубляет опыт познания всех субъектов образования, открывает много интересных направлений в образовательной деятельности.

1. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. – М.: Агентство «Социальный проект», 2008.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 22)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информационные технологии в образовательном процессе Второй Новосибирской Гимназии
2. Современные проблемы и возможности эффективного использования интернет-ресурсов в образовательной деятельности
3. Информационные технологии и электронные ресурсы в деятельности учителя биологии
4. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка
5. Эффективность использования инновационных форм работы на уроках географии и во внеурочной деятельности
6. Персональный сайт учителя как отражение педагогического поиска и информационной культуры педагога
7. Использование интернет-ресурсов на уроках географии
8. Использование мультимедийных средств на уроках литературы разных типов и видов
9. Презентация проектной деятельности на уроках английского языка в старших классах с использованием программы Power-point
10. Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в изучении школьных предметов
11. Приёмы индивидуализации образовательного процесса на основе использования новой версии SMART BOARD и в системе «1 ученик - 1 компьютер»
12. Формирование ключевых и предметных компетенций по русскому языку у учащихся 5 классов
13. Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Значения наречий (поясняющих глаголы)»
14. Использование системы тестирования и опроса Senteo на уроках математики
15. Электронный аутентичный учебник - друг и помощник
16. Электронный проект как средство формирования языковой компетентности младших школьников
17. Современные формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения
18. «Надежды Левобережья»: итоги проведения межрайонного интеллектуально-творческого марафона младших школьников