Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Светлана Юрьевна Толузакова,
кандидат биологических наук,
доцент кафедры ботаники и физиологии растений
Томского сельскохозяйственного института -
филиала ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет»

Современные проблемы и возможности эффективного использования интернет-ресурсов в образовательной деятельности

На сегодняшний день информационные технологии являются одним из мощнейших инструментов глобализации образования. Широкое использование интернет-ресурсов в образовательном процессе обусловлено, прежде всего, значительным увеличением объема информации, облегчением доступа к ней, а также возможностью построения гибкого, не ограниченного пространственно-временными связями, графика обучения [1].

Основными причинами, определяющими необходимость использования в образовательном процессе интернет-ресурсов, являются следующие [2]:

– Возможность доступа к информации, не отраженной в традиционных источниках, или к информации, доступ к которой традиционными способами затруднен.

– Сотрудничество и обмен профессиональной информацией с коллегами или специалистами-экспертами в других городах, странах.

Ниже перечислены некоторые из возможностей, которые на сегодняшний день предлагает Интернет для образовательной деятельности:

– научные, учебные, методические ресурсы, а также базы нормативных документов для преподавателей;

– научные, научно-популярные, учебные, развивающие ресурсы для школьников и студентов;

– уроки в режиме on-line;

– образовательные on-line проекты (конференции, семинары и т.п.);

– веб-квесты (webquests) – проблемные задания c элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы Интернета.

Эффективность образовательного процесса, использующего в качестве источника знаний Интернет, напрямую связана с содержанием информации, находящейся в виртуальном пространстве. Достоверность этой информации является уникальным прецедентом в истории, так как проверить ее часто не представляется возможным. Это является одной из проблем, решением которой может явиться объяснения преподавателя, предупреждающего, что сведения, которые учащиеся могут получить через Интернет не всегда будут надежными, что есть различия между объективной информацией и информацией, предлагаемой в надежде продать тот или иной продукт [3].

Развивая навыки поиска нужной информации, необходимо развивать и способности произвести ее всестороннюю оценку, выявить условия, ограничивающие ее использование, связать с уже имеющимися знаниями, определить позитивные и негативные аспекты информации, полученной из виртуальных источников. Все это требует как от учащихся, так и от преподавателей постоянного стремления к самообразованию, нахождению и исследованию новых источников знания, незаменимым помощником в которых сегодня является Интернет [4].

Как для учащегося, так и для преподавателя, использующих в своей образовательной деятельности Интернет в качестве источника пополнения знаний, важно научиться правильно ориентироваться в огромном потоке предлагаемой информации, уметь селектировать получаемые сведения, оценивать степень их достоверности. Задача преподавателя сегодня – научиться самому и обучить своих воспитанников быстрому и эффективному поиску необходимой информации.

На сегодняшний день Интернет предлагает огромное множество образовательных ресурсов. Умение ориентироваться в виртуальном пространстве, пользуясь поисковыми машинами (такими как Google www.google.com, Yandex www.yandex.ru и т.п.) является лишь начальным этапом навыков качественного поиска необходимой информации.

Одним из критериев, позволяющих оценить качество имеющихся виртуальных ресурсов, является профессиональная компетентность того, кто предоставляет данный ресурс, организует наполнение ресурса информацией.

Сегодня оправдано отдавать предпочтение образовательным порталам и сайтам, создаваемым и наполняемым при участии и поддержке ведущих учебных заведений, крупных библиотек, издательств и т.п., репутация и компетентность которых не вызывает сомнения, общепризнанна в мире. Материалы, представляемые в виртуальном пространстве данными источниками, как правило, подвергаются тщательному предварительному рецензированию экспертами. С другой стороны, часто при поиске информации в Интернете можно столкнуться с проблемой, что многие крупные мировые издательства и библиотеки, создающие виртуальные базы данных, предлагают возможность воспользоваться их информацией на коммерческой основе, а это далеко не всегда возможно для обычного преподавателя, студента, а тем более ученика школы.

Необходимо отметить, что за последние 5-10 лет виртуальное пространство значительно пополнилось высококачественными виртуальными ресурсами, поддерживаемыми Министерством образования и науки РФ, которые создаются и наполняются благодаря сотрудничеству ведущих высших учебных заведений России, библиотек, а также других образовательных учреждений.

Кроме того, отличные образовательные порталы и виртуальные базы данных созданы благодаря сотрудничеству ведущих учебных заведений и библиотек Сибирского федерального округа. Большим преимуществом для пользователя при обращении к данным ресурсам является то, что доступ к их информационным материалам, как правило, свободный, бесплатный, а качество самих материалов высокое.

Ниже приведены ссылки и краткое описание некоторых крупных российских образовательных порталов и сайтов, которые могут быть полезны как для преподавателя вуза и студента, так и для учителя школы, ученика, абитуриента.

 

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

http://window.edu.ru/window

 

Цель данной информационной системы – обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов.

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» создана по заказу Федерального агентства по образованию в 2005-2008 гг. Головной разработчик проекта – Федеральное государственное учреждений Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика») www.informika.ru.

ИС «Единое окно» является уникальным образовательным проектом в русскоязычном Интернете и объединяет в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России.

В разделе Библиотека представлено более 17000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов, а также изданных в университетах, вузах и школах России. Более половины учебно-методических материалов разработаны и переданы в «Библиотеку» ведущими университетами и вузами России, а также издательствами, отдельными преподавателями и авторами. Материалы представлены в формате PDF, DJVU и HTML, имеются программы для просмотра документов в этих форматах.

В Каталоге хранится более 45000 описаний образовательных интернет-ресурсов, систематизированных по дисциплинам профессионального и предметам общего образования, типам ресурсов, уровням образования и целевой аудитории. Расширенный поиск в «Каталоге» осуществляется по названию, автору, аннотации, ключевым словам с возможной фильтрацией по тематике, предмету, типу материала, уровню образования и аудитории. В ИС «Единое окно» предусмотрена единая система рубрикации, возможен как совместный, так и раздельный поиск по ресурсам «Каталога» и «Библиотеки».

 

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru/default.asp

Портал создан в 2002 году под эгидой Министерства образования РФ. Является частью системы Федеральных образовательных порталов, развивается как открытый пополняемый аннотированный каталог образовательных ресурсов, имеющихся в Интернете или разработанных редакцией портала. Цель работы портала – обеспечение оперативного доступа к образовательной информации, повышение уровня образования населения и оказание практической помощи всем участникам образовательного процесса с применением новых образовательных технологий. В рамках портала представлены разделы, содержащие нормативные документы (учебные программы, государственные образовательные стандарты и др.), разделы о дошкольном, школьном и высшем образовании, сборники авторских коллекций и образовательных проектов. Российский общеобразовательный портал – Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год.

 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

 

Единая Коллекция создается в ходе проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса. Формирование Единой Коллекции осуществляется на основе комплексной оценки качества рассматриваемых ресурсов, их соответствия Федеральному базисному учебному плану, Примерным программам начального, основного и среднего (полного) общего образования, современному отечественному и международному опыту.

 

Окружной ресурсный центр в Сибирском федеральном округе

http://sibrc.tsu.ru/

Портал ФРЦ в СФО – реализация проекта «Создание Федерального ресурсного центра научного, научно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения развития единой образовательной информационной среды в Сибирском федеральном округе» выполненного в 2002 году в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Организация-исполнитель – Томский государственный университет. Организации-соисполнители: Алтайский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет, Омский государственный университет, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томский государственный педагогический университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.

На портале представлены следующие ресурсы:

Подсистема описания образовательных ресурсов с применением технологий удаленного доступа (ТГУ)

Подсистема управления запросами образовательных учреждений на спутниковое вещание (ТГУ)

Информационно-справочная система для абитуриентов (ОмГУ)

Подсистема методической поддержки деятельности учителей школ и преподавателей вузов округа (АГУ)

Информационно-справочная подсистема портала (КемГУ)

Программное обеспечение для удаленного тестирования (НГТУ)

Информационно-аналитическая система мониторинга качества образования (НГТУ)

 

Ассоциация «Сибирский открытый университет»

http://ou.tsu.ru/resources/eledu/index.php?p=ngtu

 

Ассоциация создана в 1998 году, учредители: Алтайский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет, Томский государственный университет. Ассоциация – первый в Сибири консорциум университетов, ставящий своей целью создание единого научно-образовательного пространства на основе современных средств телекоммуникаций и технологий дистанционного обучения, объединяющего интеллектуальные ресурсы вузов и научных учреждений региона. Достижение этой цели позволит значительно расширить образовательный рынок вузов – членов Ассоциации и создать качественно новую систему образования, основанную на принципах открытого доступа к информационным базам, фундаментальности образовательных программ, индивидуальности процесса обучения.

Литература

1. Серветник О.Л. Проблемы использования интернет-ресурсов в условиях глобализации высшего образования. // Сб. науч. трудов СевКавГТУ, серия «Гуманитарные науки» № 2. – Ставрополь: Изд-во ГОУВПО «СевКавГТУ», 2005.

2. Иванова Е.В. Использование Интернет-ресурсов в образовательных целях (на основе анализа зарубежного опыта) // http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sem1/Doc31.HTML Мат-лы VIII Межд. конф. «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества», Крым, 2001.

3. Могилев А.В., Старова Т.С. Подходы к оценке качества образовательных Интернет-ресурсов// http://rcio.pnzgu.ru/vio/03/cd_site/Articles/art_7_1.htm, Электронный журнал «Вопросы образования», вып. 3, раздел «Интернет-ориентация».

4. Якушина Е. Характеристика образовательного пространства Интернет // http://phis.org.ru/education/stat2.shtml – Человек и информационное общество, раздел – Образовательный сектор.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1357)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информационные технологии в образовательном процессе Второй Новосибирской Гимназии
2. Современные проблемы и возможности эффективного использования интернет-ресурсов в образовательной деятельности
3. Информационные технологии и электронные ресурсы в деятельности учителя биологии
4. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка
5. Эффективность использования инновационных форм работы на уроках географии и во внеурочной деятельности
6. Персональный сайт учителя как отражение педагогического поиска и информационной культуры педагога
7. Использование интернет-ресурсов на уроках географии
8. Использование мультимедийных средств на уроках литературы разных типов и видов
9. Презентация проектной деятельности на уроках английского языка в старших классах с использованием программы Power-point
10. Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в изучении школьных предметов
11. Приёмы индивидуализации образовательного процесса на основе использования новой версии SMART BOARD и в системе «1 ученик - 1 компьютер»
12. Формирование ключевых и предметных компетенций по русскому языку у учащихся 5 классов
13. Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Значения наречий (поясняющих глаголы)»
14. Использование системы тестирования и опроса Senteo на уроках математики
15. Электронный аутентичный учебник - друг и помощник
16. Электронный проект как средство формирования языковой компетентности младших школьников
17. Современные формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения
18. «Надежды Левобережья»: итоги проведения межрайонного интеллектуально-творческого марафона младших школьников