Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Юлия Николаевна Гербер,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 3 г. Барабинска
Новосибирской области

Информационные технологии и электронные ресурсы в деятельности учителя биологии

Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам

школьников, открытые ко всему новому учителя –

ключевая особенность современной школы.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Сегодня проблему воспитания высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов невозможно решить без новых педагогических технологий, созвучных нашему времени. В настоящий момент одним из таких направлений деятельности педагогических работников по повышению качества обучения все чаще и чаще называют ИКТ. Владение информационными технологиями стало важной составляющей квалификации и средством социальной мобильности педагога. Опираясь на тезис из президентской инициативы «Наша Новая Школа» нужно отметить, что «Ключевая роль в школе принадлежит учителю». Реформа предполагает обновление системы подготовки педагогических кадров, увеличение практико-ориентированных занятий для школьников, обновление процедур повышения квалификации уже работающих учителей. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют широкие возможности индивидуализации профессионального образования, что находит свое отражение в проектировании образовательных программ, методических пособий, создании собственных ЭОРов.

В моей педагогической деятельности информатизация является одним из приоритетных направлений в достижении поставленных целей. Данную технологию рассматривают как систему методов программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе. Я активный участник инновационных общественных процессов. Моё конструктивное отношение к новшествам, при полном сотворчестве с учащимися в целом и конкретно с каждым субъектом образовательного процесса даёт хорошие результаты. Использование на уроках биологии информационных технологий позволяет мне сделать процесс обучения современным в режимах изучения нового. На моих уроках ученики совершают увлекательные путешествия, выполняют интересные практические и лабораторные работы с интерактивным моделированием биологических явлений, просматривают лекции лучших учителей страны, участвуют в форумах, ищут единомышленников и т.д.

Цель обучения: создание оптимальных условий на уроках биологии для развития личности ребенка, роста результатов качества образовательного процесса с помощью компьютерных средств.

Концептуальные позиции в использовании ИКТ:

– создание удобной образовательной среды;

– формирование мотивации к учению в целом и к биологии в частности;

– развитие навыков самоконтроля и рефлексивной самооценки;

– подготовка выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;

– реализация социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

В настоящее время я активно формирую пакет собственных ЭОРов, которые не дублируют книгу, а напротив нацелены на решение учебных задач, что не доступно полиграфическим изданиям. Мною создан фильм о пришкольном участке МОУ СОШ № 3 «Оазис радости, добра и красоты», который показывает методику создания пришкольного участка и его практическое применение в образовательном процессе. А также для коллекции федеральных цифровых ресурсов по биологии (http://fcior.edu.ru) разработан, апробирован и опубликован методический сборник «Кластер интегрированных уроков Биология +……». Опыт распространён среди коллег города и района.

Отдельные модули ЭОРов я применяю как демонстрационный материал. Например, снимок из космоса кораллового острова-атолла был использован на интегрированном уроке ИЗО + биология; путешествие по гидросфере, тема урока: «Значение кишечнополостных в природе и жизни человека». Использование на данном уроке ЭОРов реально усиливало мотивацию учения (красивые виды океана, шум моря, крики чаек). В отличие от обычных технических средств обучения с помощью ЭОРов возможно не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, самим создавать презентации своих ЭОРы. Учащиеся на уроке получают возможность построить собственное информационное пространство из объектов, входящих в ЦОР (создают презентации, мини-проекты; пополняют фотоколлекцию для уроков биологии; ведут копилку лучших познавательных сайтов, размещая ссылки на сайте клуба «Флореаль» http://floreal-baraba.narod.ru.

ИКТ позволяет мне, как учителю предметнику и как классному руководителю, достигать вполне конкретных и прогнозируемых целей. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых я как учитель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. При таком обучении все участники оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Наша совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Любая идея и находка рассматривается нами как открытие, которое произошло здесь и сейчас. При данном подходе критика, понятие «неверное решение» отступают и являются неконструктивными механизмами в учебном процессе, а приоритетными являются взаимоотношение, взаимодействие при решении общих, но значимых для каждого участника задач.

Одним из важных направлений использования ИКТ стала подготовка к ЕГЭ. Школьники проверяют свои знания через систему тестирования. На уроке школьники осуществляют выход в Интернет для работы с тестами демоверсий при подготовки к ЕГЭ. Интерес ребят к изучению биологии растет. Качество обучения всегда растёт. Ежегодно мои воспитанники выбирают экзамены по биологии в форме ГИА и ЕГЭ. Поступают в ВУЗы, где показывают хорошие знания по предмету.

Динамика участия школьников в экзаменах по биологии в 11 классе

Результаты участия учащихся в экзаменах по биологии в 9 классе

На протяжении трёх лет сложилась явная тенденция приоритетов у учащихся в выборе экзамена в пользу предмета биологии. Появился устойчивый рост желающих выпускников сдать экзамен по данному предмету. Нужно сразу оговориться, что профиль классов физико-математический, информационно-технологический, филологический, но, несмотря на это, ученики выбирают экзамен по биологии (2005-2006 г. – 37%; 2006-2007 г. – 37%; 2007-2008 г. – 49%) и успешно сдают, подтверждая свои знания. В последнее время дети стали выбирать экзамен в форме ЕГЭ, с полученным результатом поступили в Медицинскую академию г. Новосибирска на бюджетную форму обучения, хорошо учатся. В 2008 году результаты анкетирования, проведённого администрацией и психологами школы в 9 классах для формирования профиля, показали, что 10 человек из 53, а это 20% учащихся желает поступить в химико-биологический профиль. По социологическому опросу родителей стало понятно, что предпочтение детей обосновано потребностью биологических знаний в обществе, в заботе о своём здоровье, выбором дальнейшей профессии, свободной социализацией выпускников.

Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информационные технологии в образовательном процессе Второй Новосибирской Гимназии
2. Современные проблемы и возможности эффективного использования интернет-ресурсов в образовательной деятельности
3. Информационные технологии и электронные ресурсы в деятельности учителя биологии
4. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка
5. Эффективность использования инновационных форм работы на уроках географии и во внеурочной деятельности
6. Персональный сайт учителя как отражение педагогического поиска и информационной культуры педагога
7. Использование интернет-ресурсов на уроках географии
8. Использование мультимедийных средств на уроках литературы разных типов и видов
9. Презентация проектной деятельности на уроках английского языка в старших классах с использованием программы Power-point
10. Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в изучении школьных предметов
11. Приёмы индивидуализации образовательного процесса на основе использования новой версии SMART BOARD и в системе «1 ученик - 1 компьютер»
12. Формирование ключевых и предметных компетенций по русскому языку у учащихся 5 классов
13. Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Значения наречий (поясняющих глаголы)»
14. Использование системы тестирования и опроса Senteo на уроках математики
15. Электронный аутентичный учебник - друг и помощник
16. Электронный проект как средство формирования языковой компетентности младших школьников
17. Современные формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения
18. «Надежды Левобережья»: итоги проведения межрайонного интеллектуально-творческого марафона младших школьников