Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Лариса Юрьевна Каширская,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Вторая Новосибирская Гимназия»

Использование мультимедийных средств на уроках литературы разных типов и видов

Знания – дети любопытства и удивления.

Луи де Бройль

Использование ИКТ на уроках литературы дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. При этом увеличивается объем материала за счёт экономии времени, расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках литературы – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация творческой деятельности учащихся.

Одним из оптимальных и доступных для учителей средств использования ИКТ на уроках литературы, на мой взгляд, является создание мультимедийного проекта. Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае – это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется все, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Для разработки любого урока, в том числе и с использованием ИКТ, в первую очередь, необходимо определить тему и сформулировать цели и задачи. Исходя из них, определяется содержание материала, изучаемого на уроке, и формы организации деятельности учащихся. То, как подать этот материал с учетом учебных задач, учебного времени и особенностей организации деятельности на уроках разного типа, должен решить сам учитель. Ведь «…никто, кроме самого преподавателя, не вправе решать, какое средство ему необходимо для достижения поставленных на уроке целей, поэтому невозможно создать программное средство образовательного назначения, одинаково полезное всем преподавателям».1

Что же должно являться содержанием мультимедийных ресурсов на уроке? Это может быть изображение портрета писателя, формулировка темы урока и учебной задачи, эпиграф к уроку, отсканированные иллюстрации учеников или художников, картины изображения быта эпохи, описанной в произведении. Показ слайдов рекомендуется сопровождать музыкой, подобранной в соответствии с особенностями изучаемого материала.

Таким образом, подобные (мультимедийные) средства способствуют воздействию на разные сферы восприятия: эмоции, воображение, мышление, создают положительный настрой на работу. А в целом позволяют добиться реализации целей, поставленных учителем, наибольшей эффективности урока и в конечном итоге способствуют развитию творческих способностей учащихся (создание собственного текста: стихотворения, эссе, синквейна и т.д.).

 

Примеры творческих работ учащихся, созданных в процессе занятий

Вдохновение

Когда приходит вдохновение,

Ты будто бы взлетаешь в небо.

Ты видишь солнце в поле зрения,

Ты в мире том, в котором не был.

Ты там играешь и резвишься,

Как птица, клетку покидая,

Не думая о равновесье,

Безоблачно идешь по краю.

Забыв порядки и устои,

Плывешь по небу, как по морю,

О том, что счастье, я не спорю.

Просто лечу… И на мгновенье –

Ко мне приходит вдохновенье…

Ученица 7-го класса

 

 

 

Послесловие к уроку о Кольцове

Природа наша безгранична.

В ней много тайны и чудес.

Ты видишь море, солнце, небо,

Ты видишь луг, ты видишь лес.

Там все сияет и искрится

Всей неподдельной красотой.

И вот взлетаю я, как птица,

Взлетаю вместе я с тобой.

Летим мы в небо голубое,

Чтоб оглядеться свысока,

Чтобы тихонько насладиться

Природою издалека.

               Ученица 5-го класса

 

Фрагменты мультимедийных проектов к урокам литературы в 5-11 классах

 

1 Г.К.Селевако. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. Стр. 35.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информационные технологии в образовательном процессе Второй Новосибирской Гимназии
2. Современные проблемы и возможности эффективного использования интернет-ресурсов в образовательной деятельности
3. Информационные технологии и электронные ресурсы в деятельности учителя биологии
4. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка
5. Эффективность использования инновационных форм работы на уроках географии и во внеурочной деятельности
6. Персональный сайт учителя как отражение педагогического поиска и информационной культуры педагога
7. Использование интернет-ресурсов на уроках географии
8. Использование мультимедийных средств на уроках литературы разных типов и видов
9. Презентация проектной деятельности на уроках английского языка в старших классах с использованием программы Power-point
10. Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в изучении школьных предметов
11. Приёмы индивидуализации образовательного процесса на основе использования новой версии SMART BOARD и в системе «1 ученик - 1 компьютер»
12. Формирование ключевых и предметных компетенций по русскому языку у учащихся 5 классов
13. Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Значения наречий (поясняющих глаголы)»
14. Использование системы тестирования и опроса Senteo на уроках математики
15. Электронный аутентичный учебник - друг и помощник
16. Электронный проект как средство формирования языковой компетентности младших школьников
17. Современные формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения
18. «Надежды Левобережья»: итоги проведения межрайонного интеллектуально-творческого марафона младших школьников