Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(2) Наталья Ивановна Шубина,
учитель начальных классов МБОУ гимназии № 12
Калининского района г. Новосибирска

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Значения наречий (поясняющих глаголы)»

Цели урока:

– научить определять значения наречий;

– развивать умения использовать наречия для достижения выразительности, информативности;

– развивать исследовательские навыки учащихся;

– используя исследовательские навыки, воспитывать любовь к родному языку;

– воспитывать коммуникативные навыки.

Используемая технология: урок – исследование.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Обеспечение урока: компьютер (ноутбук), интерактивная доска, Classmate PC, мини-сканер, перо, раздаточный материал, презентация урока.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала (исследование значений наречий).
  4. Физминутка.
  5. Первичное закрепление знаний.
  6. Сообщение темы урока.
  7. Творческая работа.
  8. Физминутка.
  9. Тест.
  10. Итог урока (рефлексия).

Ход урока

1. Организационный момент (1 слайд).

Записать в тетради число, «Классная работа».

2. Актуализация знаний

Сегодня на уроке русского языка мы будем работать с представителями большой, хорошо знакомой нам семьи – семьи частей речи. А начнем мы урок вот с такого задания – «Конструктора». (2 слайд)

Соберите новое слово из безударных слогов данных слов.

Теплынь, ловить, мост (получилось слово – тепло) (3 слайд).

Не случайно такое слово у нас появилось. В доме, в семье всегда тепло рядом с близкими людьми.

Посмотрите, пожалуйста, на два данных предложения. Я предлагаю вам провести небольшое исследование. Каким членом предложения является слово тепло? (4 слайд)

1 вариант – Весна идет, тепло несет.

2 вариант – Папа тепло говорил о семье.

(Дети – в тетрадях, по 1 – на интерактивной доске (кто первый сделал) с доказательствами.)

Итак, тема нашего урока – наречие.

Мозговой штурм. Что мы знаем о наречиях (что такое наречие, на какие вопросы отвечает, каким второстепенным членом предложения является, какие части речи поясняют, какова роль в предложении)?

Что мы хотим узнать?

Работая сегодня на уроке, на эти вопросы мы узнаем ответы.

3. Изучение нового материала (исследование значений наречий)

На помощь нам придут фразеологизмы. Замените данные фразеологизмы наречием. Запишите полученные наречия в тетрадочку в столбик.

Встать чуть свет – РАНО (время) (5 слайд)

Черепашьим шагом – МЕДЛЕННО (способ, образ) ( 6 слайд)

Как по маслу – ХОРОШО (способ, образ) (7 слайд)

Кот наплакал – МАЛО (способ, образ) (8 слайд)

Встать с первыми петухами – ЗАСВЕТЛО (время) (9 слайд)

Рукой подать – БЛИЗКО (место) (10 слайд)

Яблоку негде упасть – ТЕСНО (способ, образ) (11 слайд)

Время от времени – ИЗРЕДКА (время) (12 слайд)

Обратим внимание на наши Classmate PC – включите их, пожалуйста. Они нам скоро понадобятся.

Ребят, посмотрите, какая чудесная, волшебная часть речи – наречие! Оно заменяет целую фразу. Какую часть речи поясняют наречия? С какой частью речи наречие может образовать словосочетание?

Запишите глаголы к данным наречиям.

Какой глагол записан? На какой вопрос отвечает наречие? Какую часть речи поясняет? На какой параметр действия наречие указывает?

4. Физминутка

Потянемся высоко,

Посмотрим далеко,

Наклонимся низко,

Глянем близко.

Посмотрим близко,

Наклонимся низко,

Глянем далеко,

Потянемся высоко.

5. Первичное закрепление знаний

Итак, подведем итог этого этапа урокачто же обозначают наречия?

(На доске Smart boord – учитель открывает SMART Notebook File)

Дети отвечают, а учитель ластиком «открывает» значения наречий.

Доску пригасить.

6. Сообщение темы урока

Тема, над которой мы сегодня будем работать – значения наречий, поясняющих глаголы.

7. Творческая работа

А помогут нам в этом наши Classmate PC.

Сmpc – Note Taker

Детям (по рядам) дается текст с пропущенными наречиями.

Текст – 1 ряд (наречия способа и образа действия)

Лужайка усыпана одуванчиками. Ты видел такие лужайки? Цветы ______________ держат свои белые шары. Пробежал по лужайке ветер. Он ________дунул. На лугу остались одни голые стебли. Вот шалун! ___________ стало на лугу. Луг притих и уснул.

Текст – 2 ряд (больше наречий времени действия)

Наступила зима. На улице ____________. Мороз ____________ закрыл лужи льдом. В аллеях парка стояла тишина. На мёрзлой ветке сидел снегирь. Он выставил красную грудку и брюшко. Он не боится мороза. _______________ известно – первый снегирь стужу зазывает, крепкие морозы.

Текст – 3 ряд (больше наречий места действия)

__________________ от ручья выросла красавица роза. _______________ росло деревце, на его ветку сел соловей. Он смотрел на розу и воспевал её красоту. Соловьиные трели _______________ звучали над ручьем. Ручей вторил им тихим журчанием.

К листу с текстом подсоедините сканер, возьмите перо. Прочитайте текст. Обсудите в паре варианты. Вставьте подходящие по смыслу наречия.

По 1 из каждого ряда – читает текст. Назовите наречия, обозначающие место действия, время действия, способ, образ действия.

На монитор Classmate PC – работу 1 ребенка с каждого ряда. Каких наречий большинство? (групповое обучение).

(Заметку закрывают после проделанной работы, не сохраняя).

8. Физминутка

9. Тест (на Classmate PC)

Ребята, вы сейчас работали, обсуждали варианты вставленных наречий в парах. Следующее задание – тест, с помощью которого каждый из вас сможет проверить свои знания по данной теме.

  1. Издалека, вправо, справа, слева, далеко, близко – наречия, обозначающие:

– время действия;

– место действия;

– способ, образ действия.

  1. Назавтра, мгновенно, засветло, издавна – наречия, обозначающие:

– время действия;

– место действия;

– способ (образ) действия.

  1. Медленно, тихо, жестко, весело, насухо, ярко – наречия, обозначающие:

– время действия;

– место действия;

– способ (образ) действия.

Анализ теста (как справился каждый ребенок, класс в общем).

10. Итог урока (рефлексия, оценивание).

Ребята, что мы хотели узнать о наречиях? Что узнали?

Как мы поработали, себя оценить нам поможет Сmpc. Работаем в программе Note Taker.

Закрашиваем нужную точку, если ответ «да»

  1. Наречие – часть речи? (ДА)
  2. Наречие – изменяемая часть речи? (НЕТ)
  3. Наречие поясняет глаголы? (ДА)
  4. Наречие поясняет прилагательные? (ДА)
  5. Наречие поясняет существительные? (НЕТ)
  6. Наречие является второстепенным членом предложения – обстоятельством? (ДА)
  7. Сегодня – наречие, обозначающее время действия? (ДА)
  8. Легко – наречие, обозначающее место действия? (НЕТ)
  9. Вдалеке – наречие, обозначающее способ, образ действия? (НЕТ)
  10. Вчера – наречие, обозначающее время действия? (ДА)
  11. Опасно – наречие, обозначающее место действия? (НЕТ)
  12. Внизу – наречие, обозначающее место действия? (ДА)

Соедините обведенные точки в порядке возрастания (проверка – наблюдение и контроль – на интерактивную доску).

Мы на сегодняшнем уроке говорили о представителе большой дружной семьи – семьи частей речи – о наречии.

Что же мы узнали о нем на уроке? То, что хотели узнать о наречиях, но не узнали на этом уроке – продолжим на следующих уроках.

11. Домашнее задание

А как Вы думаете, какое домашнее задание Вас сегодня ожидает?

Альтернативное домашнее задание: написать небольшой рассказ о своей семье, используя наречия разного значения.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 25)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информационные технологии в образовательном процессе Второй Новосибирской Гимназии
2. Современные проблемы и возможности эффективного использования интернет-ресурсов в образовательной деятельности
3. Информационные технологии и электронные ресурсы в деятельности учителя биологии
4. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка
5. Эффективность использования инновационных форм работы на уроках географии и во внеурочной деятельности
6. Персональный сайт учителя как отражение педагогического поиска и информационной культуры педагога
7. Использование интернет-ресурсов на уроках географии
8. Использование мультимедийных средств на уроках литературы разных типов и видов
9. Презентация проектной деятельности на уроках английского языка в старших классах с использованием программы Power-point
10. Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в изучении школьных предметов
11. Приёмы индивидуализации образовательного процесса на основе использования новой версии SMART BOARD и в системе «1 ученик - 1 компьютер»
12. Формирование ключевых и предметных компетенций по русскому языку у учащихся 5 классов
13. Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Значения наречий (поясняющих глаголы)»
14. Использование системы тестирования и опроса Senteo на уроках математики
15. Электронный аутентичный учебник - друг и помощник
16. Электронный проект как средство формирования языковой компетентности младших школьников
17. Современные формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения
18. «Надежды Левобережья»: итоги проведения межрайонного интеллектуально-творческого марафона младших школьников