Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(3) Элина Геннадьевна Фомина,

заместитель директора по УВР

высшей квалификационной категории

МАОУ «Вторая Новосибирская Гимназия»

Информационные технологии в управлении Второй Новосибирской гимназии

Нельзя бесконечно совершенствовать производство,

не совершенствуя процесс управления.

Из заповедей процветающего менеджера

В последние годы достигнуты серьезные успехи в компьютеризации средней школы. Все образовательные учреждения оснащены компьютерными классами, подключены к сети Internet, активно используют электронные образовательные ресурсы, внедряют мультимедийные средства в учебный процесс. Вместе с тем появились новые сложные задачи, связанные с информатизацией школы, а именно, создание условий по обеспечению школьных компьютеров информацией, необходимой для организации образовательного процесса и управления, то есть возникла потребность в разработке и внедрении информационных систем, позволяющих повышать качество образования и эффективность управления.

Педагогический коллектив гимназии не один год занимается внедрением компьютерных технологий в работу учреждения, накапливая определенный опыт, которым готов делиться со всеми желающими. Вашему вниманию предлагаем имеющийся в гимназии опыт по использованию информационных (компьютерных) технологий в процессе управления.

Структура управления гимназией, на первый взгляд, типовая. Управление всей структурой осуществляет директор с помощью различных советов, центров, служб, объединений. Все это отображено в схеме «Структура управления гимназией».

Но речь идет об использовании компьютерных технологий в управлении, поэтому, во-первых, на схеме присутствует Центр информационных технологий, который имеет своего руководителя, и в состав Центра входят: техническая служба, информационно-издательская, видеостудия, медиатека, лаборатория информационных технологий.

Во-вторых, рабочие места всех перечисленных выше подструктур должны быть оборудованы соответствующей техникой.

Действительно, как показано в приведенной ниже схеме, все рабочие места оснащены компьютерами, объединенными в одну локальную сеть, и другой техникой.

В настоящее время в гимназии имеются:

– 215 компьютеров, из них 58 ноутбуков,

– 27 принтеров,

– 15 видеомагнитофонов,

– 23 мультимедийных проектора,

– 1 копировальный аппарат,

– 13 многофункциональных устройств,

– 16 интерактивных досок и 1 интерактивный планшет,

– 7 сканеров,               

– 4 видеокамеры,

– 6 жидкокристаллических панелей,

– 39 телевизоров,

– 3 цифровых фотоаппарата,

– 5 музыкальных центров и многое другое.

Понятно, что количество и разнообразие имеющихся в гимназии технических средств не достаточное условие, позволяющее нам сегодня решать поставленную задачу по информатизации: разрабатывать и внедрять информационные системы с целью формирования единого информационного пространства гимназии.

Согласно Программе информатизации гимназии, в учреждении на сегодняшний день уже имеется определенная инфраструктура, включающая в себя САЙТ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД, ИНТРАНЕТ, которые служат средством для создания нашей информационной среды.

Рассмотрим подробнее роль в управлении каждой из названных структур.

«Интерактивный стенд» – это комплекс аппаратных и программных средств, а также организационных мер, предназначенный для предоставления учащимся гимназии, их родителям, сотрудникам гимназии массива данных по следующим направлениям:

– расписание занятий учащихся в урочное время;

– информация об организации работы оздоровительно-профилактического центра;

– обобщенный рейтинг классов в гимназии;

– рейтинг наиболее успевающих учащихся в классе;

– информация о классном руководителе и списке дисциплин, изучаемых гимназистами данного класса;

– информация об учителях-предметниках гимназии;

– меню в столовой за несколько дней;

– общение с сотрудниками гимназии в интерактивном режиме.

Благодаря этому стенду родители обеспечены необходимой информацией, имеют возможность адресно задать вопрос сотруднику гимназии, получить ответ при указании своего электронного адреса.

Контроль и самоконтроль за успеваемостью отдельных гимназистов и класса в целом на сегодняшний день – самая востребованная информация. В плане решения управленческих задач – обеспечение интерактивного режима взаимодействия всех участников образовательного процесса и предоставление им оперативной и достоверной информации, стимулирование повышения качества успеваемости каждого учащегося и класса в целом.

«Сайт» – это наше виртуальное представительство в мировом информационном пространстве. Решает задачу информированности общественности, открытости и прозрачности происходящего в гимназии, создание определенного мнения об учреждении, что относится и к управленческим задачам.

Интранет – внутренняя корпоративная структура, разработанная на основе интернет-технологий, в плане управления позволяет автоматизировать обмен документами, их преобразование и обработку. Благодаря установленным корпоративным новшествам, а именно, интранет-чату, сегодня являться действующим сотрудником гимназии – это значит, не быть в здании гимназии и выполнять должностные обязанности, а иметь доступ в Интернет и свою учетную запись, при этом находиться хоть в Европе. В практике управления уже сегодня имеется положительный опыт работы над проектом одновременно трех человек, находящихся в разных концах города. Замечательно то, что не надо брать список электронных адресов, т.к. эта информация имеется в интранет-чате.

Ведя любое совещание, педсовет, инструктивно-методическое совещание, в гимназии давно отпала необходимость что-либо записывать, так как все материалы располагаются в папке, доступной любому сотруднику. Но в перспективе работать с документом, находящимися в такой папке, смогут несколько человек, что позволит ускорить процесс обоснованного принятия управленческих решений, а нам позволит реализовать следующий шаг в создании единого информационного пространства гимназии и внедрить в работу интранет-документы.

Эти структуры дают нам возможность:

– обеспечивать информацией родителей гимназии, учащихся, любого представителя общественности;

– осуществлять деятельность согласно должностным обязанностям любому члену коллектива, в независимости от его места нахождения;

– предоставлять оперативный доступ к базе данных и документации;

– обосновано и оперативно принимать коллегиальные решения.

Но надо понимать, что составляющие данной инфраструктуры эффективны лишь при наличии массивов данных, которые их обеспечивают необходимой информацией. В схеме «Информационная инфраструктура» представлены информационные системы, которыми располагает гимназия уже сегодня:

Программное обеспечение 1С: Хронограф (учебная часть), ЭОРы. 1C: ХроноГраф Школа 2.5 – система автоматизации администрирования и создания единой базы данных образовательного учреждения. Контроль за успеваемостью, посещаемостью, паспортные данные, формирование отчетов, все это возможно, если заполнена данная база.

Начатое в 2006 году внедрение программного комплекса 1С: ХроноГраф Школа 2.5 позволило на базе информационных технологий осуществлять комплексную автоматизацию управления в гимназии (в частности, организацию управления и контроля за учебно-воспитательным процессом, кадрового учёта и учёта движения контингента, финансово-хозяйственной деятельности).

«ЭОРы» – Сервис «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) — это комплекс аппаратных и программных средств, а также организационных мер, предназначенный для обеспечения пользователям возможности доступа к банку мультимедийных электронных образовательных ресурсов и справочной информации о них.

В частности, многие учителя гимназии с целью повышения качества образования, мотивации учебной деятельности, повышения уровня информационной культуры используют на своих уроках ресурсы программы 1С. Применяя имеющиеся ресурсы на уроках, решаем задачу повышения качества образовательного процесса, экономим время учителя на поиск ресурсов в сети, способствуем формированию единого информационно-образовательного пространства. Преимущество 1С: предполагает автоматический перенос отметок за урок в электронный журнал, находящийся в ХроноГрафе.

«Электронный журнал» – данный журнал ориентирован на взаимное сотрудничество родителей и гимназии. Журнал представляет оперативную и достоверную информацию по учащимся. Каждый родитель может узнать текущие оценки, домашнее задание на завтрашний день, расписание уроков и т.д. Административное руководство гимназии может сформировать оперативные отчёты по учащимся: средний балл по классам, по школе, внутри класса, пропуски, осуществлять контроль за прохождением программы, успеваемостью, посещаемостью, отслеживать посещаемость родителями страниц журнала. Для родителей процесс контроля за успеваемостью, посещаемостью, наличием домашних заданий теперь не сводится к просмотру дневника, который ребенок порой не может найти или сдал на проверку, а на деле имеет в нем информацию, которую не хотелось бы показывать родителям. Оперативность реагирования со стороны родителей на возникшую ситуацию дает возможность не запускать ее, своевременная помощь – залог успеха. Администратору электронный журнал позволяет осуществлять контроль и за деятельностью учителей-предметников, получать необходимую информацию в ходе проведения медико-психолого-педагогического контроля. Конкретный пример: в беседе с родителями не надо искать журнал данного класса, а достаточно открыть электронный журнал, где вся информация имеется.

В условиях нарастающего потока информации хочется избавиться от большого количества информационных стендов и огромного потока бумаг, компьютеризация процесса управления образованием способствует формированию образа новой школы.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 22)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела