Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Анна Александровна Ткаченко,
заместитель директора по УВР
МБОУ «Вторая Новосибирская Гимназия»

Дмитрий Владимирович Внуков,
системный администратор
МБОУ «Вторая Новосибирская Гимназия»

Ресурсное обеспечение информационно-образовательного пространства учреждения как необходимое условие развития современной школы

Информационно-образовательное пространство школы является необходимым элементом единого информационного пространства муниципального образования.

Единое информационно-образовательное пространство в данном контексте можно рассматривать как совокупность следующих компонентов:

– информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

– организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационно-образовательного пространства, иными словами ресурсы кадровые;

– средств информационного взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечивающих им доступ к информационно-образовательным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий и программно-технических средств.

Данная трехкомпонентная система требует отдельного рассмотрения каждой составляющей. В первую очередь, необходимо представить организационную ИТ-структуру – Центр информационных технологий. Службы центра отвечают за сбор, хранение информации, за формирование у учащихся и учителей компетентностей в области информатики и компьютерных технологий. Также это структурное подразделение оказывает сервисные и внедренческие услуги.

Структурная схема центра информационных технологий Второй Новосибирской Гимназии

 

Техническая служба гимназии состоит из 3 человек: системного администратора, инженера и техника. Функции, которые выполняет служба: компьютеризация педагогического процесса. Если говорить подробнее, то это создание технического комплекса, включающего парк персональных компьютеров и периферийных устройств, объединенных в учебно-образовательные и административно-управляющие компьютерные сети с выходом в глобальное информационное пространство – Интернет; построение на его основе корпоративной системы управления и обучения.

Издательская служба (2 оператора) осуществляет издательскую деятельность гимназии (оформление буклетов, рекламных проспектов, пригласительных билетов, дипломов и т.д.); компьютерную поддержку мероприятий; набор отчетной документации. В видеостудии совместно с учащимися создаются информационные ролики, видеофильмы, новостные выпуски и т.д.

Учителя информатики (3 человека) объединены в методическое объединение. Зона их ответственности – формирование информационной компетентности у учащихся и педагогов, осуществление повышения квалификации в рамках базовой школы по информатизации.

Медиатека выполняет традиционную функцию хранения и движения информации на электронных носителях. Всего в медиатеке содержится 639 единиц хранения (CD, DVD видео- и аудиокассеты). В медиатеке расположена одна из наиболее посещаемых информационных зон гимназии. Здесь учащиеся могут выходить в Интернет в неучебное время, готовиться к урокам, дистанционным олимпиадам, презентациям и т.д.

Еще год назад в 70% школ города все функции такого центра осуществлял один человек. Только немногие ОУ, понимающие насущную потребность в специальной службе, смогли ее организовать. Во Второй Новосибирской Гимназии такой центр существует уже несколько лет – с 2000 года. Тогда, 9 лет назад, была другой и его структура, и кадровый состав. Были иными, не столь разветвленными, задачи и функции. Но все уже тогда держалось на людях, а не на «умном железе». За эти годы вырос парк техники, совершенствовались сами технологии. Это потребовало роста ИТ-активов и развития функций управления. В последний год наш ЦИТ много работает над совершенствованием системы управления на основе Интранета.

В последние 2-3 года в педагогической среде стали много говорить об ЭОРах как информационно-образовательном ресурсе современной школы. Сегодня каждое ОУ активно использует ЭОР на уроках. Можно по-разному относиться к образовательным эффектам, но одно является бесспорным: мотивация к обучению с их помощью у современных школьников повышается в несколько раз, а значит, и качество образования в конце концов может улучшиться. Имеющиеся в гимназии ЭОР каталогизированы. Свой каталог имеется в медиатеке. Имеющиеся ресурсы систематизированы по отраслям знаний, например, следующим образом:

– гуманитарные дисциплины – 184 ед.,

– общественные – 149,

– естественные – 127,

– искусство – 77,

– технология (в т.ч. информатика, черчение) – 31,

– универсальные – 46,

– прочие – 25.

Можно воспользоваться электронным каталогом, имеющимся в локальной информационной сети. По сути, это тематический список. Проходя по ссылкам этого каталога, мы можем выйти на сам ресурс, ибо путь указан, указано и место хранения.

На жестком диске персонального компьютера заведующего кафедрой, учителя может быть представлено свое хранилище ЭОР. Учителя кафедры математики, например, создали с помощью ЭОР кафедральный банк заданий. Это, по сути, является авторским электронным продуктом.

Материально-техническая база гимназии как элемент единого образовательного пространства гимназии создавалась в течение многих лет. Особенно активно прирастать парк техники стал в последние годы в связи с президентскими программами и грантами, выигранными гимназией в конкурсах различного уровня. Еще один источник пополнения – внебюджетные средства, поступающие по решению Некоммерческого Фонда содействия и развития ВНГ. Технический парк, таким образом, укомплектован в достаточной степени. Все данные можно увидеть в публичном отчете ОУ, ежегодно выставляемом на сайте гимназии. Из 215 компьютеров (в т.ч. 58 ноутбуков) более 80% находятся в локальной информационной сети. На один компьютер в нашем ОУ приходится 9 учащихся, что превосходит средние показатели по НСО. Учащиеся и педагоги бесплатно пользуются множительной техникой (сканеры, 49 печатающих устройств). Оборудование кабинетов смартдосками, мультимедийными проекторами ведется согласно отдельному плану. В настоящее время в кабинетах находятся 17 интерактивных досок, 23 мультимедийных проектора. Телевизионная сеть гимназии включает 39 телевизоров, 15 видеомагнитофонов, 4 видеокамеры, 6 жидкокристаллических панелей и пр.

Специалисты ЦИТ создали структурно-функциональную схему локальной информационной сети гимназии.

Схема МТБ единого информационного пространства гимназии

 

Локальная информационная сеть является технической базой для формирования и инструментальным средством для функционирования сервисов единого образовательного пространства гимназии. По целевому назначению они делятся на образовательные («Мобильные классы», «ЭОРы») и организационные\управленческие («Интранет», «Электронный журнал», «Информационный\интерактивный стенд»).

Перспективы развития ресурсной базы гимназии изложены в программе информатизации, представленной на городской конкурс. По результатам этого конкурса ВНГ стала городской экспериментальной площадкой. Безусловно, администрации гимназии придется решить ряд проблем и ответить на ряд вопросов, которые возникнут уже в ближайшем будущем, и ничто не устаревает так быстро, как программное обеспечение. Некоторые из этих вопросов хочется выделить, например:

Как оценить эффективность и результативность применения ИТ в образовательном процессе?

Создание информационных инфраструктур – это необходимое условие развития образовательного учреждения?

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информационные технологии в управлении Второй Новосибирской гимназии
2. Ресурсное обеспечение информационно-образовательного пространства учреждения как необходимое условие развития современной школы
3. Интранет - важный элемент информационной инфраструктуры гимназии
4. Мастер-класс «Возможности электронного журнала»