Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Жанна Владимировна Курченкова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МБОУ «Вторая Новосибирская Гимназия»

Интранет - важный элемент информационной инфраструктуры гимназии

Мы живем в эпоху перемен. Она совершенно меняет способы создания, публикации, сбора и использования информации. В центре этих изменений стоят два явления: интрасети и Internet. Опыт внедрения Интранет в нашей стране невелик, но уже сейчас очевидно, что внедрение только базовых Интранет-систем: внутренних Web-серверов, электронной почты и организации Web-интерфейса к корпоративным базам данных – способно изменить многое, в том числе и в управлении образовательными процессами отдельно взятого учебного заведения.

Интранет представляет собой технологию управления корпоративными коммуникациями, и в этом его отличие от Интернета, который является технологией глобальных коммуникаций. Интранет (Intranet) – это Интернет в миниатюре, который построен на использовании протокола IP для обмена и совместного использования информации, такого рода, как: интерактивные телефонные справочники, документы образовательного учреждения, система корпоративного общения, внутригимназические сайты. Данная информация доступна с любого компьютера через браузер Mozilla, Firefox, Microsoft Internet Explorer, Opera и другие.

Гимназический Интранет, о котором мы и будем говорить – это не что иное, как база для создания единого информационного пространства образовательного учреждения, а в нашем случае, Второй Новосибирской Гимназии.

Что же такое единое информационное образовательное пространство? Единое информационное образовательное пространство – основанная на использовании компьютерной техники и ИКТ программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая технологическими средствами информационное обеспечение учащихся, учителей, родителей, администрацию образовательных учреждений и общественность. Как видно из определения – это среда, нацеленная на информационную поддержку учебного процесса и управления ОУ, на информирование всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах, а также о внеучебных мероприятиях. При этом создание данной среды способствует формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса гимназии.

Уже сегодня очевидны преимущества использования Интранета:

– высокая производительность при совместной работе над какими-то общими проектами;

– легкий доступ персонала к данным;

– возможность установления связей от первого лица, что делает общение менее зависимым от множества посредников. Это снижает психологические барьеры общения, развивает доверительные профессиональные отношения и как результат – формирует чувство команды;

– создаются условия формирования благоприятной моральной атмосферы в коллективе, что является ключевым фактором стабильности кадрового состава;

– происходит оптимизация затрат рабочего времени;

– повышается ответственность за достоверность информации. Это дает возможность «играть по правилам»;

– повышается ответственность и профессиональная квалификация сотрудников, что приводит к развитию инициативности.

С внедрением Интранет-технологий изменились носители информации. Технология Интранет превратила бумажные документы в электронные страницы и файлы, доску объявлений – в Web-сервер, записки и телефонные звонки – в сообщения посредством электронной почты, газетные новости – в событийные сообщения видеотрансляций и видеоконференций. Интранет сделал корпоративные коммуникации более надежными и продуктивными, а доступ к информации ускорился и стал проще.

В прошлом году мы приняли участие и стали одним из победителей в городском конкурсе на звание экспериментальной площадки по информатизации, где представили на суд жюри свой проект «Создание гимназического Интранета и интерактивного стенда», целью которого является создание единого информационного пространства, а задачами:

– повышение оперативности планирования образовательного процесса;

– ускорение гимназического электронного документооборота;

– обеспечение оперативности и достоверности предоставляемой информации об образовательном процессе;

– обеспечение обратной связи – «родитель – учитель»;

– повышение заинтересованности учителей и учащихся в сфере использования информационных технологий (создание сайтов, интранет-газеты, внутренний чат);

– продолжение работы по повышению уровня информационной культуры учителей и учащихся.

С целью реализации данного проекта был разработан ряд мероприятий, многое активно внедряется в управленческие и иные процессы гимназии и приносит свои плоды.

Первое, на чем бы хотелось остановиться – это электронная почта, доступ к которой имеют все сотрудники гимназии. Доступ к почте может быть осуществлен как с рабочего места сотрудника, так и с любого другого места, где есть выход в Интернет. Хотелось бы особо отметить, что переписка посредством электронной почты возможна не только с коллегами и администрацией гимназии, но и с представителями родительской общественности. Такого рода взаимодействие возможно благодаря интерактивному стенду, расположенному в нашем образовательном учреждении.

Любой из родителей имеет возможность оперативно получить консультацию или ответ на интересующий его вопрос посредством такого взаимодействия. Единственное, что требуется в этом случае – это контактная информация. Такое взаимодействие имеет ряд преимуществ. Во-первых, нет необходимости искать личной встречи с педагогом или представителем администрации, во-вторых, такого рода взаимодействие не ограничено рабочим временем, так как сообщение может быть получено и прочтено за пределами образовательного учреждения: дома, в интернет-кафе и т.д.

Есть ситуации, при которых стандартные средства связи, такие как телефон, электронная почта не позволяют осуществить надежную и своевременную доставку сообщения коллегам. Например, нужно сообщить, что совещание состоится через час, но никто не отвечает по телефону и автоответчика на данном номере нет. В подобных случаях на помощь приходит система корпоративного общения. В нашем случае – это чат и видеочат, которые в значительной степени сокращают затраты рабочего времени.

Поскольку в рамках создания единого информационного пространства гимназии мы говорим о предоставлении всем субъектам образовательного процесса как можно более полной информации об образовательном учреждении и его деятельности, логично будет поговорить и об интерактивном стенде, который и берет на себя обязанность по выполнению этих функций. Каждый субъект образовательного процесса с его помощью может получить всю необходимую информацию:

– об успеваемости детей;

– о режиме работы образовательного учреждения;

– об особенностях образовательной программы и инновационной деятельности;

– о реализации здоровьесберегающих программ;

– о новых поступлениях в библиотеку и медиатеку гимназии;

– о планируемых мероприятиях и многое другое.

Своевременность и достоверность получения такой информации во многом экономит время субъектов образования и предоставляет им информационную свободу, что является неотъемлемой частью успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела