Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Елена Михайловна Жаркова,
воспитатель
МБДОУ № 388 «Малышка»
Калининского района г. Новосибирска

«Золотой век» детского творчества

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

В.А. Сухомлинский

Все дети талантливы, пытливы и любознательны. Дать ребёнку возможность раскрыть себя – значит помочь ему найти интересное занятие, вложить в него силы, время для того, чтобы ребёнок получал удовольствие от своего занятия и добивался успеха.

В практике работы с детьми речевой группы я прослеживаю прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребёнка. Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и мелкой моторики. Координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

Развивая мелкую моторику, мы стимулируем речь, пространственное мышление, внимание, воображение. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношения многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Несформированность речи тесно связано с физическим и психическим развитием ребенка, его эмоциональным состоянием. Работая в тесном контакте с учителем-логопедом, наряду с общепринятыми способами и методами коррекции речи я стала применять тестопластику, реализуя через нее современные педагогические технологии. Речевое развитие – одна из главных задач, решаемая в нашей группе. Поэтому я не выпускаю ее из виду во всех видах деятельности, включая и занятия тестопластикой.

Лепка – одно из полезнейших и увлекательных занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет, дети знакомятся с его формой, развивают пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи. Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок! Лепить можно даже из хлеба и воска. Из всех материалов я выбрала тесто и стала успешно использовать в своей работе с детьми.

Мы не ошибёмся, если скажем, что преимущества теста очевидны:

– материал экологически чистый, безвредный;

– можно приготовить в любой момент;

– легко отмывается, не оставляет следов;

– безопасно при попадании в рот;

– лепится замечательно, к рукам не липнет;

– можно расписывать любой краской, а возможности для росписи практически неограниченные.

На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Действуя, манипулируя с тестом, дети используют различные приёмы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание и т.д. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика. Мы можем активно помогать или дорабатывать его поделку своими руками. Это, конечно, проще, но это не принесёт радости и пользы ребёнку.

Из теста можно слепить всё что угодно: сложные композиции и панно, иллюстрации к сказке, объёмные фигуры, рельефы, фигуры животных, людей и т.д. В этом труде всегда есть новизна, творческое изыскание, возможность добиваться более совершенных результатов. Пробуя лепить, ребёнок чувствует, что это приятно и интересно.

На занятиях я знакомлю и обучаю детей следующим технологиям:

– смешиванию цветов и составлению своей палитры;

– соединению деталей;

– изготовлению плоских фигур;

– изготовлению объемных фигур с помощью фольги;

– покрытию работ водяным лаком;

– а также сочетанию изделий из теста с другими материалами: тканью, деревом, картоном, проволокой, сухоцветами.

С большим удовольствием для большей выразительности готовых картинок и фигурок дети используют различные макаронные изделия: колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже самым маленьким детям. Дети универсальны по своей природе. Они могут многое, если им интересно. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения, технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения детьми. Самое важное и ценное заключается в том, что лепка, наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Занятия тестопластикой я провожу в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости.

Особая атмосфера приближающегося праздника царит перед Новым годом. Мы делаем пряничные украшения для елки из теста, в которое я подмешиваю немного ванили. Детям очень нравится этот запах детства и праздника. Очень любим лепить подсвечники для свечей, выдумывая разнообразные формы и украшения. Когда работа ребятами завершена, мы с удовольствием зажигаем свечи и созерцаем причудливые тени на столах. Все приходят в неописуемый восторг, хвалят друг друга и мечтательно гадают, на что же все же похожа та или иная тень.

В своей работе широко использую выставки. Выставка – очень важный момент – малыш сравнивает свои работы с чужими. Поделки детей выставляются на выставках, ими украшается группа, их дарят малышам, гостям, родителям. Ребенок учится получать удовольствие от сделанного своими руками.

Тестопластика – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Дети лепят много и охотно, именно поэтому возраст 5-7 лет считают «золотым веком» детского творчества. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Большое влияние тестопластика оказывает на развитие мышления ребенка. Он определяет структуру будущего изделия, способы изготовления, последовательность всей работы, подбирает соответствующее тесто и необходимый природный или бросовый материал. Если используется неокрашенное тесто, то часть работы остается на второй этап – после просушки. Это раскрашивание, дорисовка и дополнительное украшение. Выполнение поделок требует определенных усилий. У детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка и наполнению его положительными эмоциями.

Все занятия тестопластикой помогают сформировать творческую личность, мыслить смело и свободно, приобщить к красоте, воспитывать эстетический вкус, развивают речь, ум и руку ребенка.

Таким образом, легкодоступная техника лепки из теста помогает нам решить серию педагогических задач по всестороннему развитию ребёнка, сделать жизнь детей в детском саду интересной, занимательной. Все это развивает творческую самостоятельность и творческий потенциал детей, эстетический вкус, отчётливость произношения, является источником чувств, глубоких переживаний, открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела