Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Людмила Алексеевна Сидорова,

директор МБОУ «Начальная школа - детский сад № 33»
Калининского района г. Новосибирска

Реализация подходов преемственности в условиях непрерывного образования (на примере начальной школы-детского сада № 33)

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. При этом под непрерывностью мы будем понимать наличие последовательности учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение ребенка на каждом из последующих этапов или форм обучения. Таким образом, непрерывное образование рассматриваем как процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность образовательной и специальной подготовки человека. Учитывая многообразие форм обучения, воспитания и развития, важнейшей задачей реализации непрерывности образования является обеспечение целевого и содержательного единства на всем протяжении процесса образования, принятие приоритета ребенка и формирования культуры мира. Обновляющиеся сферы жизни предполагают преобразования как системы в целом, так и отдельных ее звеньев.

Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, действующие на основе Постановления Правительства РФ от 19.09.1997 г. № 1204 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» (с изм. от 23.12.2002 г. на 10.11.2003 г.), выступая относительно автономной системой, являются подсистемой, т.е. частью образовательной системы, которая сохраняет ее основное качество. Непрерывность и преемственность предполагает разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения в системе дошкольного и начального образования. Вместе с тем, внутри каждой ступени и каждой формы обучения необходимо учитывать закономерности психического развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций, роли ведущей деятельности в их формировании. Обеспечение целевого и содержательного единства определяется особенностями образовательной среды, к критериям которой можно отнести: содержательные (уровень и качество содержания образования), процессуальные (стиль общения, уровень активности), результативные (развивающий эффект) критерии. Содержательные характеристики образовательной среды отражают особенности конкретного образовательного учреждения.

Начальная школа – детский сад № 33 зарегистрировано в статусе муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста 21 марта 2001 года (свидетельство ГР №27178 от 21.03.2000 г.). Учреждение обеспечивает образование, воспитание и развитие 209 детей в возрасте от 1,5 до 11 лет в едином образовательном пространстве. На ступени дошкольного образования функционируют 8 групп. Начальное образование представлено 3 классами.

Основная цель учреждения – осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся. Рассмотрение начальной школы – детского сада № 33 с точки зрения идей преемственности позволяет определить особенности данного ОУ.

1. Начальная школа – детский сад является долговременной двухступенчатой формой получения дошкольного и начального образования.

2. Развитие профессионально-педагогической мотивации и педагогических способностей воспитателей и учителей происходит в условиях единого территориального образовательного пространства.

3. Педагогический коллектив строит свою деятельность с учетом возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, что позволяет осуществлять многомерный подход в реализации и преемственности в условиях непрерывного образования. Одной из важнейших содержательно-целевых задач развития дошкольного и начального образования выступает задача создания организационно-педагогических условий, обеспечивающих личностно ориентированное развитие дошкольника и младшего школьника с учетом реализации следующих принципов.

Принцип развития. В нашем представлении основная задача начальной школы – детского сада № 33 – это развитие ребенка, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию. По нашему мнению, сущность развивающего обучения состоит в следующем: необходимо создание таких форм, методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие и саморазвитие индивидуальности дошкольника и младшего школьника – его познавательных процессов, личностных и духовно-нравственных качеств. А также создание таких условий, при которых ребенок лично заинтересован в том, чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее и воспитывающее воздействие.

Принцип опоры на предшествующее развитие. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме возрастных особенностей детей позволяет констатировать, что в настоящее время еще не разработаны нормативы возрастного развития современного дошкольника и школьника начальных классов. В исследованиях определены верхние уровни, которых может достигнуть ребенок к окончанию каждого этапа своего возрастного развития. Можно выделить четыре линии дошкольников, определяющих готовность к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения; линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности; линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способность видеть мир с точки зрения другого или других); линия мотивационной готовности. Психическая деятельность ученика, окончившего начальную школу, характеризуется тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией (умением осознавать и оценивать свою деятельность) и внутренним планом действий. При этом каждый возраст характеризуется совокупностью условий жизни и деятельности, индивидуальной структурой психологических и возрастных новообразований.

Принцип адаптивности. Развивающая парадигма образования предполагает максимальную адаптацию к воспитанникам и учащимся с их индивидуальными особенностями. Основой данного принципа является ориентир на индивидуальный предшествующий опыт и дальнейшее развитие ребенка. При всех достоинствах данного принципа возникают две взаимосвязанные проблемы. Одна состоит в отсутствии критериев, способов, возможностей изучения индивидуального опыта ребенка, другая – в нечеткости описания условий учебного процесса для оптимального использования индивидуального опыта. Нерешенность этих вопросов лишает педагогов ориентиров в управлении обучением и развитием ребенка и создает трудности на пути внедрения личностно-ориентированного обучения в практику работы в начальной школе. Основной направленностью становится формирование и развитие индивидуальности дошкольника и младшего школьника, индивидуального стиля деятельности и жизнедеятельности. Это является ориентиром в управлении системой дошкольного и начального обучения и позволяет целенаправленно, последовательно управлять обучением и развитием ребенка в системе образования начальная школа – детский сад.

Принцип обучения деятельности. Формирование и развитие личности человека неотделимы от деятельности – формы его существования, в которой он создает себя. Деятельность и становление личности – это не различные процессы, а лишь две стороны единого процесса. Личность может развиваться только при условии включения в активную деятельность, адекватную содержанию целям обучения и воспитания. Основная цель общего образования – подготовить ребенка к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире. Эта задача связана с умением использовать знания как «универсальную» ориентировочную систему. В младшем школьном возрасте формирование учебной деятельности базируется на обучении школьников предметно-практическим действиям в результате совместной, учебно-познавательной деятельности под руководством учителя. Главная задача заключается не только в формировании знаний, умений и навыков, а в раскрытии личностного смысла самого учения, развитии адекватного отношения школьников к учению, формировании их личности в целом.

Принцип управляемого перехода от совместной деятельности к самостоятельной учебной деятельности ученика. Понятие «учебная деятельность» сложилось на основе философского и общепсихологического понимания деятельности. В то же время учебная деятельность обладает рядом особенностей, присущих только данному типу деятельности. Формирование учебной деятельности является сложным, длительным процессом. В этой связи мнения психологов и педагогов о том, каким образом формировать учебную деятельность, разделяются. С точки зрения В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, своеобразием учебной деятельности является то, что в процессе ее осуществления ученик усваивает теоретические знания. Результат усвоения показывает, какие индивидуальные изменения в ребенке произошли в ходе выполнения учения. В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др. связывают решение данной проблемы с формированием у учащихся определенных структур учебной деятельности (умственных действий, приемов и др.). Д.Н. Богоявленская, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская и др. формирование учебной деятельности школьников связывают с овладением и выполнением тех или иных приемов (способов). В контексте сопоставления различных подходов к формированию учебной деятельности, наиболее конструктивными с точки зрения развития личности младшего школьника, по нашему мнению, являются идеи развивающего обучения, ориентированные на развитие ребенка (Л.С. Выготский). Многочисленные психологические работы освещают различные аспекты учебной деятельности: изучение сознательности учения (А.Н. Леонтьев, В.А. Ляудис); описание структуры учебной деятельности (В.И. Вергелес, Е.Н. Кабанова-Меллер, Л.И. Кондратьева, И.И. Ульясов и др.); проблему формирования учения младших школьников (Л.В. Занков, Н.В. Репкина, Г.А. Цукерман и др.).

Теоретический анализ научной литературы позволяет выделить проблемы, связанные с возрастными возможностями младших школьников: компоненты учебной деятельности (самоконтроль, самооценка) представлены недостаточно.

Таким образом, одной из важнейших содержательно-целевых задач развития дошкольного и начального образования выступает задача создания организационно-педагогических условий, обеспечивающих личностно-ориентированное развитие дошкольника и младшего школьника:

1. Формирование учебно-познавательной деятельности ребенка. «Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменения в учебной деятельности впервые есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требуя рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал» (Л.Ф.Обухова).

2. Овладение учебным материалом. Никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности, лежащих в основе построения образа мира.

3. Формирование свободного перехода от учебной к неучебной деятельности. Переход от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной действительности.

4. Опора на материал в поэтапном развитии ребенка. Начальный этап обучения должен быть организован оптимально возрастным и индивидуальным особенностям дошкольника и младшего школьника.

5. Поддержка, закрепление и развитие усвоенных в дошкольный период культурных и социальных ценностей.

В образовательном учреждении начальная школа – детский сад № 33 созданы условия для самостоятельных, активных и целенаправленных действий детей в таких видах деятельности, как игровой, учебной, двигательной, изобразительной, речевой, конструктивной и т.д. Группы детского сада и учебные классы содержат разнообразные материалы для развивающих игр и учебных занятий. Организация и расположение мебели, игрового, учебного и развивающего оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей. В группе раннего возраста созданы условия для игр с двигательными игрушками и сенсорным материалом. В младшей и средней группах развернуты уголки сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Прачечная», «Парикмахерская», «Больница», «Театр». В старших дошкольных группах созданы уголки детского экспериментирования, уголки сюжетно-ролевых игр: «МЧС», «Бюро путешествий» и др. Содержание речевых уголков также соответствует возрастным особенностям детей с учетом поставленных речевых диапазонов. Накоплен богатый дидактический материал, подбор художественной и методической литературы, необходимой для организации различных видов речевой деятельности детей. Оборудованы «Зеленые уголки» с различными видами растений, аквариумами, природными материалами, которые способствуют формированию у детей бережного отношения к природе.

Содержание образования определяется образовательными программами дошкольного и начального образования на основе государственных образовательных стандартов. Организация образовательного процесса в начальной школе регламентируется учебным планом, что позволяет создать условия для полного выполнения заявленной образовательной программы начального образования и усвоения обучающимися обязательного минимума содержания начального образования.

Медицинское и психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса отражает особенности образовательного учреждения для детей с нарушением зрения. Набор в начальные классы осуществляется из специализированных групп детского сада для детей с нарушением зрения. Этим детям при необходимости лечение продолжается. Таким образом, дети с патологией зрения имеют возможность долечиваться еще в течение 3-4 лет. Кроме того, при зачислении в школу имеют преимущество дети, имеющие нарушения зрения (дети с астигматизмом, дети, у которых один или оба родителя близорукие). Ежегодный анализ работы показывает, что процент появления близорукости у школьников из начальной школы – детского сад № 33 не превышает процент появления миопии среди школьников других школ, несмотря на то, что в нашу школу поступает в процентном отношении больше детей, угрожающих по миопии. Коэффициент прогрессирования близорукости у школьников составил в среднем 0,4 диоптрии в год, что несколько ниже коэффициента прогрессирования в этой возрастной группе (55 – 0,6). Это связано как с ортоптическим лечением детей с близорукостью, так и с соблюдением режима зрительных нагрузок.

В ОУ созданы условия, способствующие осознанному принятию ребенком ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними. Начиная со 2-ой младшей группы, дети посещают бассейн. На протяжении всего периода пребывания детей в детском саду и в начальной школе проводится отработка видов плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс. Во всех возрастных группах детского сада и в начальной школе проводятся закаливающие процедуры: утренняя гимнастика, босохождение, воздушные ванны, обливание, контрастный душ, точечный массаж по Уманской, закаливание горла по Иващенко, СУ-Джок терапия. Своевременно проводятся профилактические мероприятия по предупреждению нарушения осанки, выполняются врачебные назначения по профилактическому лечению диспансерных больных с использованием физиопроцедур, общеукрепляющего массажа, ЛФК, витаминотерапии. Разнообразное физическое оборудование способствует двигательной активности детей. Физкультурные занятия, спортивные игры в помещении и на улице, спортивные праздники формируют интерес к различным видам спорта.

Художественно-эстетическое направление способствует обогащению чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей. Развитие художественно-образного мышления, способности к художественному творчеству формируются у детей на занятиях в изостудии, в которой собран демонстративный материал по декоративно-прикладному искусству, по технике предметного и сюжетного рисования, наглядный материал по ознакомлению с жанрами живописи. Во всех возрастных группах сада выделены уголки изодеятельности, содержащие разнообразные дидактические игры и изобразительные материалы. Детские работы активно используются в оформлении ОУ.

Комплексная оценка готовности детей к школьной жизни показывает высокий уровень функциональной школьной зрелости, готовность к систематическому обучению, успешной адаптации к школьному коллективу и к учебной нагрузке.

Таким образом, реализация подходов преемственности образовательным учреждением № 33 для детей дошкольного и младшего школьного возраста обеспечивает потребности населения в образовательных услугах, с одной стороны, и собственно обеспечение преемственности в развитии ребенка в условиях непрерывного образования.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела