Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Виктория Кимовна Рязанова,
учитель-логопед
МБДОУ - д/с № 295 комбинированного вида
Калининского района г. Новосибирска

Организация коррекционно-развивающего пространства для детей с нарушениями речи в условиях ДОУ

Дошкольное детство – короткий, но вместе с тем очень ценный период в развитии человека. От того, где и как развивается ребенок, во многом зависит становление его личности. Ведущую роль в развитии личности ребенка играет формирование и развитие речи в дошкольном возрасте.

МБДОУ д\с № 295 с ласковым названием «Машенька» – учреждение комбинированного вида: здесь получают квалифицированную помощь дети с нарушением речи. Коллектив ДОУ реализует сразу несколько образовательных программ:

– «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, 2005 г.;

– «Программа логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др., 2008 г.;

– а также ряд авторских технологий.

Приоритетным направлением МБДОУ д/с № 295 является коррекционно-логопедическое, поэтому задача коррекции речи проходит через все виды детской деятельности.

Наиболее естественный вид деятельности для ребенка в дошкольном возрасте – это игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, театрализованная деятельность. Эти виды деятельности занимают особое место в коррекционном педагогическом процессе МБДОУ № 295.

Во всех группах оборудованы уголки детского экспериментирования, театрализованные уголки пополнены вязаными куклами, что позволяет в непринужденной форме закреплять полученные на занятиях знания. Также имеется стилизованная «Русская изба». Удовлетворить двигательную активность юных воспитанников в течение дня помогает спортивный зал и уголки движения в группах, оснащенные спортивным инвентарем.

На занятиях по музыкальному воспитанию под руководством опытного педагога Г.А. Минаевой дети развивают свои ритмические способности; учатся правильному голосоведению и дыханию, играют на детских музыкальных инструментах.

Неотъемлемой частью педагогической работы стала работа изостудии под руководством Я.В. Музыкиной. Благодаря её творческому подходу холл нашего детского сада оформлен детскими рисунками. На занятиях по изобразительной деятельности дети закрепляют знания цвета, умение анализировать форму предметов, развивают тонкую мускулатуру рук.

В ДОУ функционирует логопедический кабинет, где собрана и систематизирована методическая и наглядная литература и пособия по коррекции и дифференциации звукопроизношения, формированию и развитию фонематических процессов, развитию словаря и связной речи, а также для совершенствования всех психических процессов. Логопед В.К. Рязанова практикует комплексный подход к диагностике и коррекции задержки речевого развития, общего и фонетико-фонематического недоразвития речи. Коррекционная, консультативная и диагностическая помощь осуществляется в следующих формах организации: индивидуальной, подгрупповой и фронтальной.

В тесном контакте с логопедом работают воспитатели двух логопедических групп. Все воспитатели имеют стаж педагогической работы свыше 10 лет и 100% аттестованы на первую квалификационную категорию.

Осуществлять главное направление работы МБДОУ № 295 помогает режим дня детского сада. В течение дня воспитатели не менее 3 раз проводят пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику. Во второй половине дня ежедневно проводится коррекционный час по заданию логопеда. Помимо занятий, предусмотренных общеобразовательной программой, в логопедических группах 2 раза в неделю проходят занятия по формированию лексико-грамматических категорий и подготовке к обучению грамоте, которые проводит логопед. Весь учебный материал распределен в соответствии с тематическим принципом, что позволяет сформировать у детей систематические знания об окружающем мире и подготовить детей к школе.

Очень любят дети занятия по логоритмике, которые планируются и проводятся логопедом в сотрудничестве с музыкальным руководителем один раз в неделю.

Построенная таким образом коррекционная работа дает свои результаты: средний показатель детей, выпущенных с хорошей речью, составляет более 75%. По данным психолого-медико-педагогической комиссии и экспертной оценки аттестационной комиссии, педагогическая работа коллектива МБДОУ д/с № 295 соответствует критериям образовательного стандарта в области дошкольного  образования.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела