Проблема логопедической коррекции дефектов звукопроизношения у детей, имеющих зубочелюстные аномалии, стоит достаточно остро. Увеличивается количество детей, у которых нарушения звукопроизношения обусловлены анатомическими дефектами органов артикуляции. В связи с этим коррекция таких нарушений требует совместной комплексной работы логопеда и стоматолога-ортодонта. Логопеду, оказывающему помощь детям, имеющим зубочелюстные аномалии, желательно иметь представление об основах ортодонтии, чтобы правильно строить индивидуальную работу с этой категорией детей и прогнозировать возможный результат речевой коррекции.
Преобладает мнение, что логопедические занятия эффективны лишь после устранения дефектов периферического речевого аппарата при помощи ортодонтического лечения. Таким образом, наблюдается разграничение стоматологического и логопедического воздействия, что увеличивает сроки коррекции речевого нарушения.
Взаимосвязь дефектов звукопроизношения с зубочелюстными аномалиями у детей дошкольного возраста отмечается в работах многих авторов. Так как дефекты артикуляционного аппарата, проявляющиеся в период молочного и начала сменного прикуса, совпадают с этапом интенсивного формирования речи ребенка (2,5-7 лет), то они становятся фактором, предрасполагающим к нарушению развития звукопроизносительных навыков. Так, например, патологический прикус, укороченная уздечка языка или губы ограничивает моторику и закладывает искаженные артикуляционные стереотипы.
Наблюдается «рассогласованность между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями – с другой» (Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.Н. Мастюкова и др., 1995). Искажение слухомоторных образов звуковой стороны речи дошкольника в дальнейшем приводит к нарушению тонких по звучанию и артикуляции звуков (например, к смешению свистящих и шипящих в речи).
Данные обследования, проводимого кафедрой логопедии Московского государственного педагогического университета, показали, что у дошкольников в возрасте 2,8-5,5 лет (период активного развития звукопроизносительной стороны речи и фонематического восприятия), имеющих формирующийся молочных прикус прогнатического или прогенического характера, дефекты звукопроизношения наблюдаются в 100% случаях. Также нужно отметить, что у младших школьников 7-9 лет (период, когда звукопроизносительная база уже сформировалась), имеющих зубочелюстные аномалии формирующегося постоянного прикуса либо укорочение уздечки языка или верхней губы, дефекты звуков наблюдаются не более чем в 50% случаев. Данные обследования в нашем детском саду выявили зубочелюстные аномалии у 20% детей.
При построении коррекционной работы с данной категорией детей нужно учитывать, что у них отмечается нарушение моторики некоторых жевательных и мимических мышц. Наиболее часто наблюдается гипертонус или гипотонус круговой мышцы рта, что препятствует нормальному смыканию губ и ухудшению артикуляции в процессе говорения, также отмечается дискоординация нижней челюсти при речевом акте. Работа по устранению органической дислалии должна вестись на основе взаимосвязи ортодонтических и логопедических методик.
Нам хотелось бы предложить некоторые терапевтические методы ортодонтии, которые можно использовать логопеду в работе с детьми с органической дислалией. Использование только традиционного комплекса артикуляционной гимнастики малоэффективено для целенаправленного формирования или восстановления функции отдельных мышц, страдающих при патологии прикуса или укорочении уздечек языка и губ (даже после хирургической коррекции). Практика показывает, что необходимо включать в работу дополнительные упражнения для развития жевательных и мимических мышц лица, используемых при коррекции дизартрии, а также элементы миогимнастики, разработанные в ортодонтии. Такой комплексный подход будет способствовать более быстрому формированию артикуляционных навыков у детей, страдающих органической дислалией.
Рассмотрим основные виды нарушений прикуса. Соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти называется прикусом. Все виды патологического прикуса сопровождаются нарушением функции жевательных мышц и отдельных групп мимических мышц. При этом нарушается функция откусывания и жевания, изменяется форма глотания, вырабатывается ротовой тип дыхания (при открытом прикусе).
Прогенический прикус (мезиальный) – переднее положение нижней челюсти относительно верхней.
Прогнатический прикус (дистальный) – заднее положение нижней челюсти относительно верхней.
Прямой прикус – отсутствует перекрытие верхними резцами нижних, наблюдается краевое смыкание фронтальных зубов.
Открытый прикус характеризуется отсутствием контакта между зубными рядами и наличием вертикальной щели.
Глубокий прикус – увеличение перекрытия верхними резцами нижних в вертикальном направлении. Нижние резцы могут упираться в слизистую оболочку десны или неба – глубокий травмирующий прикус.
Прогнатический прикус
Открытый прикус

Глубокий травмирующий прикус
|

Прогенический прикус
|
Укороченная уздечка языка

Прямой прикус
|

Низкое прикрепление уздечки верхней губы
|
При логопедической коррекции нарушений звукопроизношения у детей с органической дислалией мы предлагаем использовать следующие элементы миогимнастики, разработанные в ортодонтии.
МИОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ЗУБОЧЕЛЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЯХ
- При расположении отдельных зубов вне зубного ряда (язычном, нёбном): давление кончиком языка на аномально расположенный зуб, прикусывание деревянной палочки.
- При вестибулярном положении отдельных зубов: пальцевой массаж – давление пальцев на вестибулярно расположенный зуб в оральном направлении.
- Развитие круговой мышцы рта. Рекомендуется проводить на подготовительном этапе коррекции свистящих, шипящих звуков:
– ребенок смыкает губы, надувает щеки, после чего прижимает к щекам кулаки и медленно выдавливает воздух через сжатые губы;
– при протрузии верхних фронтальных зубов ребенок надувает воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю;
– накусывание верхней губы при дистальном прикусе и нижней губы – при мезиальном прикусе;
– ребенок вытягивает нижнюю губу и охватывает ею верхнюю губу, затем верхней губой охватывает нижнюю;
– упражнение на удерживание между губами полоски бумаги: ребенок сжимает полоску бумаги губами в течение 3-5 минут во время просмотра телевизора;
– ребенок набирает в рот воды и удерживает ее не разжимая губ;
– упражнение сопротивлением: вставленными в углы рта пальцами (мизинцами) ребенок старается растянуть губы, преодолевая их сопротивление при напряжении в сомкнутом виде;
– использование пуговиц: две пуговицы диаметром 25-30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15-18 см друг от друга, одну пуговицу ребенок захватывает губами, а другую берет правой рукой и натягивает шнурок.
- При прогеническом прикусе, обусловленном мезиальным положением нижней челюсти, назначают упражнения для тренировки мышц, поднимающих и смещающих ее латерально. Ребенок при широко открытом рте кончиком языка касается твердого неба в месте перехода его в мягкое, затем медленно закрывает рот при максимальном стремлении сместить челюсть сзади. Упражнение повторять 5-6 раз. Облегченный вариант упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.
- При прогнатическом (дистальном) прикусе ребенок медленно выдвигает нижнюю челюсть вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживается около 10 секунд, затем медленно устанавливается в исходное положение. То же упражнение ребенок выполняет с поворотом головы сначала вправо, потом влево.
- При открытом прикусе необходимо вызвать зубоальвеолярное укорочение в области боковых зубов. С этой целью ребенку рекомендуется 5-6 раз в день прикусывать с максимальным усилием жевательными зубами деревянную палочку.
Таким образом, проблему логопедической коррекции дефектов звукопроизношения у детей, страдающих органической дислалией, следует решать посредством комплексного медико-педагогического воздействия. А также необходимо учитывать следующие факторы:
- Чем раньше проявилась зубочелюстная аномалия, тем больше риск появления устойчивых дефектов звукопроизношения.
- Патологии молочного прикуса провоцируют более грубые и стойкие нарушения звуковой стороны речи, нежели зубочелюстные аномалии, проявившиеся только в постоянном прикусе.
- Чем раньше была выявлена патология языка, губ или зубочелюстной системы и начата комплексная работа по устранению дефектов артикуляционных органов, исправлению нарушений звукопроизношения и развитию фонематического восприятия, тем быстрее и эффективнее можно добиться положительных результатов в коррекции органической дислалии.
- В коррекционной работе с детьми, страдающими органической дислалией, рекомендуется использовать комплексную артикуляционную гимнастику, основанную на логопедических приемах и элементах миотерапии, применяемой в ортодонтическом лечении.
- Лечебные мероприятия по устранению дефектов прикуса должны сочетаться с целенаправленным логопедическим воздействием по коррекции звукопроизношения с обязательным участием родителей и воспитателей.
Литература
1. Агапов Н.И. Клиническая стоматология детского возраста. – М.: Медгиз, 1956.
2. Грироренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы ее коррекции // Дефектология, №4, 2000.
3. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. – М.: Просвещение, 1995.
4. Муравянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний. – Ростов-на Дону: Феникс, 2004.
5. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997.
6. Руководство по ортодонтии / Под ред. Ф.Я.Хорошилкиной. – М.: Медицина, 1999.