Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Елена Леонидовна Приходько,
Елена Михайловна Жаркова,
Евгения Сергеевна Назарова,
Ольга Владимировна Донина,
сотрудники МБДОУ № 388 Малышка»
Калининского района г. Новосибирска

Проект «Повышение творческого потенциала педагога»

Целью данного проекта является повышение профессионального мастерства воспитателя через совершенствование методов работы в современных условиях модернизации Российского образования.

Качество образования – это соответствие достигнутых в образовании результатов заданной цели, т.е. меры выполнения цели (Концепция инновационного развития образования Новосибирской области).

Данный проект необходим педагогу, детям, родителям. В результате повышается усвоение «Программы воспитания и обучения» детьми, культурный и профессиональный уровень педагога, его творческий потенциал.

Описание учреждения

ДОУ № 388 было открыто в октябре 1968 года. Вновь открывшемуся ясли-саду на 280 мест был присвоен порядковый номер 10, затем – № 388. За 40 лет из стен нашего детского сада выпущено не одно поколение маленьких горожан.

Детский сад расположен в Калининском районе г. Новосибирска, остановка транспорта «магазин Юбилейный».

В ДОУ функционирует 11 групп:

1 группа – детей раннего возраста;

5 групп – логопедических;

5 групп – общеразвивающих (из них 2 группы тубинфицированные).

В МДОУ реализуются программы:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Москва, «Просвещение», 2005 г.

2. В логопедических группах используют программы: «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – седьмой год жизни» под редакцией Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

3. «Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи пяти, шести лет» под редакцией Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

4. «Программа по развитию речи детей в детском саду» О.С. Ушаковой.

Все методические разработки, используемые в ДОУ, составлены в соответствии с возрастными особенностями детей, не противоречат требованиям государственного стандарта.

Законодательная база:

– Концепция о правах ребёнка.

– Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».

– Закон РФ «Об образовании».

– Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

– Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.

– Устав МДОУ № 388.

Детский сад прошёл аттестацию и аккредитацию в 2008 году.

Социальными  партнёрами МБДОУ являются:

– Городской центр образования и здоровья «Магистр»;

– Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр Юность»;

– Муниципальные образовательные учреждения средние образовательные школы № 78, № 173;

– районный отдел образования;

– Новосибирский государственный педагогический университет;

– Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования;

– депутаты;

– санитарно-эпидемиологическая станция;

– Роспотребнадзор;

– учреждения культуры;

– дошкольные учреждения города;

– медицинские учреждения.

Детский сад – активный участник районных, городских конкурсов, семинаров, конференций.

Постановка проблемы

Что может быть честнее и благороднее, как научить

других тому, что сам наилучшим образом знаешь?

Квинтилиан

Основные направления в развитии образования, определённые Концепцией модернизации российского образования, могут быть осуществлены при постоянном совершенствовании педагогической деятельности педагога. Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Потенциал возможность, то, что существует в скрытом виде и может проявиться при определённых условиях.

Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности.

Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, статуса ДОУ, снижение уровня воспитательно-образовательного процесса.

Проанализировав данные статистики по нашему ДОУ, становится очевидным, что не все педагоги творчески подходят к выполнению своих обязанностей.

Требования к современному образованию и социальный заказ ставят ДОУ перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Одним из основных показателей создания качественных условий по предоставлению услуг дошкольного образования является профессиональная компетентность и творческий потенциал педагога. Многие педагоги осознают современные общественные тенденции и нуждаются в новых программах и технологиях. Однако многие всё же придерживаются традиционных форм и методов работы, используя прежний стиль взаимодействия с детьми. Низкая мотивация развития своего творчества обусловлена социальной незащищённостью, низкой заработной платой, текучестью кадров, отсутствием узких специалистов в штатах и консерватизмом некоторых педагогов.

В нашем ДОУ работает 32 педагога, из них высшее образование имеют 11 человек (34%), средне-специальное – 21 человек (66%). Квалификационную категорию имеют 28 педагогов, что составляет 88% от общего числа педагогических работников. Высшая категория – 2 педагога (6%), I категория – 17 педагогов (53%), II категория – 9 человек (28%), без категории – 4 педагога (13%).

Мы провели анкетирование родителей, дети которых посещают наш детский сад. Результаты показали, что 89% родителей удовлетворены деятельностью ДОУ, 19% – выступили с предложениями и пожеланиями об улучшении способности педколлектива достигать более высоких результатов. Анкеты самооценки выявили, что 56 педагогов оценивают свою деятельность как соответствующую современным требованиям, 36% дали себе заниженную самооценку, 8% показали завышенные результаты своего профессионального мастерства.

На вопрос «Буду ли я стремиться изучать новое?» 52% ответили «да, если буду получать денежное вознаграждение за положительные результаты и внедрение инноваций», 27% ответили «да, если будут чувствовать, что мне и детям нравится работать по-новому», 21% – «да, если будут работать в микрогруппе единомышленников, вместе с ними изучать и решать возникающие проблемы».

Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия:

– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога;

– мотивационная готовность педагога;

– информированность о нововведениях;

– материальная база.

Данный проект обеспечит рост творческой активности педагога, создаст благоприятную эмоциональную и творческую атмосферу между родителями и педагогами, обеспечит поиск новых форм работы с детьми, совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей, а значит, и успех всего ДОУ.

Цель и задачи

Цель: Повышение творческого потенциала педагога через мотивационную готовность педагогов к инновациям в ДОУ.

Задачи:

– проведение диагностических мероприятий педагогов ДОУ;

– изучение методической литературы, посещение курсов, семинаров и т.д.;

– организация «Школы молодого педагога», «Клуба наставников»;

– проведение конкурсов, выставок, открытых мероприятий;

– создание «Творческой группы» по разработке мероприятий для мотивации творческого развития педагогов.

Стратегия достижения поставленных целей и задач

Подготовительный этап

Вид деятельности Срок Ответственный Ресурсы
Создание творческой группы, планирование работы. Сентябрь Приходько Е.Л. Жаркова Е.М. Донина О.В. Назарова Е.С. Расходные материалы (канцтовары), компьютер
Проведение диагностических мероприятий педагогов ДОУ и родителей. Сентябрь Творческая группа Расходные материалы (канцтовары)
Изучение методической литературы, посещение курсов, семинаров и т.д. Сентябрь – май Творческая группа Библиотека, Интернет, методическая литература

Основной этап

Вид деятельности Место проведения Срок Ответственный
Создание творческой группы, изучение методических материалов, планирование работы, разработка проектов. ДОУ Сентябрь Приходько Е.Л. Жаркова Е.М. Донина О.В. Назарова Е.С.
Анкетирование и тестирование педагогов и родителей. ДОУ Сентябрь Творческая группа, воспитатели
Организация семинаров, консультаций и тренингов по теме: «Развитие творческой личности педагога» ДОУ В течение года Старший воспитатель, творческая группа
Организовать работу «Школы молодого педагога», «Клуба наставников». ДОУ В течение года Старший воспитатель, творческая группа
Разработать и провести тренинг личностного роста для педагогов «Психология успеха» ДОУ ноябрь Педагог-психолог
Обучение педагогов в вузах, на курсах, семинарах, педсоветах и т.д. Образовательные учреждения города, ДОУ Систематически Старший воспитатель, воспитатели
Проведение конкурсов, выставок, открытых мероприятий и т.д. среди педагогов. ДОУ Систематически Творческая группа
Принять участие в городских и районных конкурсах. По плану города, РОО В течение года Старший воспитатель, творческая группа
Творческий отчёт «Мои находки» ДОУ Май Творческая группа, педагоги

Заключительный этап

Вид деятельности Место проведения Срок Ответственный
Проведение диагностических мероприятий педагогов ДОУ и родителей. ДОУ Май Творческая группа
Участие в районных конкурсах «Природа и творчество», городском конкурсе детского творчества «Звездные искорки», «Снежная фантазия», «Патриот России» и др. Город, район В течение года Творческая группа
Провести «Неделю открытых дверей для родителей» ДОУ Апрель Творческая группа, педагоги
Создание учебно-методического фильма «Аукцион идей» ДОУ Май Творческая группа, педагоги
«Круглый стол» «Творчество и фантазия» ДОУ Май Старший воспитатель, творческая группа, воспитатели

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

– вырастет уровень интереса педагогов к внедрению инноваций, удовлетворённость качеством своего труда;

– по итогам работы «Школы молодого педагога» и «Клуба наставников» воспитатели получат дополнительные знания, практический опыт работы;

– участие в конкурсах, выставках повысит мотивационную сферу, раскроет творческий потенциал педагогов, повысит качество образовательных услуг;

– повысится образовательный уровень педагогов, % аттестованных педагогов на 2, 1 и высшие категории;

– вырастет уровень усвоение программы детьми;

– проведение «Недели открытых дверей» повысит статус ДОУ в глазах родителей, увеличит степень их участия в жизни ДОУ.

Оценка эффективности проекта

Оценка может быть произведена по завершению проекта. Качественный анализ повышения творческого потенциала педагогов будет проводиться регулярно путём наблюдения, анкетирования, тестирования и бесед с педагогами.

Будет создан учебно-методический фильм «Аукцион идей», пройдёт круглый стол «Творчество и фантазия» и творческий отчёт «Мои находки», разработаны проекты, что поможет оценить эффективность проводимых мероприятий.

Бюджет проекта

Ресурсы Имеющиеся (руб.) Необходимые (руб.)
Методическая литература, подписные издания 16.000 1000 ежемесячно
Расходные материалы (канцтовары, краска, ксерокс) 500 1500
Услуга связи (Интернет) 550 (ежемесячно)
Расходы на обучение 1200 – 12000
Материалы для проведения конкурсов (для изодеятельности, грамоты, призы, костюмы и т.д.) 10000 10000
Видеокамера 25000
Пополнение развивающей среды 5000 10000
  Итого: 31500 84450
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела