Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(7) Людмила Тимофеевна Якубенко,
руководитель методического объединения воспитателей Калининского района,
старший воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Аленка»
Калининского района г. Новосибирска

Повышение профессионального мастерства педагогов средствами музейной педагогики

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Главной целью педагогической системы является создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного педагогического процесса в ДОУ на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных, научно-исторических материалов.

Вышедшие в последнее время документы (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», «Национальная доктрина образования в Российской федерации» (2000 год), «Концепция модернизации российского образования до 2010») ориентированы на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

Практическое решение поставленных задач осуществляется дошкольными образовательными учреждениями по-разному и качество этого решения в значительной степени зависит от готовности педагогов к вариативному обучению, а порой и принципиально новых подходов к педагогической деятельности. Микрорайон «Родники» в городе Новосибирске, где находится наше образовательное учреждение, является молодым микрорайоном. Население, проживающее в микрорайоне, ввиду его активного строительства преимущественно относится к категории молодых граждан. Именно удалённость микрорайона, недостаточно развитая социальная инфраструктура определяет недостаточные условия для интеллектуального, духовно-нравственного развития личности воспитанников на основе их природных задатков и сложностей.

Учитывая специфику нашего дошкольного образовательного учреждения ЦРР детского сада № 14 «Аленка»: его расположение, социум, запрос населения на образование и воспитание, социальный заказ общества, и изучив общественное мнение, мнение родительской общественности, наш педагогический коллектив понял, что созрела необходимость в обновлении методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса. Мы посчитали, что это возможно в случае активного внедрения в образовательно-воспитательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создания в ДОУ музейно-образовательного и музейно-воспитательного пространства, центром которого станет музей ДОУ. На наш взгляд, музей ДОУ способен заложить основы нравственности и духовной культуры у подрастающего поколения.

Встает вопрос о профессиональной компетентности педагогов, и здесь проблема повышения квалификации работников образования решается посредством музейной педагогики. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится создание многоступенчатой системы музейного образования, приобщения сначала педагогов к музею и его культуре, а затем уже родителей и детей.

Говоря о потенциале музейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо вспомнить, что процесс воспитания – обоюдный. И чаще всего его эффективность и результативность прямо пропорционально зависят от уровня профессионализма педагога, воспитателя. В связи с этим необходимо отметить, что одной из задач музейной педагогики является подготовка и повышение квалификации всего педагогического коллектива. Вовлечение педагога в исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность значительно повышает уровень его профессиональной квалификации, позволяет вести работу в инновационном режиме.

Работа с педагогами по внедрению музейной педагогики осуществлялась в несколько этапов.

I этап – это осознание потребности во внедрении инновации, мотивационно-целевой компонент. Детальное обсуждение с коллективом актуальности, новизны, методической разработанности, результативности, нормативно-правовой базы, возможностей музейной педагогики и т.д. Обсуждение проблемы прошло на внеплановом педагогическом совете.

II этап – работа по формированию ценностного отношения к культурному наследию и привитию вкуса к общению с музейными ценностями. Экскурсии в музеи города (Краеведческий музей, художественный музей и др.). Информирование – это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности.

III этап – обучение участников, развитие у педагогов способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции. Отличительные черты обучения в музее – неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Осуществлялось с помощью таких традиционных форм, как лекции и консультации экскурсоводов.

IV этап – создание опытно-экспериментальной площадки. Расширение связей с образовательными учреждениями – профессиональными, научными коллективами, музеями и т.д. Установление сотрудничества с музеем, со школой, с НИПКиПРО, с НГПУ по проблеме.

V этап – организация творческой группы, делегирование полномочий. Творческая лаборатория объединила заинтересованных лиц, ведущих в музее под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность в сочетании с творческой практикой.

VI этап – разработка проекта – определение цели, разработка содержания, определение критериев оценки. Приведение в соответствии с целями и задачами содержания образовательного процесса: разработка, апробация и внедрение экспериментальных образовательных программ, педагогических технологий, годового календарного графика. Разработка необходимых методик для отслеживания основных результатов педагогического процесса и выявление динамики индивидуального развития воспитанников.

VII этап – создание программно-методического обеспечения и финансовых, материально-технических условий, обеспечивающих достижение целей и задач. В ДОУ существует некоммерческое партнерство, Попечительский совет. При его поддержке оснастили помещение специальным музейно-выставочным оборудованием, техническими средствами обучения, осуществили программно-методическое обеспечение.

VIII этап – создание в ДОУ музея и его паспортизация. Начало выставочной деятельности. В настоящее время в детском саду работает музей детского сада, в создании которого активное участие принимали не только педагоги детского сада, но и родители воспитанников, то есть наш музей стал результатом совместной деятельности администрации образовательного учреждения, его педагогов, родительской общественности и воспитанников. В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков.

IX этап – повышение квалификации педагогов в области музееведения и музейной педагогики. Проводились лекции и экскурсии, консультации, мастер-классы, фестиваль мини-музеев, педсоветы, «круглые столы», семинары для педагогических коллективов района и города по теме эксперимента. Кроме этого, музей с точки зрения методического сопровождения целостного воспитательного процесса в нашем ДОУ выполняет еще и функции системно-комплексного методического центра. Здесь хранятся лучшие методические разработки и опыт воспитательной деятельности. Музей даёт возможность обеспечивать информационное сопровождение опытно-поисковой деятельности в области воспитания, развития дошкольников. Созданный архив в музее активно используется педагогами при подготовке к занятиям, при написании ими итоговых аттестационных работ. Именно здесь педагоги имеют возможность оглянуться в прошлое, чтобы увидеть перспективы своего роста.

X этап – психологическая поддержка. Материальное стимулирование активных участников опытно-экспериментальной деятельности. Общение – установление взаимных деловых и дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения.

XI этап – организация контроля за ходом работы, корректировка. Осуществлялось тематическое изучение, сравнительный контроль, целевая проверка. Работал координационный совет во главе с научным руководителем.

XII этап – мониторинг деятельности:

– дети овладели основными музейными терминами, культурой поведения в музее, расширился их кругозор и обогатился словарный запас воспитанников, пробудился интерес ко всему, что их окружает;

– повысился уровень развития коммуникативных и интеллектуально-познавательных способностей, что очень важно для формирования базиса личностной культуры ребенка;

– повысился уровень музейной культуры родителей, установилось взаимодействие ДОУ и семьи на основе педагогике сотрудничества – это позволило в дальнейшей работе легко находить общий язык при разрешении каких-либо проблем. Обогатился родительский опыт новыми средствами взаимодействия с детьми;

– повысился уровень профессиональной квалификации педагогов, что позволяет  вести работу в инновационном режиме;

– в МДОУ создано музейно-педагогическое пространство;

– разработаны и реализуются авторские программы;

– ДОУ стал дипломантом V городского конкурса «Детский сад года – 2008», победителем городского конкурса «Образование – ресурс инновационного развития города» 2009 года в номинации «Стратегическое партнёрство в образовании».

XIII этап – создание информационного и методического сопровождения. Разработана адресная программа, ориентированная на детей с нарушением речи, имеются разработки и рекомендации для педагогов по реализации проекта, рекомендации для родителей по посещению музея с дошкольниками.

XIV этап – включение инноваций в повседневную практику. Выступая в качестве своеобразного эксперта, педагог подключается к созданию экспозиций, разрабатывает и проводит в жизнь программы работы с детьми, ищет новые формы и методы работы с ними. Вовлекает детей, родителей, педагогов в поисковую, научно-исследовательскую, экскурсионную деятельность, направленную на привлечение новых материалов для музея и их использование в учебном и воспитательном процессе.

XV этап – распространение опыта. Обобщение материала осуществлялось в виде фото- и видеоматериалов по проблеме, выступление с ППО на городской научно-практической конференции по теме эксперимента, представление опыта работы в электронной газете «Интерактивное образование», участие в «круглых столах» города, проведение семинаров для педколлективов района и города по теме эксперимента.

Музей также является центром взаимодействия родителей и педагогов образовательного учреждения. В нем проходят совместные посещения воспитанников и родителей, где родители имеют возможность познакомить своих детей с историей города, района, микрорайона.

Музей нашего детского сада является ещё и детским музеем, так как один из его разделов состоит из результатов детского труда: детских поделок, рисунков – и ориентирован в своей работе на наших воспитанников.

Как филиалы музея во всех группах в настоящее время созданы музейные уголки, целью которых является оптимизация использования музейно-выставочных средств в воспитательно-образовательной деятельности в группе:

1 группа «Филлипок» –мини-музей «Домашние животные»;

2 группа «Солнышко» – мини-музей «Камни»;

4 группа «Земляничка» – мини-музей «Матрешки»;

5 группа «Буратино» – мини-музей «Плоды природы»;

6 группа «Колокольчики» – мини-музей «Письма и рисунка»;

7 группа «Солнечные зайчики» – мини-музей «Женское рукоделие»;

8 группа «Березка» – мини-музей «Ложки»;

9 группа «Почемучки» – мини-музей «Дикие животные»;

10 группа «Веселые ребята» – мини-музей «Солнца»;

11 группа «Гномы» – мини-музей «Деревья Сибири»;

12 группа «Алёнушка» – мини-музей «Деревянной игрушки».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 23)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела