Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(8) Виталий Андреевич Перков,
руководитель музея МОУ СОШ № 121
Советского района г. Новосибирска

Женские образы в русской литературе и истории Великой Отечественной войны

(сценарий урока литературы)

Место проведения: музей школы «Землянка».

Участники: учащиеся 8-9-х классов, члены Совета музея «Землянка», Д/О «Юный следопыт» Центра детского творчества Советского района.

Материальное обеспечение: аудио- и видеоаппаратура, видео-, аудиозаписи, пластинки с песнями военных лет, документальными записями хроники Великой отечественной войны. Письма с фронта, листовки, газеты, боевые листки периода войны, форма одежды, боевые награды, сочинения писателей и поэтов.

Ведущий: руководитель музея «Землянка», преподаватель ОБЖ полковник запаса Перков В.А.

Сценарный план урока

Музей «Землянка»… тихо звучит мелодия песни «В землянке» (К. Листова, сл. А. Суркова). На столе горит свеча и коптилка из гильзы снаряда; в уголке стоит патефон. У стелы погибшим воинам горит «Вечный огонь». Слышны звуки боя (фонозапись).

Вступительное слово учителя русского языка и литературы М.И. Эппенгер.

Ведущий: 22 июня 1941 года с вероломного нападения на нашу страну фашистских орд началась Великая Отечественная война… Миллионы советских людей поднялись, как один, на защиту своего крова, своего Отечества. Подвиг тех поколений никогда не сотрется в памяти благодарных потомков. Он был воспет писателями, поэтами и композиторами. Защищали нашу Родину и стар, и млад.

Неоценим подвиг защитников Ленинграда. 900 дней и ночей длилась битва на Неве. Фашисты рассчитывали сломить дух ленинградцев бомбами, снарядами, голодом и холодом. Но они просчитались! Подвиг ленинградцев поистине феноменален.

Известная русская поэтесса Анна Ахматова, находилась в осажденном Ленинграде. Она писала в феврале 1942 года:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь.

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем. Навеки!

Ведущий: Живыми легендами стойкости стали ленинградская поэтесса Ольга Берггольц и композитор Дмитрий Шостакович. Весь мир услышал из осажденного города знаменитую Седьмую симфонию, которую написал Шостакович в дни блокады. Берггольц была голосом блокадного Ленинграда. Ее выступления по радио вселяли в души защитников и жителей блокадного города мужество и веру. Она постоянно выступала по ленинградскому радио, вдохновляя защитников непокоренного города. 29 декабря 1942 года она выступила по радио со стихами, обращаясь к жителям и защитникам города на Неве:

Я говорю, нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамена Петрограда.

…Так выше головы и чаши

С глотком вина! Мы пьем его

За человеческое наше

Незыблемое торжество.

Ведущий: Всемирно известным стал подвиг ленинградской школьницы Тани Савичевой. Она не стояла у станка и не точила снаряды, не сражалась в окопах на Невском пятачке. Она просто жила и вела свой дневник. Захватчики ставили одной из главных своих целей уничтожение жителей, в том числе и детей, они хотели уморить их голодом. Но фашисты просчитались. Они не сломили наш народ, не смогли сломить и детей.

(Видеофрагмент из документального фильма о Тане Савичевой «Дети блокадного Ленинграда»).

Ведущий: А в это время под Москвой развернулось величайшее сражение, продолжавшееся 203 суток (с 30 сентября 1941 г. по 20 апреля 1942 г.). Одной из ярких страниц этой битвы стал подвиг юной девушки Зои Космодемьянской. Об этом впервые рассказал писатель П. Лидин в рассказе «Таня».

(Демонстрируется брошюра 1942 года из фондов музея с рассказом о подвиге Зои. Далее следует рассказ о подвиге Зои Космодемьянской. Демонстрируется фрагмент д/х фильма «Операция «Тайфун» – 2-я серия о подвиге Зои).

Ведущий: А теперь послушаем отрывок из поэмы М. Алигер «Зоя» в исполнении самой поэтессы (звучит документальная фонограмма: М. Алигер читает отрывок из своей поэмы).

Ведущий: Велик подвиг женщины на фронте. Сколько врачей, скромных медицинских сестер выполняли свой долг по спасению раненых воинов! Расскажем об одной такой медицинской сестре. Это Александра Николаевна Бурцева. Она ушла на фронт из Новосибирска, когда ей было чуть более 20 лет (на стенде ее портрет). Она спасла не один десяток наших бойцов. Посмотрим видеосюжет с ее рассказом о войне.

(Просмотр видеофильма студии «Поиск» МОУ СОШ № 121 о А.Н. Бурцевой).

Ведущий: И в тылу совершали подвиги наши мужественные женщины! Они целыми сутками трудились на заводах, полях, в госпиталях. Есть одно очень известное стихотворение выдающегося писателя и поэта того времени К. Симонова «Жди меня». Эти стихи он посвятил своей жене В. Серовой. Посмотрим эпизод из документального фильма об этом.

Ведущий: Бессмертен подвиг русской женщины – матери, которая отправила на войну своих детей, своего мужа и ждала. И получала с фронта весточки, скупые строчки.

(Зачитывается письмо Д. Тихонова с фронта. Далее идет рассказ о матери Б. Ручьева из Новосибирска (по материалам музея «Землянка»), который погиб, не дожив до Победы всего 10 дней!

Ведущий: И каково было матери получить с фронта «черное письмо» с похоронкой (показывается «Похоронка»).

Далее читается стихотворение «У памятника скорбящей матери» ученицы 8 В класса Полины Кашлаковой – лауреата 5-го литературного конкурса школ Советского района, посвященного 60-летию Победы:

Она стоит, окаменев,

И смотрит вдаль.

Она все ждет, что сын придет,

Покажет ей медаль.

Она стоит из года в год

И молча сына ждет.

«Скажи, прохожий человек,

Когда мой сын придет?»

Она стоит и смотрит вдаль,

Где заалел рассвет.

В глазах ее одна печаль:

Ведь сына нет и нет.

(Демонстрация фрагмента видеофильма студии «Поиск» МОУ СОШ № 121 «Вахта памяти – 2006»).

Далее Минута молчания у Вечного огня у стелы с портретами воинов-сибиряков, не вернувшихся с войны. Звучит метроном…

Учащимся предлагается оставить памятную запись в книге посетителей музея. В заключении звучит песня «Темная ночь».

Примечание: По результатам урока и материалам музея учащимся задано написать сочинение на тему: «Женский образ в русской литературе периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» с последующим подведением итогов и проведением конкурса на лучшее сочинение.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 21)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела