Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Ведущая рубрики
Все статьи автора(6) Ева Глушек,
ведущая рубрики «Актуальное интервью»

Актуальное интервью с директором Городского центра информатизации «Эгида» Сергеем Федорчуком

Рискну предположить, что для большинства из нас информационные технологии по сей день остаются одной из главных инноваций, одним из самых серьезных достижений конца прошлого и начала этого века. Хотя сегодня уже трудно представить, как вчера мы обходились без них. Прогресс в этой области не может не удивлять. И говорить о новых возможностях информационных технологий можно с теми, кто ежедневно выходит за рамки повседневности. Для кого, в свою очередь, стало привычной работой, любимым делом – узнавать новое, создавать новое, двигаться вперёд и вести за собой других. Именно поэтому моим собеседником в этом выпуске «Интерактивного образования» стал директор Городского центра информатизации «Эгида» Сергей Федорчук.

– Сергей Владимирович, тема нашего выпуска «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании». Вы, как директор Городского центра информатизации, какими видите эти возможности?

– В современном российском обществе складывается совершенно иная ситуация с пониманием задач информатизации. Причем не только на муниципальном и региональном, но и на федеральном уровне. Если раньше мы понимали информатизацию, прежде всего, как поставку компьютерной техники, то сегодня мы говорим об обновлении содержания, о том, что необходимо насытить школу современными программными продуктами учебного назначения, которые позволили бы совершенно иначе построить образовательный процесс.

Сегодня к молодым людям предъявляются новые требования. Это конкурентоспособность на современном рынке труда, владение всеми современными техническими средствами, которые позволили бы новосибирскому выпускнику быть не хуже своих сверстников на Западе и в европейской части России. И здесь учитель становится главным помощником.

Сегодня школьники постоянно применяют новые технологии – сотовую связь, компьютер, Интернет. Задача нашего центра – вооружить таким же арсеналом педагогов, которые сегодня, это не секрет, не всегда успевают за прогрессом. Мы должны уравнять шансы. Учитель должен понимать, что использование современных технологий – это, прежде всего, расширение горизонтов возможностей, которые появляются у него в организации учебного и воспитательного процесса в школе.

– Но существует же и обратная сторона информатизации образования?

– Да, к сожалению, мы часто забываем, что компьютер – это лишь инструмент достижения поставленных целей. Используя его, мы не пытаемся заменить учителя, а хотим расширить его горизонты. Различные же формы зависимостей у детей – Интернет, игровая – появляются из-за того, что мы упускаем очень важный момент: в образовательном процессе две составляющие – обучение и воспитание. И если мы будем равняться только на обучение с помощью современных средств, мы никогда не воспитаем личность, потому что личность воспитывается главным образом на примере. В данном случае примером является педагог. И если учитель будет отдавать себе отчет в том, что, воспитывая новое поколение, он сам должен быть грамотным, образованным во всех отношениях человеком и являться личностью, тогда молодое поколение будет намного меньше зависеть от различных фобий и стрессов, связанных с внедрением современных средств обучения.

У ребенка нет четкой границы между тем, что можно, и что нельзя. И эту границу должен устанавливать педагог. Эта ватерлиния позволяет нам говорить о том, что в современной школе большую значимость приобретает педагог не только грамотный с точки зрения профессиональных качеств – хороший методист, преподаватель – но и человек, который хорошо оснащен технически.

– Сергей Владимирович, насколько я поняла, технических ресурсов в школах сейчас достаточно. А насколько активно они задействуются в наших школах?

– Сегодня в Новосибирске на 1 компьютер приходится 13 учащихся – это средний показатель. Мы понимаем, что есть лицеи, гимназии, где на 1 компьютер – 5-6 учеников, а есть образовательные учреждения, где 30-40. Но как бы то ни было, это показатель очень хороший не только по Сибири, но и по России. Он позволяет решать задачи, которые стоят сегодня перед образованием, тем более что у нас в городе выстроена система не только оснащения школ техникой, но и научно-методической поддержки.

Однако мы должны понимать, что многое зависит от конкретного учителя и директора школы. Учитель определяет организацию учебного процесса: то, каким образом компьютер будет использоваться в учебной и внеурочной деятельности. Очень важен и пример руководителя с точки зрения внедрения информационных технологий в управление образовательным процессом. Если педагог видит, что директор школы освоил информационные технологии, естественно, это будет являться для него стимулом для собственного развития. В настоящее время в нашем городе работает много учителей, которые стараются улучшить образовательный процесс: участвуют в различных проектах, создают учебно-методические комплексы. Ещё пять лет назад таких педагогов были единицы, сегодня мы можем говорить о десятках и сотнях. И, я думаю, это не предел возможностей наших учителей.

Педагоги должны осознать, что нельзя в условиях XXI века работать по старинке и не использовать современные технологии для обучения нового поколения россиян. Потому что в отличие от нас – это поколение не учится, как жить с новыми технологиями, а живет в условиях всеобщего Интернета и информированности. Сегодня достаточно сесть за компьютер, нажать несколько клавиш, для того чтобы тебе стала доступной любая информация. Но какая это информация? Необходимо объединить усилия семьи, школы и общества в целом, чтобы оградить ребенка от тлетворной информации. Это непростая задача, которую необходимо решать.

– В предыдущем выпуске мы рассказывали об опыте использования программ дистанционного обучения, разработанных при участии «Эгиды» в школе для детей с ограниченными возможностями «Перспектива». Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом эксперименте.

– Мы разработали эти программы совместно с педагогами школы. Какие перспективы у этого направления? Большие. Жителям таких крупных городов, как Новосибирск, Казань, Москва трудно объяснить, зачем использовать дистанционное образование, если они могут получить его очно, тем более, когда речь идёт о детях.

Мы же пошли по другому пути, определили для себя приоритеты. В нашем городе есть дети, которые не имеют возможности свободно передвигаться по городу и практически лишены общения со сверстниками. Мы решили создавать и развивать дистанционное обучение, в первую очередь, для таких детей, для того чтобы максимально приблизить ребенка к эффекту присутствия на уроке. Например, благодаря видеомодулю урока, ребенок, находясь дома, глядя в вебкамеру, может через такую же камеру общаться с классом. И чем больше людей и методических служб будут работать в этом направлении, тем большему числу детей будет доступна возможность не только проходить школьный курс, но и общаться. В Послании Федеральному Собранию РФ Дмитрий Медведев сказал, что главная задача современного образования – уравнять возможности получения образования для всех детей. Я думаю, он имел в виду и эту категорию учеников.

– Наверняка, у «Эгиды» есть ещё интересные проекты?

– В настоящее время в Городском центре информатизации «Эгида» активно развивается новое направление – детское экранное творчество. У нас в городе немало профессиональных видео- и фотостудий, работающих с детьми. Ресурс же непрофессиональных студий практически не использовался. Мы объединили все студии, желающие участвовать в нашем проекте – 40 учреждений, в них занимаются около 700 школьников. В прошлом учебном году мы провели первый фестиваль «Кинорадуга». Интерес был колоссальный. Проект не только помогает в профессиональной ориентации детей, которые планируют идти по этой стезе, но и в целом повышает информационную культуру. Мы организуем мастер-классы для педагогов студий, куда приглашаем профессиональных фотографов, представителей телевидения.

Также мы развиваем электронные средства массовой информации. «Эгида» совместно с Главным управлением образования мэрии Новосибирска и педагогической общественностью всей России выпускает два СМИ – газету «Интерактивное образование» и молодёжный информационно-развлекательный журнал «TIMIX». В чем новизна этих проектов? С одной стороны, издания носят официальный характер, с другой – мы пишем о своем городе, о проблемах, которые нас волнуют, причем пытаемся посмотреть на них как со стороны детей, так и со стороны педагогов. Кроме того, мы даем учителям и школьникам возможность не только реализовать свои творческие задатки, но и предоставляем трибуну для того, чтобы высказаться. При этом наши СМИ не являются платными. Сегодня у «Интерактивного образования» и «TIMIX» увеличивается аудитория, растёт число авторов – это говорит об актуальности и востребованности изданий.

Еще одно направление, очень важное – мы активно занимаемся внедрением различных электронных продуктов и использованием новинок техники. На наших курсах мы обучаем педагогов и руководителей использованию интерактивной доски, показываем возможности современных электронных учебно-методических комплексов. Каждый педагог не только видит, как применяется то или иное оборудование на уроке, но и знакомится с современным программным обеспечением, узнает, как можно разнообразить урок.

Мы работаем в ритме современной жизни, ведь такие центры, как наш, созданы именно для того, чтобы помогать педагогам в решении актуальных проблем, реализации творческих замыслов, инновационных проектов.

– У кого, как ни у Вас, спрашивать о перспективах развития информатизации в нашем городе…

– Я был во многих городах, изучал, как реализуются программы информатизации, и могу сказать, что Новосибирск является если не первым в стране, то одним из лидеров в этой области. Наш город обладает значительным потенциалом, который, в свою очередь, определяет перспективы развития. Это мощнейшая научная база, благодаря которой город может создавать ресурсы и зарабатывать на этом. Я – сторонник того, что ресурсы должны создаваться научными учреждениями, а не учителями, и соответствовать всем современным требованиям, быть полезными, а самое главное – дидактически и методически грамотно построенными.

Кроме того, сегодня мы практически не используем транзитные возможности нашего города. В Новосибирске есть все возможности для того, чтобы организовывать площадки для общения европейских и азиатских стран, и информатизация – тот инструмент, который позволит сделать это общение более тесным.

Что касается внутригородских проблем – главная перспектива заключается в построении локального городского информационно-образовательного пространства, которое смогло бы объединить все методические и научные центры, учебные центры вузов, все школы, лицеи, гимназии и детские сады в единое пространство. Мы будем ограничивать проникновение в это пространство различной информации пагубного воздействия и насыщать его только полезным контентом.

– А как, на Ваш взгляд, должна выглядеть идеальная модель информатизации нашего города?

– Во-первых, у Новосибирска хорошее будущее с точки зрения развития инновационной экономики, а информатизация и информационные технологии – это часть инновационной экономики. Поэтому развитие инновационных отраслей нашей экономики будет так или иначе позитивно сказываться на развитии информатизации образования и толкать вперед нашу науку и педагогику. Вторая составляющая идеальной модели, реализацию которой я вижу через пять лет – наш город научится зарабатывать на информационных технологиях. Имея такой потенциал, грех этого не сделать.

Любое государство заинтересовано в том, чтобы как можно большее количество его граждан работало в инновационном режиме, потому что это повышает конкурентоспособность, имидж страны и культурную составляющую каждой отдельно взятой личности. Чем больше человек развит интеллектуально и вовлечен в общекультурные процессы в стране, тем он ценнее и как профессионал, и как личность, и как составляющая общества. Мы будем стремиться к этой идеальной модели, а какой она будет – покажет время.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 184)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)