Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(4) Анна Александровна Шатровая,

педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,

художественный руководитель образцового хореографического коллектива танцевальная школа-студия "Грация"

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска


Все статьи автора(5) Ирина Александровна Лукьянова,
методист высшей квалификационной категории
Центра внешкольной работы «Алые паруса»
г. Новосибирска

Вопросы эффективного использования информационных технологий в образовательном процессе танцевального коллектива

Процесс модернизации российского образования детей связан с реализацией широкого спектра проблем, связанных с системой преобразований в обновлении целей, достижении нового качества, эффективности и результативности образования, обеспечении его доступности. Одной из таких проблем является переход к компетентностному подходу в системе образования. Компетентностный подход в образовании понимается как развитие и оценка различных компетентностей через решение субъектом соответствующих задач.

При этом в новых требованиях, предъявляемых ЕКС к работникам образования (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593), четко определено, что понимается под компетентностью указанной категории служащих. Это качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.

Новым нормативным документом обозначены основные составляющие компетентности для работников образования.

Изучение составляющих информационной компетентности педагога позволяет выделить некоторые позиции, напрямую связанные с рассматриваемой темой – это квалифицированная работа с различными информационными ресурсами и использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Внедрение в образовательный процесс активных методов обучения с использованием информационных технологий позволяет развивать экспертные и рефлексивные умения и навыки путем вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность, предполагает проявление самостоятельности мышления.

Хотелось бы высказать глубокое убеждение: невозможно научить тому, что сам не знаешь, не умеешь, не используешь. Соответственно педагог, не обладающий сам указанными компетентностями, несостоятелен в практике их формирования.

Ниже представлено интервью с педагогом дополнительного образования, традиционно использующим информационные технологии в своей педагогической деятельности, руководителем танцевальной школы-студии «Грация» Анной Александровной Шатровой.

– Анна Александровна, с какой целью Вами используются информационные технологии?

– Большинство людей лучше воспринимают информацию, представленную наглядно и образно. Для танцевального направления это наиболее актуально, так как хореографию нельзя «объяснить на пальцах» и только словами.

– Да, многие педагоги отмечают, что информационные технологии позволяют более доступно и технологично обеспечить анализ конкретных ситуаций и решение проблемных задач.

– Участие в конкурсах и фестивалях не заканчивается только получением наград и поздравлений.

Коллектив привозит с собой огромный багаж видеоматериала. Задача руководителя обработать и скомпоновать его фрагменты для эффективного использования в дальнейшей работе.

Возвращение танцевальной школы-студии «Грация» всегда сопровождается коллективным просмотром этой «драгоценности», которая позволяет познакомиться с различными танцевальными коллективами из разных городов и стран. Дети, которые не участвовали в поездке, вдохновляются от просмотра видеоматериала, который в свою очередь дает толчок к выработке новых идей.

– Вы имеете в виду, что такой вид работы, как разбор видеоряда танцевальных номеров, вносит в процесс обсуждения элемент непринужденности, раскованности, значительно повышает заинтересованность участников?

– Конечно. В том числе, посредством использования мультимедиа-технологий можно доступно и занимательно донести широкой общественности, особенно родителям, в каких мероприятиях участвовал коллектив, что изучали и чего достигли их дети.

Деятельность школы-студии «Грация», особенно по итогам учебного года, презентуется на весь творческий коллектив, на разные возрастные группы. И воспитанники младших составов видят, к чему стремиться. Это способствует мотивации к достижению высоких результатов.

Медиапродукты выступают как одна из форм структурирования портфолио коллектива, позволяющая определить маршрут развития и овладеть способами рефлексии своего состояния, поведения.

Практика создания и демонстрация фильмов про какие-либо группы позволяет поднять их личный статус и самооценку, так как все видят, какие они молодцы и что умеют. Для каждого важно, чтобы его ценили, и в данном случае все узнают об их заслугах, публично представленных.

– В каких формах Вами используются информационные технологии в образовательном процессе?

– Видеопросмотр и «разбор» собственных танцевальных материалов педагогическим и детских коллективом несет развивающую функцию. Такая форма работы позволяет посмотреть на себя со стороны и критически оценить себя лично и общее дело. Повторюсь, что анализ конкурсных материалов способствует развитию рефлексивных умений и формированию аналитической деятельности.

Мультимедийные презентации уже традиционно присутствуют на различных мероприятиях творческого объединения. На внутреннем творческом конкурсе, например, солистов, представляется краткая информация о личности конкурсанта и о его продвижении по индивидуальному образовательному маршруту.

Творческие вечера, такие как «капустники», сопровождаются шуточными и курьезными кадрами из жизни танцевального коллектива.

Нашей уникальной традицией являются проводы на конкурс и фестиваль, который готовят те ребята, которые остаются «дома». «Чествование», в свою очередь, также сопровождается слайд-шоу, отражающим конкурсные реалии.

– Ваши фильмы о творческом коллективе и презентации из истории школы-студии «Грация» – это современный аналог «Летописи». Существенное отличие от старого способа заключается в возможности презентации их широкой аудитории.

– Да, ни один отчетный концерт не обходится без иллюстрирования посредством мультимедиа-технологий творческих дел и событий коллектива. Особенно ценно это в работе с родителями, так как не каждый имеет возможность присутствовать на всех концертах и мероприятиях. А своего рода «коллаж событий» наглядно вводит их в курс дела.

После отчетного концерта и поездки создается фильм с наиболее ценными фрагментами и комментариями, который может использоваться в рамках любой из вышеперечисленных форм.

Обращение к фильмам позволяет решать основную воспитательную задачу – сплочение коллектива. Юмористические кадры вызывают смех, а также помогают вспомнить и заново эмоционально пережить события из жизни школы-студии.

– Помогают ли Вам информационные технологии в профессиональном взаимодействии с коллегами?

– Трансляция педагогическим коллективом школы-студии «Грация» своей образовательной программы коллегам, как правило, сопровождается мультимедиа презентацией. Использование информационных технологий позволяет осветить концептуальные положения школы-студии и особенности программы, а также структурировать и образно представить предлагаемую информацию. Также к PR-мероприятиям относится разработка и издание рекламно-информационных буклетов, проспектов, афиш и т.п.

– Какие еще возможности вы видите в использовании информационных технологий и технических средств?

– Насущной идеей является съемка учебного занятия или постановочной работы в реальном времени и анализ с разбором движений по стоп-кадру и т.п. Это дорогостоящее мероприятие, но оно того стоит. В таком случае оптимально расходуется время учебного занятия и иные ресурсы, позволяя оперативно, без субъективизма скорректировать процесс и возникающие ошибки.

Ориентируясь на генеральную задачу, педагогический коллектив танцевальной школы-студии «Грация» организует творческое взаимодействие в различных формах, мотивируя участников к активной творческой деятельности, анализу и обмену опытом работы и информацией о «профессиональных» находках.

P.S.: У коллектива еще нет своего собственного сайта, но воспитанники школы-студии создали свое сообщество в сети Интернет «В контакте». В рамках данного информационного ресурса «Грацики» общаются в неформальной обстановке, обмениваются своими мыслями, идеями и гордятся достижениями. В это живое общение включаются и педагоги, и родители, и просто заинтересованные участники форума.

Видеоролик выступления танцевальной школы-студии «Грация»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 152)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела