Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(2) Елена Георгиевна Шестера,
педагог дополнительного образования
Дома детского творчества «Октябрьский»
г. Новосибирска

Этнокультурное развитие младших школьников средствами этнографического объединения

Без памяти нет традиций, без воспитания

нет духовности, без духовности нет личности,

без личности нет народа как исторической общности.

Г.Н. Волков, академик РАО

Национальная культура входит в наше сознание вместе с родительскими генами. С культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. Исторический опыт показывает, что живёт и развивается тот народ, который сплачивается вокруг своей культуры. Эти простые истины особенно актуальны в нынешние непростые времена социальных и экономических преобразований, сопровождающихся расшатыванием идеалов, падением духовности, нравственных принципов, морали, ценностных приоритетов, особенно в среде молодёжи. Задача педагогов в этот период – найти новые направления, формы, методы, которые помогут сберечь детей от бездуховности, безнравственности, внутренней пустоты. Педагогическая деятельность по приобщению детей к этнокультурным традициям русского народа содействует разрешению противоречия между возросшим в настоящее время национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания.

В современном обществе, к сожалению, утрачена система наследования традиционной культуры «от отца к сыну», включающая в себя разнообразные формы этнопедагогического воздействия (советы, наставления, запреты и разрешения). В этих условиях начальное этнографическое образование (передача этнокультурных знаний и сохранение детей, как представителей своего народа) всё чаще становится функцией образовательных учреждений.

В условиях общеобразовательной школы одним из наиболее конструктивных подходов к этнокультурному развитию детей является использование возможностей общеобразовательных школ с привлечением педагогов дополнительного образования, профессионально занимающихся народной культурой (педагоги-этнографы, этнопедагоги, фольклористы и другие).

Многолетний опыт работы педагогом дополнительного образования в качестве руководителя объединения «Этнография» подтверждает, что представления учащихся общеобразовательной школы о русской народной культуре, истоках её самобытности весьма отрывочны и поверхностны. Это затрудняет формирование в сознании детей целостных представлений о традиционной культуре, не передаёт ментальных особенностей русского народа и глубины духовно-нравственной основы, присущих всему образу жизни наших предков. Создание системы (именно системы, а не разрозненных занятий) начального этнографического образования в школе помогает восполнить эти пробелы. По нашему мнению, системный подход заключается:

– в системном изучении всех сторон этнокультуры, организованном педагогом-этнографом и учителями школы (выявление межпредметных связей, планирование этнокультурной деятельности в учебном и воспитательном процессе школы, организации условий для проведения этнокультурных мероприятий);

– в привлечении к этому процессу не только учащихся школы, но и заинтересованных учителей и родителей, способных осуществлять этнопедагогическое взаимодействие в профессионально-педагогической и семейной практике.

Понимание недостаточности этнического материала, заложенного в школьные программы, и, как следствие, невозможность полноценного использования этнопедагогики в воспитании и развитии детей явилось основой для взаимодействия учителей школы и педагога-этнографа, поддержки администрации школы. Было принято решение об организации системы этнокультурного развития детей близкой к модели «Школа с этнокультурным компонентом». Для создания системы этнокультурного развития учащихся школы была спланирована и проведена поэтапная совместная организационно-педагогическая работа.

На первом этапе были выявлены перспективы сотрудничества в организации этнокультурного развития учащихся школы; определены принципы, цели и задачи; обобщен опыт приобщения школьников к русской традиционной культуре; выявлены возможности учебно-методической и материально-технической базы структурного объединения «Горница» и школы № 195; апробированы различные формы организации деятельности.

На втором этапе проходило углубленное изучение школьных программ по предметам начальной школы (с учётом особенностей авторской вариативности школьных учебников), а также по истории, мировой художественной культуре, литературе, природоведению, биологии; были апробированы новые формы организации деятельности:

– в воспитательном процессе (встречи, беседы на морально-этические темы, проведение классных часов с привлечением этнографического и этнопедагогического материала);

– в работе с родителями (создание и апробация цикла лекций по этнопедагогике – «Родительский лекторий»);

– в работе с учителями (участие по предложению в деятельности методических объединений и в школьных предметных неделях).

Третий этап был посвящен совершенствованию качества образовательного процесса, направленного на включение младших школьников в этнокультурные традиции; совершенствованию учебно-методического комплекса и созданию системы мониторинга для выявления динамики обученности, воспитанности и мотивационных процессов.

Целью деятельности системы этнокультурного развития является содействие духовно-нравственному развитию детей через приобщение их к традициям русской народной культуры.

Система этнокультурного развития базируется на принципах:

– природосообразности (человек – часть природы, подчинение законам природы, правила взаимоотношения с окружающей средой);

– культуросообразности (приобщение к системе общечеловеческих ценностей, духовности, нравственности и социально-этическим нормам русского народа);

– научности (использование общепризнанных научных фактов по истории, археологии, литературе, языкознанию, топонимике, биологии и других дисциплин, а также применение дидактики при включении детей в этнокультуру);

– народности (изучение всех областей народной культуры с применением этнографического, этнопедагогического материала).

Особенности функционирования выявились в процессе организации и апробации системного подхода.

Особенности взаимодействия участников:

– организация и регулирование процесса включения в этнокультуру осуществляется педагогом-этнографом МБОУ ДОД города Новосибирска «Дом детского творчества «Октябрьский»;

– основным субъектом процесса является коллектив учащихся;

– коллектив учителей и коллектив родителей включены в процесс в качестве организаторов и субъектов воздействия одновременно (с одной стороны, являются организаторами процесса, так как планируют и осуществляют совместную деятельность, а с другой – субъектами системы этнокультурного развития, так как осваивают и применяют традиционные знания по этнографии и этнопедагогике в педагогической и семейной практике);

– наличие собственных мотивационных установок у участников процесса.

Особенности направлений и форм организации деятельности:

  1. в учебном процессе: интегрированные уроки;
  2. в воспитательном процессе: учебные занятия по освоению образовательной программы «Живая старина»; музейно-экскурсионная работа; праздники фольклорно-этнографического абонемента; игровые программы; тематические встречи; беседы на морально-этические темы; работа в творческой мастерской; тематические круглые столы;
  3. в работе с родителями: встречи-консультации (индивидуальные и групповые по предложению); лекционные циклы (тематика родительского лектория по этнопедагогике);
  4. в сотрудничестве с учителями: рабочие встречи; консультации; выступление на заседаниях методических объединений; участие в школьных предметно-методических неделях.

Средствами для достижения результативности системного подхода стали:

– авторский учебно-методический комплекс педагога-этнографа (авторская образовательная программа для младших школьников «Живая старина», методическое пособие «Фольклорно-этнографический абонемент», этнографическая экспозиция (мини-музей) «Живая старина», «Методическое руководство по использованию материалов этнографической экспозиции «Живая старина» в приобщении детей к истокам народной культуры», методическое пособие «Праздники осенней поры», методическое пособие «Игры русских детей», методическое пособие «Народная игрушка», методическое аудиопособие к образовательной программе «Живая старина»: часть 1 «Детство – юность», методическое мультимедиапособие «Включение младших школьников в этнокультурные традиции»);

– содержание разделов школьных предметов, пересекающееся с этнографией (в среднем и старшем звене – история, литература, русский язык, биология, география, труд, в начальных классах – обучение грамоте, русский язык, математика, чтение, ознакомление с окружающим миром, труд, музыка).

К критериям эффективности системного подхода относится:

– уровень сформированности национального самосознания;

– уровень сформированности познавательного интереса к изучению русской народной культуры;

– уровень усвоения учащимися традиционных социальных норм и правил;

– качество усвоенных этнокультурных знаний и умений;

– применение традиционных знаний и умений в жизни;

– уровень интереса к сотрудничеству у коллектива учителей и администрации школы;

– уровень интереса к сотрудничеству у коллектива родителей.

Использование диагностических процедур позволяет своевременно отслеживать и регулировать процесс по всем направлениям деятельности.

Особенностью организации и содержания структуры системы этнокультурного развития учащихся является комплексный подход к формированию системы. Он помогает выявить особенности содержания этнокультурного развития каждого из коллективов-участников процесса (детского коллектива, коллектива учителей, коллектива родителей) и организовать формы этнокультурной деятельности с учётом их возрастной и социальной специфики, а также объединить возможности всех участников для достижения цели.

Коллектив учащихсяформируется из учеников начальных классов. Переменность или постоянство состава обучающихся определяется участниками процесса этнокультурного развития (учителями, педагогом-этнографом, родителями), так как это тесно связано со школьным расписанием занятий и загруженностью детей во внеурочное время. Постоянные группы создаются из школьников, осваивающих образовательную программу «Живая старина», остальные учащиеся определяются как группы переменного состава. Эти группы принимают участие в экскурсиях, игровых программах, праздниках. Праздники фольклорно-этнографического абонемента, содержание тематических экскурсий, игровых программ, тематических встреч для групп переменного состава соответствуют мероприятиям из раздела «Включение в этнокультуру» авторской образовательной программы «Живая старина».

С повышенным интересом школьные учителя относятся к проведению интегрированных уроков. Для групп постоянного и переменного состава интегрированные уроки планируются в начале учебного года, совместно учителями и педагогом-этнографом, выбранные темы вносятся в учебно-тематические планы учителей и педагога-этнографа, позднее уточняются сроки, расписание, объём материала и.т.п. Таблица «Межпредметные связи школьных учебных программ с этнографическим материалом».

Коллектив учителей участвует в планировании и организации этнокультурной деятельности, лично участвует в проведении этнокультурных мероприятий для учащихся, анализирует образовательные результаты деятельности.

Родители также включаются в совместную с детьми творческую этнокультурную деятельность во внеурочное время (подготовка и участие в народных праздниках; участие в совместных с детьми выездных этнокультурных мероприятиях; проведение семейных праздников в традициях русской народной культуры), повышают собственную этнографическую грамотность.

Осуществляемый нами комплексный подход в приобщении младших школьников к традициям русской народной культуры, с привлечением педагога-этнографа, учителей школы и родителей учащихся школы, обеспечивает высокую результативность деятельности по включению детей в этнокультурные традиции в условиях городской общеобразовательной школы, а также содействует социализации личности ребёнка, укреплению семейных связей и формированию позиции сотрудничества образовательных учреждений и семьи в обучении, воспитании и развитии детей.

В заключение хочется отметить, что в современном обществе неуклонно развивается интерес к русской традиционной культуре и этнопедагогике, и образовательные учреждения всё активнее включаются в процесс этнокультурного развития подрастающего поколения, а значит, представленный опыт будет интересен как педагогам дополнительного образования, так и учителям и администрации общеобразовательных школ.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 19)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела