Без памяти нет традиций, без воспитания
нет духовности, без духовности нет личности,
без личности нет народа как исторической общности.
Г.Н. Волков, академик РАО
|
Национальная культура входит в наше сознание вместе с родительскими генами. С культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. Исторический опыт показывает, что живёт и развивается тот народ, который сплачивается вокруг своей культуры. Эти простые истины особенно актуальны в нынешние непростые времена социальных и экономических преобразований, сопровождающихся расшатыванием идеалов, падением духовности, нравственных принципов, морали, ценностных приоритетов, особенно в среде молодёжи. Задача педагогов в этот период – найти новые направления, формы, методы, которые помогут сберечь детей от бездуховности, безнравственности, внутренней пустоты. Педагогическая деятельность по приобщению детей к этнокультурным традициям русского народа содействует разрешению противоречия между возросшим в настоящее время национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания.
|
В современном обществе, к сожалению, утрачена система наследования традиционной культуры «от отца к сыну», включающая в себя разнообразные формы этнопедагогического воздействия (советы, наставления, запреты и разрешения). В этих условиях начальное этнографическое образование (передача этнокультурных знаний и сохранение детей, как представителей своего народа) всё чаще становится функцией образовательных учреждений.
В условиях общеобразовательной школы одним из наиболее конструктивных подходов к этнокультурному развитию детей является использование возможностей общеобразовательных школ с привлечением педагогов дополнительного образования, профессионально занимающихся народной культурой (педагоги-этнографы, этнопедагоги, фольклористы и другие).
Многолетний опыт работы педагогом дополнительного образования в качестве руководителя объединения «Этнография» подтверждает, что представления учащихся общеобразовательной школы о русской народной культуре, истоках её самобытности весьма отрывочны и поверхностны. Это затрудняет формирование в сознании детей целостных представлений о традиционной культуре, не передаёт ментальных особенностей русского народа и глубины духовно-нравственной основы, присущих всему образу жизни наших предков. Создание системы (именно системы, а не разрозненных занятий) начального этнографического образования в школе помогает восполнить эти пробелы. По нашему мнению, системный подход заключается:
– в системном изучении всех сторон этнокультуры, организованном педагогом-этнографом и учителями школы (выявление межпредметных связей, планирование этнокультурной деятельности в учебном и воспитательном процессе школы, организации условий для проведения этнокультурных мероприятий);
– в привлечении к этому процессу не только учащихся школы, но и заинтересованных учителей и родителей, способных осуществлять этнопедагогическое взаимодействие в профессионально-педагогической и семейной практике.
Понимание недостаточности этнического материала, заложенного в школьные программы, и, как следствие, невозможность полноценного использования этнопедагогики в воспитании и развитии детей явилось основой для взаимодействия учителей школы и педагога-этнографа, поддержки администрации школы. Было принято решение об организации системы этнокультурного развития детей близкой к модели «Школа с этнокультурным компонентом». Для создания системы этнокультурного развития учащихся школы была спланирована и проведена поэтапная совместная организационно-педагогическая работа.
На первом этапе были выявлены перспективы сотрудничества в организации этнокультурного развития учащихся школы; определены принципы, цели и задачи; обобщен опыт приобщения школьников к русской традиционной культуре; выявлены возможности учебно-методической и материально-технической базы структурного объединения «Горница» и школы № 195; апробированы различные формы организации деятельности.
На втором этапе проходило углубленное изучение школьных программ по предметам начальной школы (с учётом особенностей авторской вариативности школьных учебников), а также по истории, мировой художественной культуре, литературе, природоведению, биологии; были апробированы новые формы организации деятельности:
– в воспитательном процессе (встречи, беседы на морально-этические темы, проведение классных часов с привлечением этнографического и этнопедагогического материала);
– в работе с родителями (создание и апробация цикла лекций по этнопедагогике – «Родительский лекторий»);
– в работе с учителями (участие по предложению в деятельности методических объединений и в школьных предметных неделях).
Третий этап был посвящен совершенствованию качества образовательного процесса, направленного на включение младших школьников в этнокультурные традиции; совершенствованию учебно-методического комплекса и созданию системы мониторинга для выявления динамики обученности, воспитанности и мотивационных процессов.

Целью деятельности системы этнокультурного развития является содействие духовно-нравственному развитию детей через приобщение их к традициям русской народной культуры.
Система этнокультурного развития базируется на принципах:
– природосообразности (человек – часть природы, подчинение законам природы, правила взаимоотношения с окружающей средой);
– культуросообразности (приобщение к системе общечеловеческих ценностей, духовности, нравственности и социально-этическим нормам русского народа);
– научности (использование общепризнанных научных фактов по истории, археологии, литературе, языкознанию, топонимике, биологии и других дисциплин, а также применение дидактики при включении детей в этнокультуру);
– народности (изучение всех областей народной культуры с применением этнографического, этнопедагогического материала).
Особенности функционирования выявились в процессе организации и апробации системного подхода.
Особенности взаимодействия участников:
– организация и регулирование процесса включения в этнокультуру осуществляется педагогом-этнографом МБОУ ДОД города Новосибирска «Дом детского творчества «Октябрьский»;
– основным субъектом процесса является коллектив учащихся;
– коллектив учителей и коллектив родителей включены в процесс в качестве организаторов и субъектов воздействия одновременно (с одной стороны, являются организаторами процесса, так как планируют и осуществляют совместную деятельность, а с другой – субъектами системы этнокультурного развития, так как осваивают и применяют традиционные знания по этнографии и этнопедагогике в педагогической и семейной практике);
– наличие собственных мотивационных установок у участников процесса.
Особенности направлений и форм организации деятельности:
- в учебном процессе: интегрированные уроки;
- в воспитательном процессе: учебные занятия по освоению образовательной программы «Живая старина»; музейно-экскурсионная работа; праздники фольклорно-этнографического абонемента; игровые программы; тематические встречи; беседы на морально-этические темы; работа в творческой мастерской; тематические круглые столы;
- в работе с родителями: встречи-консультации (индивидуальные и групповые по предложению); лекционные циклы (тематика родительского лектория по этнопедагогике);
- в сотрудничестве с учителями: рабочие встречи; консультации; выступление на заседаниях методических объединений; участие в школьных предметно-методических неделях.
Средствами для достижения результативности системного подхода стали:
– авторский учебно-методический комплекс педагога-этнографа (авторская образовательная программа для младших школьников «Живая старина», методическое пособие «Фольклорно-этнографический абонемент», этнографическая экспозиция (мини-музей) «Живая старина», «Методическое руководство по использованию материалов этнографической экспозиции «Живая старина» в приобщении детей к истокам народной культуры», методическое пособие «Праздники осенней поры», методическое пособие «Игры русских детей», методическое пособие «Народная игрушка», методическое аудиопособие к образовательной программе «Живая старина»: часть 1 «Детство – юность», методическое мультимедиапособие «Включение младших школьников в этнокультурные традиции»);
– содержание разделов школьных предметов, пересекающееся с этнографией (в среднем и старшем звене – история, литература, русский язык, биология, география, труд, в начальных классах – обучение грамоте, русский язык, математика, чтение, ознакомление с окружающим миром, труд, музыка).
К критериям эффективности системного подхода относится:
– уровень сформированности национального самосознания;
– уровень сформированности познавательного интереса к изучению русской народной культуры;
– уровень усвоения учащимися традиционных социальных норм и правил;
– качество усвоенных этнокультурных знаний и умений;
– применение традиционных знаний и умений в жизни;
– уровень интереса к сотрудничеству у коллектива учителей и администрации школы;
– уровень интереса к сотрудничеству у коллектива родителей.
Использование диагностических процедур позволяет своевременно отслеживать и регулировать процесс по всем направлениям деятельности.
Особенностью организации и содержания структуры системы этнокультурного развития учащихся является комплексный подход к формированию системы. Он помогает выявить особенности содержания этнокультурного развития каждого из коллективов-участников процесса (детского коллектива, коллектива учителей, коллектива родителей) и организовать формы этнокультурной деятельности с учётом их возрастной и социальной специфики, а также объединить возможности всех участников для достижения цели.
Коллектив учащихсяформируется из учеников начальных классов. Переменность или постоянство состава обучающихся определяется участниками процесса этнокультурного развития (учителями, педагогом-этнографом, родителями), так как это тесно связано со школьным расписанием занятий и загруженностью детей во внеурочное время. Постоянные группы создаются из школьников, осваивающих образовательную программу «Живая старина», остальные учащиеся определяются как группы переменного состава. Эти группы принимают участие в экскурсиях, игровых программах, праздниках. Праздники фольклорно-этнографического абонемента, содержание тематических экскурсий, игровых программ, тематических встреч для групп переменного состава соответствуют мероприятиям из раздела «Включение в этнокультуру» авторской образовательной программы «Живая старина».
С повышенным интересом школьные учителя относятся к проведению интегрированных уроков. Для групп постоянного и переменного состава интегрированные уроки планируются в начале учебного года, совместно учителями и педагогом-этнографом, выбранные темы вносятся в учебно-тематические планы учителей и педагога-этнографа, позднее уточняются сроки, расписание, объём материала и.т.п. Таблица «Межпредметные связи школьных учебных программ с этнографическим материалом».

Коллектив учителей участвует в планировании и организации этнокультурной деятельности, лично участвует в проведении этнокультурных мероприятий для учащихся, анализирует образовательные результаты деятельности.
Родители также включаются в совместную с детьми творческую этнокультурную деятельность во внеурочное время (подготовка и участие в народных праздниках; участие в совместных с детьми выездных этнокультурных мероприятиях; проведение семейных праздников в традициях русской народной культуры), повышают собственную этнографическую грамотность.
|
Осуществляемый нами комплексный подход в приобщении младших школьников к традициям русской народной культуры, с привлечением педагога-этнографа, учителей школы и родителей учащихся школы, обеспечивает высокую результативность деятельности по включению детей в этнокультурные традиции в условиях городской общеобразовательной школы, а также содействует социализации личности ребёнка, укреплению семейных связей и формированию позиции сотрудничества образовательных учреждений и семьи в обучении, воспитании и развитии детей.
В заключение хочется отметить, что в современном обществе неуклонно развивается интерес к русской традиционной культуре и этнопедагогике, и образовательные учреждения всё активнее включаются в процесс этнокультурного развития подрастающего поколения, а значит, представленный опыт будет интересен как педагогам дополнительного образования, так и учителям и администрации общеобразовательных школ.
|