Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Светлана Александровна Зайцева,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 10 Железнодорожного района
г. Новосибирска

Интерактивное обучение - это дань моде или необходимость?

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Проблема заключается в доминировании репродуктивного обучения, необходимого для формирования и развития общеучебных умений и навыков младших школьников, но не позволяющего в полной мере развивать ключевые компетентности учеников.

Мы наблюдаем:

– пассивность школьников в обучении;

– низкий уровень коммуникативной и социальной компетентности;

– низкий уровень самостоятельности обучающихся;

– неумение учащихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации – в ситуацию жизненную;

– снижение учебной мотивации уже к концу начальной школы.

Думаю, один из способов решения этой проблемы – освоение и применение интерактивных методов в обучении младших школьников.

Интерактивное обучение – это тип обучения, который основан на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы обучения на диалоговые. Интерактивные методы ориентированы на взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом.

Рис. 1 Интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса

Учитель лишь направляет деятельность учащихся на достижение цели. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не столько закрепляют изученный материал, сколько изучают новый.

Общими признаками всех интерактивных методов являются:

  1. ориентация на всю полноту содержания образования и компетентность личности как образовательную цель;
  2. ориентация на активную групповую познавательную деятельность;
  3. ориентация на сотрудничество или партнерство как основной способ взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Каждый из пяти интерактивных методов имеет специфические особенности:

дискуссия – обсуждение проблемных вопросов, ответы на которые не известны всем участникам;

кейс-стади (анализ конкретных ситуаций) – обсуждение и решение реальных задач;

проектная деятельность – создание и презентация реального продукта;

игра – моделирование реальных ситуации и взаимоотношений;

тренинг – упражнение (тренировка) необходимых умений или способов поведения и решения определенных задач.

При такой форме обучения от современного педагога требуется следующее:педагог должен иметь глубокую предметную подготовку; обладать эмоциональной гибкостью (выразительностью и устойчивостью), коммуникативной компетентностью, способностью к импровизации; должен пройти технологическую подготовку в области интерактивного обучения.

С первого класса можно предлагать обучающимся работать в парах. Примерами такой работы является обсуждение текста, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов классу и т.д.

Для решения проблемных задач и вопросов используется такой приём, как «мозговой штурм». Ученики могут высказывать любые мнения, точки зрения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации.

«Поиск информации» – приём интерактивного обучения, используемый, например, при работе с лингвистическими словарями. Для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти только в словарях русского языка.

Считаю взаимооценивание и самооценивание одним из приёмов интерактивного обучения. Развитие оценочной самостоятельности детей дает возможность сформировать у ребенка полноценную учебную деятельность, т.к. выпадение любого из компонентов учебной деятельности (в том числе контроля и оценки) делает ее неполной и неполноценной.

Следует отметить, что в современном понимании интерактивное образование – это обучение с использованием интерактивного оборудования. Диалог может строиться на линии «ученик-компьютер». На уроках можно использовать электронные образовательные ресурсы для начальной школы. Прежде всего, электронные учебные пособия, разработанные под руководством доктора педагогических наук А.В. Молоковой, а также самостоятельно созданные дидактические материалы и средства наглядности, энциклопедии, справочники, словари.

Во внеурочное время можно проводить факультативные занятия «Проектная деятельность». Проектная деятельность – метод интенсивно-интерактивного обучения. Его преимущество в том, что он может быть как коллективным, так и индивидуальным. Результаты проектов могут быть представлены в виде рисунков, спектаклей, стихотворений, поделок и т.д.

Во внеклассной работе необходим такой интерактивный приём, как «использование ресурсных возможностей социокультурной среды». Посещение музеев, выставок, театров; встречи с интересными людьми – все это способствует повышению уровня учебных достижений обучающихся, повышению уровня коммуникативной и социальной компетентности.

В результате применения интерактивных методов в обучении младших школьников происходит (представлены результаты учащихся начальной школы МБОУ «Гимназия № 10», класс С.А. Зайцевой):

– развитие познавательной активности обучающихся;

Рис. 2 Динамика познавательной активности

– развитие интеллектуальной самостоятельности и повышение результативности обучения и воспитания;

Рис. 3 Уровень воспитанности обучаемых

– повышение уровня коммуникативной, социальной и информационной компетентности обучающихся;

– повышение уровня комфортности обучения;

Рис. 4 Динамика показателей уровня комфортности

– улучшается по некоторым показателям здоровье учащихся.

Таблица 1

Показатели здоровья по результатам медицинского осмотра

 

2005

2009

1 группа здоровья

19

21

Нарушения осанки

44

34

Заболевания нервной системы

26

17

Таким образом, интерактивное обучение является сегодня необходимостью. Оно позволяет в учебном процессе моделировать такие ситуации, которые будут развивать у школьников инициативность, способность предлагать новые проекты, нести социальную ответственность и уметь работать в команде. Результаты, представленные выше, показывают, что именно в условиях интерактивного обучения мы наблюдаем целый ряд позитивных изменений в поведении, в деятельности, в личности обучающихся. Развивается инициативность и личностная ответственность обучающихся за принимаемые ими решения; формируется адекватная самооценка и более высокий уровень притязаний; усиливаются мотивы самосовершенствования, самоизменения, возрастает чувство личностной включенности в образовательный процесс; повышается эмоциональная устойчивость; снижается уровень ситуативной тревожности; повышается уровень коммуникативной компетентности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 33)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. ИКТ как символ творчества учителя
2. Интерактивное обучение - это дань моде или необходимость?
3. Использование информационных технологий при подготовке и проведении праздников
4. Формирование информационной компетентности младших школьников средствами современного урока
5. Отбор и разработка электронных образовательных ресурсов учителем начальных классов
6. ИКТ на факультативных занятиях в начальной школе
7. Создание электронных учебных материалов для уроков литературного чтения
8. Обучение программированию на языке Паскаль детей с нарушениями слуха
9. ИКТ в воспитательной работе школы
10. Как помочь младшему школьнику сохранить здоровье в условиях информатизации
11. Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха
12. Технические средства на уроках истории в начальной школе
13. Особенности применения электронных учебных пособий в работе над развитием речи учащихся
14. Я за новую школу!
15. Воспитание школьников в контексте информатизации жизни общества