Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(2) Валентина Владимировна Акулова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 120 Заельцовского района
г. Новосибирска

Отбор и разработка электронных образовательных ресурсов учителем начальных классов

В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Эта тема обсуждалась в ходе работы «круглого стола» на научно-практическом семинаре, который прошел в МБОУ СОШ № 120 – экспериментальной площадке научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО. В нём приняли участие учителя, которые активно применяют ЭОР в обучении, имеют опыт создания электронных дидактических материалов или собираются этим заняться.

Говоря о проблемах применения ИКТ в начальном образовании, педагоги обратились к источникам научно-методической информации и сделали вывод: целесообразно различать два основных направления информатизации:

1) информатизации системы образования, т.е. обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, автоматизация рабочих мест и внедрение информационных систем;

2) информатизации образовательного процесса, т.е. использование компьютера как средства, позволяющего повысить эффективность обучения.

Для учителя начальной школы компьютер является мощным средством, облегчающим процесс создания учебного материала, методической копилкой (планирование, модели уроков, примеры применения в различных ситуациях), а также автоматизации трудоёмкой работы: демонстрации, изложения в развернутом или сжатом виде, с иллюстрациями или без них, свода и обработки результатов обучения, подготовки отчётов.

Как техническое средство современной предметной лаборатории, компьютер способствует повышению мотивации учащихся в решении учебных задач за счёт новизны, активного вовлечения всех учащихся в учебный процесс, индивидуальных тренировок до тех пор, пока показатели каждого обучаемого не будут максимально приближены к требуемым, оперативного, одновременного массового и систематического дифференцированного контроля обучаемых, объективности оценки результатов. Все это возможно при условии тщательного подбора ЭОР в соответствии с целями и задачами урока и правильной организации работы на одном или нескольких компьютерах в классе и дома.

Уже никто не станет отрицать тот факт, что в соответствии с мировым опытом на смену текстографическим электронным продуктам приходят интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР. Изобретение мультимедийного компьютера расширило возможности предъявления учебной информации за счет объединения в одном пользовательском продукте текста, графики, аудио- и видеоинформации, анимации, возможности для пользователя обратной связи, свойства интерактивности, что немаловажно для мотивации обучения младших школьников.

Особенно важны требования к интерактивности и мультимедийной насыщенности для учебных продуктов, используемых в начальном образовании. Действительно, школьник имеет в своем распоряжении комплект полиграфических учебников, поэтому их электронная копия вряд ли вызовет интерес. Более того, обычная книга обладает массой преимуществ: не требует дополнительных технических средств воспроизведения, удобна в использовании в любом месте и в любое время, имеет, что немаловажно, 500-летнюю традицию применения.

Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования в начальной школе можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами, но и не терять традиционных:

– соответствие программе обучения;

– научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);

– соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);

– отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;

– оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам и пр.

Основными инновационными качествами ЭОР участники круглого стола назвали:

– обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений). (Следует отметить: книга обеспечивает только получение информации);

– интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубляясь в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д.;

– возможность удалённого (дистанционного), полноценного обучения. Не подлежит сомнению, что ЭОР сокращают время освоения, оптимизируя учебную деятельность за счёт структурирования, чёткости заданий, предотвращают отставание пропустивших занятия, предоставляют дополнительные материалы для повышения уровня развития желающих, усиливают мотивацию за счёт индивидуальных настроек, адаптации, разных видов эмоционального восприятия информации, мыследеятельности и игровых ситуаций.

Развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) привело к возможности сделать первые шаги к самостоятельному созданию электронных образовательных ресурсов для начальной школы.

В настоящее время в сфере начального образования уже сложились основные направления использования в учебном процессе средств информатизации (по убыванию степени использования):

– как средство контроля знаний;

– как средство самообразования;

– мультимедиа-технологии как иллюстративное средство при объяснении нового материала для повышения наглядности и изобразительности;

– интернет-страницы с методическими разработками, учебными программами и т.п. (для учителя);

– интернет-коллекции рефератов, презентаций (для учеников).

В ходе обсуждения целесообразности применения ЭОР на уроках в начальной школе, участники «круглого стола» согласились с тем, что ЭОР способствуют:

– развитию наглядно-образного, логического и операционального мышления;

– воспитанию информационной и правовой культуры;

– формированию умений самостоятельного приобретения знаний;

– формированию умений учебной экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности.

Все отмечали, что при создании учебных материалов во главу угла ставятся педагогические цели, например, достигнуть высокого качества обучения конкретному курсу при имеющихся финансовых, материально-технических, кадровых, групповых, временных или других ограничениях. Целью создания ЭОР нового поколения является качественный и количественный прорыв в области ИКТ – поддержки обучения посредством обеспечения свободного доступа к ЭОР.

Отсюда вытекают основные задачи создания ЭОР:

– унификация ЭОР по соответствующим федеральным стандартам;

– централизованное хранение и предоставление доступа к ЭОР всем участникам образовательного процесса, в том числе через сеть Интернет;

– активное использование ЭОР при реализации образовательных программ начальной школы.

Решение этих задач позволит учителю начальных классов создать условия для самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом, позволяющие выбирать удобные для младшего школьника место и время работы, а также темп учебного процесса; станет возможной более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности; появится возможность представления уникальной информации мультимедиасредствами; расширит возможности автоматизированного контроля знаний, умений и навыков.

Анализируя основные факторы, влияющие на процесс внедрения ИКТ в начальной школе, учителя выделили следующие проблемные моменты:

– количество компьютеров в классах растет медленнее, чем хотелось бы;

– обновление информационных фондов библиотек образовательных учреждений не осуществляется в требуемом объёме;

– цена специальной литературы в розничной торговле велика;

– для преподавателей и учащихся по финансовым причинам затруднены выезд на конференции, выставки, покупка новых учебно-методических изданий.

Не менее важной проблемой является необходимость опережающей подготовки и переподготовки преподавателей для разработки методики и эффективного применения ЭУМ. Только наличие грамотных преподавательских кадров позволит обеспечить эффективное использование ЭОР в учебном процессе.

Все учителя отмечали, что разработка новых интерактивных, мультимедийно насыщенных электронных учебных продуктов является непростой задачей. Возникает множество проблем: требуется учитывать дружественность форматов, программных компонентов и технологий разработки ЭОР для обеспечения их совместного хранения, каталогизации, поиска в целях реализации доступа и использования в любом месте в любое время.

Возможно, начинающим разработчикам помогут эти рекомендации:

– лучше виден светлый жирный Arial не менее 20 шрифта (для показа всему классу на большом экране) на тёмном фоне, т.к. много экранного света раздражает глаза;

– соотношение: текста – не больше 40 %, формул – не больше 20 %, а остальная площадь – изображения: размещение не плотно, а всё в целом – не более половины экрана;

– вместо повторения сделайте гиперссылку;

– для ускорения разработки и сокращения объёма используйте рисунки и анимации из имеющейся базы данных;

– не забывайте подписывать объекты, в том числе, для их поиска;

– шире используйте мультимедийные возможности: заменяйте рисунки, схемы процессов на интерактивные анимации, вставляйте видеофрагменты, трёхмерные интерактивные образы, звук.

В заключение заметим, ни учителя, ни книгу никто не отменял, просто роль учителя, равно как и технологии представления текстов, существенно изменяется. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Также в значительной степени меняется психологический климат во взаимоотношениях учителя и учащихся, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу своих учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Представляя результаты работы «круглого стола», учителя говорили, что их опыт отбора, создания и использования ЭОР показывает: из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.

Справка. Где в Интернете размещены обучающие программы:

Портал «Российское образование»: www.edu.ru

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: window.edu.ru

Коллекция цифровых образовательных ресурсов: www.school-collection.edu.ru

Центр информационно-образовательных ресурсов: fcior.edu.ru

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. ИКТ как символ творчества учителя
2. Интерактивное обучение - это дань моде или необходимость?
3. Использование информационных технологий при подготовке и проведении праздников
4. Формирование информационной компетентности младших школьников средствами современного урока
5. Отбор и разработка электронных образовательных ресурсов учителем начальных классов
6. ИКТ на факультативных занятиях в начальной школе
7. Создание электронных учебных материалов для уроков литературного чтения
8. Обучение программированию на языке Паскаль детей с нарушениями слуха
9. ИКТ в воспитательной работе школы
10. Как помочь младшему школьнику сохранить здоровье в условиях информатизации
11. Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха
12. Технические средства на уроках истории в начальной школе
13. Особенности применения электронных учебных пособий в работе над развитием речи учащихся
14. Я за новую школу!
15. Воспитание школьников в контексте информатизации жизни общества