Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(2) Наталья Арсеньевна Коротаева,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 12 Центрального района
г. Новосибирска

Создание электронных учебных материалов для уроков литературного чтения

Падение интереса детей к чтению обусловлено стремительными переменами в нашей жизни, однако чтение остаётся одним из важнейших общеучебных умений и одним из ведущих способов получения учебной информации. Задача учителя – так построить урок, чтобы наиболее полно использовать в обучении собственную активность каждого ребенка, направляя её на анализ учебного материала по средствам поисковых вопросов, приёмов сравнения, различных способов работы с наглядностью и ИКТ.

Совершенно очевидно, что широкое применение информационно-коммуникационных технологий наряду с другими современными педагогическими методиками позволяет ребенку на уроке стать активным деятелем, вызывает у ученика неподдельную заинтересованность, усиливает эмоциональное восприятие изучаемых объектов, способствует осознанному и прочному усвоению знаний и использованию их на практике.

Многообразие средств интерактивного оборудования SMART позволяет учителю не только широко использовать готовые электронные учебные материалы, но и создавать собственные наглядные пособия и тестовые задания.

При подготовке к 2008/09 учебному году много времени было уделено изучению содержания электронных учебных пособий, планированию их рационального применения на различных уроках в четвёртом классе. В процессе этой работы было выявлено, что для уроков литературного чтения таких материалов очень мало. Актуализировалась необходимость их создания. Нам удалось подготовить не только электронные наглядные пособия, но и справочные материалы для альтернативных домашних заданий, и тесты для осуществления внешнего контроля.

В течение учебного года под руководством доктора педагогических наук, зав. кафедрой начального образования НИПКиПРО А. В. Молоковой реализовывался проект «Разработка и применение электронных учебных материалов для уроков литературного чтения». Целью данного проекта являлось создание и апробация цифровых ресурсов, позволяющих использовать современные информационные технологии в качестве средства обучения и развития интереса учащихся к чтению. Было создано 16 электронных дидактических материалов, позволяющих дополнять традиционные средства обучения литературному чтению в четвёртом классе по учебно-методическому комплексу «Школа 2100», учебнику «В океане света» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Разработанные материалы могут применяться на 43 уроках из 136 по учебному плану.

Структура электронных учебных материалов включает следующие компоненты:

– справочный материал;

– интерактивные задания для фронтально-индивидуальной работы;

– интерактивные задания для индивидуальной работы на компьютере.

Справочный материал представляет собой адаптированные для детского восприятия биографические сведения о писателях и их произведениях, которые можно использовать, для подготовки альтернативных домашних заданий или выступлений «сильных» учащихся непосредственно на уроке.

Интерактивные задания для фронтально-индивидуальной работы не просто привлекают внимание детей к беседе на уроке, но и мотивируют их к вступлению в диалог, к отстаиванию своего мнения. Проверка домашнего задания с использованием таких материалов проходит живо, ярко, а знания становятся более прочными.

Интерактивные задания для индивидуальной работы на компьютере – это тесты по произведениям В. Жуковского, А. Пушкина, И. Крылова, Л. Толстого, А. Куприна, А. Чехова, В. Драгунского, А. Барто, Н. Носова.

Тестовые задания для младших школьников могут быть не только интересными, но и полезными. Они позволяют использовать в обучении собственную активность каждого ребёнка, направляя её на анализ учебного материала по средствам поисковых вопросов, приёмов сравнения, различных способов работы с наглядностью. Ребята получают возможность, работая в удобном для них темпе, показать свои знания, понимание изученного материала, умение применять правила в практических заданиях.

Преимущество тестовых заданий состоит в том, что их можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время. Кроме того, ученик имеет возможность исправить допущенные ошибки, перечитав произведение более внимательно. И ребята охотно используют эту возможность, что подтверждено ответами на вопросы анкеты.

Оптимальным, на наш взгляд, является тестовое задание, состоящее из пяти вопросов. Ребёнок проведёт за компьютером не более 2-3 минут, что соответствует санитарным нормам, а учитель в течение урока имеет возможность увидеть и оценить работу многих ребят.

Средства интерактивного оборудования SMART предоставляют учителю широчайшие возможности для создания тестовых заданий. Используя возможности программы в работе с изображением и текстом, создаём пять кадров с вопросами и вариантами ответов, где только один является верным, и четыре кадра оценивания. Затем с помощью клонирования кадров (Программа Notebook 9) и системы ссылок выстраиваем тест по схеме, представленной на рисунке 1.

Рис. 1 Структура теста

При правильном ответе на вопрос 1 работает ссылка на кадр 2, вопрос 2 (I линия). Если на вопрос 1 дан неверный ответ, то ссылка отправит нас на кадр 3 с вопросом 2 (II линия), если допущена ошибка в ответе на вопрос 2 в кадре 3, ссылка отправит нас на кадр 6 с вопросом 3 (III линия). Так, выполнив работу без ошибок, ученик увидит на экране компьютера кадр с надписью «Отлично!». Если допущена одна ошибка, компьютер «скажет»: «Хорошо!», если две – «Будь внимательнее». А если дано три неверных ответа, ученику посоветуют: «Поработай ещё!»

Таким образом, неудачная работа не повергнет ребёнка в уныние, а подталкивает к действию, у него появляется желание перечитать произведение и выполнить тест повторно, исправляя допущенные ошибки, как на уроках, так и во внеурочное время.

Проверка домашнего задания с помощью теста проходит живо, ярко, а знания становятся более прочными. Уроки, на которых используются тесовые задания, неизменно получают положительные эмоциональные оценки учащихся. Работая в удобном для них темпе, ребята получают возможность показать свои знания, понимание изученного материала, умение применять полученные знания на практике. А учитель имеет возможность рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока, разнообразить и усовершенствовать контроль знаний, обеспечить высокую степень дифференциации обучения, поддерживать интерес к чтению, к учебной деятельности, развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность ребят.

Выполняя тестовые или альтернативные домашние задания, ребенок учится использовать различные источники, отбирать информацию, правильно оформлять и представлять работу. Ученик ставит перед собой сложную задачу и успешно решает её. Таким образом, создаётся ситуация успеха, формируется вера в себя, в свои силы и способности. Обучение становится увлекательным и ярким. Знания, полученные в положительной эмоциональной ситуации, являются более прочными.

На уроках дети наблюдают, рассуждают, высказывают своё мнение, отстаивают свою точку зрения, учатся слушать и понимать других. А задача учителя – расширить поле активной творческой мыслительной деятельности детей. Очевидно, что ребятам на уроках, которые проходят с применением компьютера, интересно, что уроки эти одновременно серьёзные и занимательные, трудные и радостные, а дети, научившиеся испытывать радость труда, по-настоящему счастливы и здоровы, чувствуют себя в классе комфортно.

Список литературы, использованной при разработке Проекта:

  1. Поташник, М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие [Текст] / М. М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
  2. Молокова, А. В. Информационные технологии в начальной школе [Текст] / А. В. Молокова/ Под ред. И. М. Бобко, Ю. Г. Молокова. – Новосибирск: НГУ, 2004. – 186 с.
  3.  Молокова, А. В. Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя начальных классов [Текст] / А. В. Молокова // Научно-методический журнал «Сибирский учитель». – Новосибирск: изд-во НИПКиПРО, – 2006. – №3. – С.8-11.
  4. Молокова, А. В., Осколкова, Т. В., Салова, И. В., Шаровская, С. Ф., Начальная школа: традиции и инновации [Текст] / А. В. Молокова, Т. В. Осколкова, И. В. Салова, С. Ф. Шаровская. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007. – 125 с.
  5. Молокова, А. В. Современный урок в условиях информатизации [Текст] / А. В. Молокова // Научно-методический журнал Сибирский учитель.– Новосибирск: изд-во НИПКиПРО, –2007.– №4. – С. 55–58.
  6. Молокова, А. В. Применение электронных учебных пособий в обучении младших школьников [Текст] / А. В. Молокова // Научно-методический и психолого-педагогический журнал Начальная школа плюс до и после.– Москва: изд-во ООО «Баласс», –2009.– №4. – С. 86–89.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. ИКТ как символ творчества учителя
2. Интерактивное обучение - это дань моде или необходимость?
3. Использование информационных технологий при подготовке и проведении праздников
4. Формирование информационной компетентности младших школьников средствами современного урока
5. Отбор и разработка электронных образовательных ресурсов учителем начальных классов
6. ИКТ на факультативных занятиях в начальной школе
7. Создание электронных учебных материалов для уроков литературного чтения
8. Обучение программированию на языке Паскаль детей с нарушениями слуха
9. ИКТ в воспитательной работе школы
10. Как помочь младшему школьнику сохранить здоровье в условиях информатизации
11. Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха
12. Технические средства на уроках истории в начальной школе
13. Особенности применения электронных учебных пособий в работе над развитием речи учащихся
14. Я за новую школу!
15. Воспитание школьников в контексте информатизации жизни общества