Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(3) Светлана Геннадьевна Владимирова,
учитель начальных классов МБОУ гимназии № 1
Центрального района г. Новосибирска

Технические средства на уроках истории в начальной школе

В стандартах второго поколения большое внимание уделяется деятельностному подходу при организации учебно-воспитательного процесса. Ведь только в деятельности происходит «личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие младшего школьника». Большие возможности для организации такого подхода открываются во время изучения интегрированного предмета «Окружающий мир» в 3-4 классах. В данном курсе изучению истории отводится 1 час в неделю. Этого времени достаточно, чтобы дать детям первоначальные сведения по предмету, но, несомненно, мало для того, чтобы сформировать умение ориентироваться в исторической информации, научить работать с историческими текстами, картами, хронологическими таблицами.

Сведения о прошлом у учащихся третьих-четвертых классов отрывисты и часто противоречивы. Психологической особенностью младших школьников является преобладание наглядно-образного мышления, поэтому дети не могут представить то, чего не видели. Включить в процесс обучения все каналы восприятия: аудиальный, визуальный и кинестетический помогают технические средства обучения.

Каждый учитель знает, насколько легче развернуть беседу с активным участием в ней всего класса на основе наглядного пособия (например, просмотренного фильма), чем на основе рассказа учителя или текста учебника. Яркий зрительный образ привлекает внимание детей, помогает ощутить своеобразие описываемого исторического факта или явления и представить его содержание.

За последние сто лет учителями на уроках истории использовались: проекционный «волшебный» фонарь, фильмоскоп, эпидиаскоп, кинопроектор и другие технические средства обучения, основной задачей которых (часто благодаря яркому крупному изображению) было привлечение внимания детей. Но многие из этих пособий были громоздки, требовали наличия специального места для установки, затемнения, что вызывало большие затруднения в их использовании.

В настоящее время во всём мире, в том числе и в образовании, широкое применение получили информационно-коммуникативные технологии. Каждый педагог может из большого числа современных технических средств выбрать те, которые наиболее оптимально и продуктивно могут быть им использованы. В течение последних трёх лет мною на всех уроках активно используются: компьютер, интерактивная доска, классмейты («Персональный мобильный компьютер ученика»), система электронного голосования, документ-камера. На возможностях каждого из данных технических средств в рамках урока «история» мне хотелось бы остановиться.

Интерактивная доска предоставляет большие возможности для творчества детей и учителя, т.к. может выступить в роли телевизора, экрана при просмотре DVD-фильмов, фотографий и иллюстраций (при условии наличия в кабинете системы затемнения).

У каждого ученика нашего класса есть классмейт (Classmate PC), который предназначен для использования младшими школьниками как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Используя на уроках истории интерактивную доску и классмейты, нами проводятся следующие виды работ:

– работа в чате (внутри класса); учитель задаёт вопрос – ученики записывают ответ;

– приём и передача файла; учитель отсылает ученикам небольшой текст – ученики исправляют фактические ошибки и отсылают учителю;

– поиск информации в Интернете;

– тестирование: вопрос с вариантами ответа; вопрос для выбора нескольких ответов; альтернативный вопрос (да, нет); вопрос для свободного ответа.

Система электронного голосования SENTEO (производство SMART) предназначена для проведения интерактивного опроса и позволяет организовать объективный динамический контроль и оценку знаний каждого ученика. Тесты для опроса готовит и вносит в компьютер учитель. А проверяет и оценивает работу компьютер. Программа Notebook позволяет создавать тесты тех же видов, что и на классмейте. Добавляется тест с ответом-числом.

По окончании опроса с помощью системы электронного голосования на экране доски можно увидеть диаграмму, показывающую уровень усвоения материала классом и скорректировать дальнейшую работу. Диаграммы могут быть по каждому вопросу, по всему тесту. Можно вывести на экран таблицу, из которой видны результаты голосования каждого ученика. Их можно сохранить в компьютере, при необходимости (для родителей, для администрации, для создания портфолио ученика, для сравнения со следующими проверками) их легко можно восстановить.

Активно нами используется документ-камера, которая позволяет увеличить и вывести изображения любых документов, негативов, прозрачных плёнок и 3-D объектов на интерактивную доску при проведении презентаций и демонстраций, обучений и докладов. Можно использовать её как сканер, фотоаппарат или видеокамеру, сохранять отснятый материал в компьютере и использовать позднее.

В настоящее время, используя технические средства, урок истории в начальной школе можно провести интересно и ярко. Основной проблемой, с которой может столкнуться учитель при подготовке к уроку истории – это отсутствие системы во время поиска и подбора материалов и информации. Поэтому своей основной задачей на этот учебный год я вижу систематизацию уже имеющихся пособий (на электронных носителях и в бумажном варианте), создание дидактических и контролирующих материалов, используемых на уроках с применением ИКТ, а также разработку методических рекомендаций для учителей начальной школы по проведению уроков окружающего мира (раздел «история»).

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. ИКТ как символ творчества учителя
2. Интерактивное обучение - это дань моде или необходимость?
3. Использование информационных технологий при подготовке и проведении праздников
4. Формирование информационной компетентности младших школьников средствами современного урока
5. Отбор и разработка электронных образовательных ресурсов учителем начальных классов
6. ИКТ на факультативных занятиях в начальной школе
7. Создание электронных учебных материалов для уроков литературного чтения
8. Обучение программированию на языке Паскаль детей с нарушениями слуха
9. ИКТ в воспитательной работе школы
10. Как помочь младшему школьнику сохранить здоровье в условиях информатизации
11. Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха
12. Технические средства на уроках истории в начальной школе
13. Особенности применения электронных учебных пособий в работе над развитием речи учащихся
14. Я за новую школу!
15. Воспитание школьников в контексте информатизации жизни общества