Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(2) Лилия Александровна Шеффер,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 120 Заельцовского района
г. Новосибирска

Воспитание школьников в контексте информатизации жизни общества

В условиях современного общества важной составляющей образования подрастающего поколения является формирование информационной культуры. Каковы же содержание и средства воспитания ценностных основ информационной культуры у обучающихся младших классов?

Под информационной культурой следует понимать систему ценностей личности, включающую в себя социально значимые ценности, нормирующие деятельность человека в информационном пространстве, а также личностные ценности, рождённые человеком в процессе ценностного творчества. В соответствии с областями деятельности человека в информационном обществе можно выделить следующие группы социально значимых ценностей:

1. Ценности, позволяющие ориентироваться в информационном пространстве, влияющие на выбор источников информации. Потоки информации ежедневно обрушиваются на каждого человека современного общества через СМИ и Интернет. Эта информация может быть необходимой и ненужной, устаревшей и актуальной, вредной и полезной, правдивой и недостоверной. Ориентация детей на поиск и использование достоверной, полезной, актуальной информации, воспитание негативного отношения к действиям с информацией, наносящим вред человеку или компьютеру – необходимая составляющая информационной культуры.

2. Ценности, определяющие характер использования компьютера. Особое значение имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента познания, приобщения к знаниям, накопленным обществом и аккумулированным на электронных носителях – библиотеках, музеях, энциклопедиях, обучающих программах и т.д., – а также как инструмента познания себя, своих творческих способностей.

3. Коммуникативные ценности. Сегодня общение наших детей со сверстниками чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте всё более заменяют «живое слово». Анонимность и бескрайние просторы для самых разных видов деятельности приводит к тому, что регулирующее во многом поступки человека общественное мнение теряет свое влияние. Нередко школьники совершают компьютерные преступления, не зная о том, что поступают незаконно, или считая, что анонимность даёт им полную безопасность, что они могут поступать так, как хотят, не опасаясь осуждения обществом. Следовательно, единственным механизмом, регулирующим поведение человека в информационном пространстве, является его система ценностей. Детям необходимо объяснять, что Интернет не отдельный мир, а лишь удобное средство общения, и пользуясь им, необходимо соблюдать те же правила этики, что и при общении в школе. Главный постулат, осознанный детьми, должен звучать так: «Человек не имеет права использовать компьютер, информацию во вред другим людям».

4. Ценности, определяющие правовое поведение личности в информационном обществе. В Интернете тоже существует авторское право и собственность. Если в реальной жизни ребёнок не рискнёт стянуть чужую тетрадку с сочинением и выдать её за свою, то скачать реферат и выдать за собственную работу может каждый. Признание ценности авторских прав на продукты информационной деятельности человека (программы, тексты, рисунки и т.д.), признание права каждого человека на свое автономное личное информационное пространство, недопустимость проникновения в него без согласия владельца – всё это одна из составных частей информационной культуры.

5. Эстетические ценности. С учениками III–IV классов можно проводить работу по воспитанию ценностного отношения к разнообразию форм представления одной и той же информации, к красоте и гармонии этих форм; воспитание стремления к поиску информации в разных источниках, в том числе и в самом себе. Ценность многообразия представления, синонимичности информации, красота средств передачи должны стать содержанием воспитания информационной культуры учащихся.

6. Ценности здорового образа жизни. Ценностная ориентация на санитарные нормы и правила работы за компьютером как здоровьесберегающих факторов – необходимая часть содержания воспитания информационной культуры школьников. В начальной школе прививаются гигиенические нормы работы за компьютером, складывается ценностное отношение к учебной и творческой деятельности на компьютере.

Для организации процесса воспитания можно использовать следующие средства:

– ценностно-ориентированные воспитывающие ситуации как процесс актуализации ценностных отношений, знакомство с точкой зрения одноклассников, учителя, принятие чужого или отстаивание своего взгляда. Средствами создания таких ситуаций выступают: ценностно-ориентированные тексты; реальные факты из жизни школы и учеников, связанные с информационной и компьютерной деятельностью; игра; театрализация;

– планирование системы уроков, формирующих ценностные ориентации младших школьников. Они включают следующие направления: нормы общения, школьный и внешкольный этикет, культура внешнего вида, культура общения, культура поведения и т.д.;

– культурно-массовые мероприятия (экскурсии в театр, филармонию, выставки творчества и искусства; исследовательская и творческая работа по изучению истории, культуры, обычаев родного края);

– привлечение школьников к общественной и школьной жизни, создание школьной среды, в которой обучающиеся не только накапливают опыт общественного поведения, но и нравственно взрослеют;

– совместная работа педагога с родителями: предоставление информации о сайтах, учебных порталах, содержащих полезные и достоверные материалы. Обсуждение с ребёнком просмотренных телевизионных передач, выделение полезной информации и негативных моментов. Составление режима дня для каждого ребёнка, в который включены просмотр программы телевизионных передач и работа или игры на компьютере с обязательным ограничением времени. Также чётко распределяется задание для выполнения домашнего задания и других видов деятельности.

Современная информационная среда – неотъемлемый атрибут нашей жизни. При разумном пользовании средствами, которые она предоставляет, можно достичь высоких результатов в области образования, расширить творческие и социальные возможности. Не все родители могут составить реальное представление о среде, в которой находятся они и их дети, поэтому одна из основных задач современного педагога – дать верные представления об окружающей действительности, помочь найти пути выхода из сложных ситуаций. Только совместная работа двух социальных институтов – семьи и школы будет способствовать воспитанию ценностных основ информационной культуры у младших школьников.

Литература

1. Баранец Н.А. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде. – Начальная школа плюс До и После. – 2008. – №7.

2. Дети и Интернет-этика. Рекомендации родителям. – Этика. ru.

3. Завьялова О. А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников – Начальная школа. – 2005. – №11.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. ИКТ как символ творчества учителя
2. Интерактивное обучение - это дань моде или необходимость?
3. Использование информационных технологий при подготовке и проведении праздников
4. Формирование информационной компетентности младших школьников средствами современного урока
5. Отбор и разработка электронных образовательных ресурсов учителем начальных классов
6. ИКТ на факультативных занятиях в начальной школе
7. Создание электронных учебных материалов для уроков литературного чтения
8. Обучение программированию на языке Паскаль детей с нарушениями слуха
9. ИКТ в воспитательной работе школы
10. Как помочь младшему школьнику сохранить здоровье в условиях информатизации
11. Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха
12. Технические средства на уроках истории в начальной школе
13. Особенности применения электронных учебных пособий в работе над развитием речи учащихся
14. Я за новую школу!
15. Воспитание школьников в контексте информатизации жизни общества