Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(3) Ирина Валентиновна Попова,

учитель географии
МАОУ «Гимназия № 15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска

Край родной - Новосибирск. Из опыта формирования образа малой родины

Личность человека складывается из многих составляющих, одной из которых является чувство патриотизма. Но оно не возникает само собой, а должно постепенно взращиваться с самого юного возраста.

Ребёнку трудно представить всю необъятность нашей Родины, её огромные пространства, разнообразные ландшафты. На школьных уроках дети знакомятся со статистическими данными, а затем с гордостью говорят, что Россия самая большая по площади страна в мире, обладает различными природными ресурсами, на её территории расположены природные зоны от арктических пустынь до субтропиков и т.д. и т.п. К сожалению, всё это для многих учеников чаще всего так и остаётся лишь цифрами и фактами, заученными с начальной школы.

Правильное формирование образа Родины, на мой взгляд, необходимо начинать с формирования представления у детей образа малой родины – своей улицы, района, города. Эту работу можно начинать с первого класса и продолжать до окончания средней школы. В начальных классах детям можно предложить подготовить рассказ «Мой дом, мои соседи», о происхождении названия своей улицы, о ближайшем парке. Подобные темы доступны для изучения детьми младшего школьного возраста, интересны, расширяют кругозор, обогащают словарный запас учащихся, а самостоятельная подготовка и хорошее владение темой помогают преодолеть застенчивость при выступлении перед своими сверстниками. Для учащихся среднего звена наиболее интересным и доступным, на мой взгляд, является знакомство с историей своего района, города, отдельных архитектурных и исторических памятников, экскурсии на предприятия района. Старшеклассникам более интересны люди, создававшие наш город, его историю, современный облик Новосибирска, прославившие его в России и за рубежом.

Формы проведения внеклассной работы по формированию представления образа малой родины могут быть самыми различными. Это и викторины по прочитанным книгам, литературно-музыкальные композиции, различные игры, проектные работы, участие в конкурсах и т.д. Для того чтобы выявить уровень сформированности у школьников понятия «Родина», в сентябре на первых уроках географии я прошу детей письменно ответить на вопрос: «Что у вас связано со словом Родина?» и предлагаю им написать ассоциативный ряд из десяти-двенадцати слов, стараясь не употреблять общеизвестные клише. Так как эту работу я провожу в течение многих лет, то можно сделать следующие выводы:

– ответы учащихся 1980-х годов и ответы современных детей резко различаются;

– все ответы легко можно разделить по возрастным группам.

В 1980-х – начале 1990-х годах ответы чаще всего были следующими: «Наша Родина – могучая держава», «лучшая в мире страна», «самая большая и богатая страна в мире» и т.д. Сегодня ответы школьников совсем иные. Учащиеся 5-7-х классов чаще используют описательные характеристики – красивая, большая, богатая, учащиеся спортивного класса пишут фамилии известных спортсменов, старшеклассники упоминают имена политических лидеров. Кроме того, если школьники младших классов высказывают обычно позитивное мнение, то почти у половины старшеклассников звучат выражения – нищета, пьянство, безработица, экономическая разруха.

Анализируя ответы учащихся, я корректирую свою рабочую программу, стараясь в старших классах уделить больше внимания причинам современного состояния экономики России, которым, к сожалению, в учебнике экономической географии 9-ого класса с каждым годом отводится всё меньше места. В младших и средних классах даю задания по подбору информации о разнообразии животного и растительного мира нашей страны, о заповедниках и заказниках нашего края, памятниках природы, истории родного города. Хорошую помощь в этой работе оказывает журнал «География и экология».

Но работу по формированию образа малой родины нельзя ограничить только рамками школьных мероприятий и уроков. Большую помощь в этом деле оказывают различные олимпиады и конкурсы. Особенно хотелось бы сказать о конкурсе «Мир на ладони» по истории, географии и культуре города Новосибирска. Наша гимназия участвует в конкурсе второй год. Мы готовим команды разных возрастов, от 2-ого до 10-ого класса, работаем с большим количеством литературных источников и интернет-ресурсов, приглашаем различных специалистов, ходим на экскурсии.

В этом учебном году наша гимназия приняла участие в конкурсе «Россия заповедная», посвящённому лесу. Двое учащихся успешно справились с заданиями 1-ого заочного тура и были приглашены на второй тур в НГПУ. Кроме того, на школьную научно-практическую конференцию была представлена работа «Инфраструктура микрорайона по улице Доватора», рекомендованная на районную конференцию. Авторы данной работы пришли к выводу, что микрорайон хорошо насыщен магазинами, микрорынками, аптеками, имеет развитую транспортную сеть, но испытывает недостаток спортивных сооружений, разновозрастных детских площадок.

Так с чего же начинать работу по формированию образа малой родины, если она до этого не проводилась учителем? Задайте детям вопрос: «Подъезд – это продолжение улицы или продолжение квартиры?». Проанализируйте ответы, обсудите их с детьми, это и будет Ваш первый шаг.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела