Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(2) Алла Юрьевна Тышкевич,
заместитель директора по УВР
МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска

Все статьи автора(6) Светлана Вячеславовна Бобинова,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска

О воспитательной сущности толерантности

Учитывая современные подходы к результатам педагогической деятельности и концепцию гимназии, творческая группа педагогов МБОУ гимназия № 13, работающая по направлению воспитания толерантности в рамках городской экспериментальной площадки, представляет свои разработки по воспитанию поликультурной компетенции (толерантности) выпускника гимназии № 13. Нами использована технология, содержащая компетентностный подход в работе по данной проблеме.

Данная технология состоит из двух уровней:

1 уровень: «Мы разные – Мы дружим» (Учимся толерантности). Программа воспитательной работы, направленная на воспитание культуры толерантности детей младшего школьного возраста.

2 уровень. «Я – МЫ» (Учимся толерантности). Программа воспитательной работы, направленная на воспитание культуры толерантности детей старшего школьного возраста.

В программе обобщен опыт организации внеурочной деятельности по воспитанию культуры толерантности, реализуемый в учебном процессе гимназии № 13.

Цель – воспитание культуры толерантности у учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Задачи:

1. Ознакомить детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей: каждый человек – уникальная личность.

2. Создать условия для реализации принципа взаимодополняемости как основной черты различий (различие каждого, как дополнение другого).

3. Создать условия для реализации принципа взаимозависимости как основы совместных действий (совместное решение проблем, совместная деятельность, сотрудничество).

4. Создать условия для формирования навыков толерантных отношений.

Программа «Мы разные, мы дружим» была апробирована в начальной школе гимназии № 13. Полученные результаты доказали успешность данной программы. Программа «Я-МЫ» в данный момент успешно апробируется в нашей гимназии.

По решению педагогического совета в 2006 году было выпущено учебно-методическое пособие «Мы разные – мы дружим», авторы-составители: Денисова С.А., Бобинова С.В. В 2009 году было выпущено два учебно-методических пособия: «Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования» (Начальная школа), автор-составитель: Бобинова С.В., куда вошли: программа «Мы разные – мы дружим», психолого-педагогические тренинги, классные часы.

Сборник «Формирование поликультурной компетенции (толерантности) выпускника гимназии № 13», автор-составитель Бобинова С.В., получил признание на августовских педагогических конференциях, конкурсе методических материалов ГЦРО. В сборник вошли: система воспитательной работы в 5-7 классах, система воспитательной работы в 8-9 классах, занятия для программы 9 класса, тренинги детско-родительских отношений, направленные на формирование толерантности, диагностика поликультурной компетенции выпускника гимназии № 13. Предложенные программы по воспитанию толерантности и методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний, систем психолого-педагогических тренингов для учащихся младшего и среднего возраста будут способствовать в подготовке и проведении занятий по теме «Толерантность».

По данной проблеме в нашей гимназии реализуется активное взаимодействие со школьной библиотекой, медиацентром, социальными партнёрами гимназии. Одним из основных направлений в этой деятельности является информационная поддержка духовно-нравственного воспитания юных школьников. В рамках злободневной темы особое место занимает работа по развитию толерантности, воспитанию добра, справедливости и уважения прав человека.

Исходя из реальности современной жизни, в которой есть место межнациональным конфликтам, расслоению населения на богатых и бедных, приводящее людей к отчаянию, вражде, зависти и, нередко, к суициду, деятельность гимназии в данном направлении является актуальной.

Активное взаимодействие с родителями гимназистов приносит положительные результаты. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей – это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей. Поэтому вместе с родителями мы проводим праздники, конкурсы, родительские собрания, направленные на воспитание толерантности.

Результатом и признанием актуальности данной темы можно считать открытие городской экспериментальной площадки по теме «Психолого-педагогические условия воспитания толерантности как основы социальной компетентности выпускника гимназии № 13».

Цель программы: разработать и внедрить в систему работы школы комплекса психолого-педагогических условий воспитания толерантности как основы социальной компетентности выпускника гимназии № 13.

Задачи:

  1. Формирование у школьников адаптивных механизмов, позволяющих им неконфликтно и гибко входить в систему социокультурных отношений.
  2. Побуждение учащихся к рефлексии, к постоянному самонаблюдению и самоизучению с целью выработки твердых психолого-приемлемых и значимых ориентиров своего поведения.
  3. Содействие становлению внутреннего облика школьников как порядочных людей посредством сознательно-практической ориентации их на национальные и общечеловеческие ценности.
  4. Приобщение учащихся к плодотворным способам и формам проведения свободного времени через вовлечение их в культуросообразную досуговую деятельность.
  5. Развитие коммуникативных навыков у подростков, юношей и девушек.
  6. Обучение конструктивному общению с окружающими людьми.
  7. Создание педагогических условий интеграции культур.
  8. Развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов.

Каждый год, начиная с 2004, мы участвуем в конкурсе Сибирской Ярмарки, выступаем на «круглых столах», проводим конкурс « Учимся толерантности», в рамках УчСиб. Также принимаем участие в международных научно-практических конференциях, семинарах как городских, так и областных, показываем мастер-классы.

В этом году на базе нашей площадки был реализован социально-значимый проект «Воспитание культуры толерантности в летнем пришкольном лагере «Бригантина» МБОУ гимназии № 13 – это акции, тренинги, диспуты, беседы и другие формы, творчески организующие совместную деятельность. В отряде «Ромашка» с детьми младшего школьного возраста реализовывался первый уровень проекта – психолого-педагогические тренинги, игры, конкурсы, направленные на воспитание культуры толерантности. Мероприятия проводились педагогами МБОУ «Гимназии № 13», студентами НГПУ, сотрудниками центра «Ника». В отряде «Исток» с детьми старшего школьного возраста реализовывался второй уровень проекта – проводились акции, направленные на формирование толерантности. Работа в лагере была нацелена на выход творческого потенциала в социум. Интернет-общение, межвозрастные диспуты, конкурсы всех уровней. Ежегодно конкурс приносит призовые места.

Цель достигнута: за все проведённые сезоны не встречалось ни одного факта асоциального поведения. Наш лагерь – это реальная возможность формирования у детей и подростков толерантного сознания, творческого подхода к любому делу, желания заботиться о своём здоровье и благополучии тех, кто рядом с тобой.

Проведение акций, посвященных проблеме толерантности, имеет яркий положительный эффект в формировании компетентностной индивидуальности гимназиста.

Акция № 1 «Путь к толерантности»

Целью акции являлось обучение детей межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Задачи:

– познакомить подростков с понятием «толерантность» и «толерантная личность»;

– показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных ситуациях;

– научить участников акции конкретным приемам, позволяющим развить воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию.

В ходе акции дети ознакомились с понятием «толерантность», обсуждали следующие вопросы:

– Почему возникают конфликты на межнациональной почве?

– Почему одна нация не может понять другую?

– Как научиться принимать другого человека?

С детьми были проведены творческие задания «Создание миров» и «Космическое путешествие». В игре «Создание миров» детям нужно было придумать тот мир, в котором они хотели бы жить, герб и девиз своего народа. Затем каждая команда продемонстрировала свой «мир».

В игре «Космическое путешествие» детям было предложено совершить воображаемое путешествие на другую планету, где каждой команде было необходимо выжить. Для того чтобы сосуществовать, надо объединиться, договориться. Поэтому детям нужно было создать общие законы и правила, которые учитывали бы все интересы и которые должны выполнять все без исключения. Дети успешно справились с заданиями и усвоили основные принципы толерантности.

Акция № 2 «Я среди других»

Целью акции являлась профилактика употребления ПАВ и формирование толерантного поведения.

Задачи:

– дать установку на неупотребление ПАВ, ориентирование детей и подростков на здоровый образ жизни;

– показать альтернативное проведение свободного времени в подростковой среде;

– развитие коммуникативных способностей и уверенности в себе.

В первую очередь детям было предложено обсудить следующие вопросы:

– Что делать, если нет друзей, и вы от этого страдаете?

– Как сделать свою жизнь интересной? Что делать, когда очень скучно и плохое настроение?

– Как стать уверенным в себе?

Далее – вопросы, касающиеся вредных привычек:

– Что такое наркотики?

– Как человек втягивается в употребление наркотиков?

– Как можно отказаться от принятия наркотиков, спиртных напитков, противоправного поведения?

Также дети обсуждали следующие ситуации: как отказаться от принятия наркотиков, когда предлагают выпить пиво; как отказаться от предложенной сигареты, когда предлагают избить человека. Затем каждая команда нарисовала и продемонстрировала плакаты на тему «Я – за здоровый образ жизни». Все дети активно участвовали в обсуждении вопросов и усвоили необходимость толерантной устойчивости к приему наркотиков, алкоголя, табака.

Акция № 3 «Толерантное сознание»

Цель: профилактика асоциального поведения, формирование у детей и подростков толерантного сознания.

Задачи:

– развитие потребности в правовых знаниях;

– формирование коммуникативных способностей и уверенности в себе;

– дать установку на законопослушное поведение;

– формирование доброжелательных отношений в лагере.

Детям необходимо было выполнить задание под названием «Законы моего племени», где от каждой команды требовалось представить себя единым племенем и придумать название, девиз, герб, внешние атрибуты своего племени, выбрать вождя и составить перечень законов существования племени. После выполнения задания дети демонстрировали свои работы, делая акцент на законах.

В заключение всех акций для лучшего усвоения понятия и принципов толерантности детям было предложено самостоятельно составить определение «толерантность» и характеристику толерантной личности. В помощь для выполнения задания детям раздали стихотворения о толерантности из книги Ю.Макаренко «Новое путешествие Проповедника». После обсуждения выполненной работы были подведены итоги акций.

В результате проведения подобных акций дети усваивают понятие «толерантность», знакомятся с принципами дружбы и взаимопонимания, учатся самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений.

В нашей гимназии многонациональный состав, но гимназисты с желанием вступают в дружеские отношения друг с другом, не взирая на особенности нации. Педагоги отмечают повышенный интерес детей к традициям, культуре разных народов. Взаимопонимание прослеживается на всех уровнях образовательного пространства. Навыки толерантности выражаются и в гимназическом самоуправлении. Продолжая работу в этом направлении, мы планируем создать пособия для родителей, многонациональных семей, детских организаций, объединяющих разновозрастные и разноуровневые группы, в котором отразим технологии создания сплачивающих игр, методику тестирования, советы по самовоспитанию для взрослых и детей.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела