Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Татьяна Сергеевна Гуляевская,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 73 Ленинского района
г. Новосибирска


Татьяна Сергеевна Фомина,
психолог МБОУ СОШ № 73 Ленинского района
г. Новосибирска


Татьяна Семеновна Ангельчева,
учитель биологии
МБОУ СОШ № 73 Ленинского района
г. Новосибирска

Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в массовой школе

Опыт по реализации адаптивной программы «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей» в средней школе № 73 в течение пяти лет показал, что «технология индивидуального ведения» учащегося, включающая в себя долговременное изучение потребностей, устремлений личности на основе педагогических наблюдений и психологических исследований, открывает перед учителем возможности применения нестандартных технологий по индивидуализации педагогической работы с одаренным ребенком в условиях массовой школы.

Необходимо отметить, что в последние годы основы одаренности ищут в сочетании нескольких характеристик. Такова, например, трехкольцевая модель Дж. Рензулли: усиленная мотивация – интеллект выше среднего – творческость. Разработанная Дж. Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров.

Н.С. Лейтес указывает на то, что лишь через описание совокупности общих способностей, включаемости и креативности можно прийти к пониманию феномена одаренности. Анализ литературных источников и исследования, проведенные на базе средней школы № 73, доказывают преимущественность выбранной модели представления одаренности как области пересечения факторов:

  1. Способность выше среднего уровня.
  2. Мотивация:

– мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и связанные с ее прямым продуктом;

– мотивы, связанные с косвенным продуктом учения.

3. Креативность.

При оценки креативности учитывается четыре параметра: продуктивность, или «беглость», гибкость, оригинальность, разработанность. Модель учитывает то, что высокий интеллект и общие способности обусловливают необходимый для одаренного ребенка уровень познавательной деятельности, а высокий уровень познавательной мотивации необходим для удержания направления данной деятельности. Креативность при этом обеспечивает видение перспективы и возможности познания нового. Недоразвитие одного из факторов влечет за собой недоразвитие всей системы, не позволяя в полной мере проявиться другим, пусть даже максимально развитым факторам. Данная модель стала определяющей для построения как учебно-воспитательной и развивающей работы, так и системы психологического сопровождения одаренного ребенка в школе.

В рамках адаптивной программы, учитывающей категории учащихся с различным уровнем способностей, мотивации и предметной подготовки, было введено понятие «актуальной» и «потенциальной» креативности.

Целью работы с одаренным ребенком является обеспечение условий для актуализации и развития одаренности.

Выполнение поставленной цели программы ведется по следующим направлениям:

  1. Содействие одаренным учащимся в максимально возможном раскрытии, развитии и реализации способностей и творческого потенциала.
  2. Создание атмосферы творческого сотрудничества участников педагогического процесса.
  3. Фокусировка деятельности педагогического коллектива на качестве обучения одаренных детей, на отслеживании уровня их развития и внутренней культуры.
  4. Гибкое варьирование системы мотивации к занятию ребенка в системе как урочной, так и внеурочной деятельности.
  5. Внедрение специальных форм и методов работы в практику обучения и внеурочного развития одаренного ребенка.
  6. Создание условий для заинтересованного участия семьи и общественной среды в процессе обучения и развития одаренного ребенка.
  7. Социализация одаренных учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях современной действительности.

Вся диагностическая работа в рамках программы выстраивается по оптимальной четырехэтапной модели, предложенной известным исследователем одаренности А.И. Савенковым.

Первый этап – сбор первичной информации о ребенке от родителей, педагогов, психологов и детей в виде анкет, карт интересов, тестов. Сбор информации начинается в начальной школе, затем в среднем и старшем звеньях. После чего формируются группы детей по их способностям в различных предметных областях.

Второй этап – оценочно-коррекционный (А.И. Савенков). В ходе его внимание акцентируется не на разовых обследованиях, а на занятиях тренингового типа: на выявление и развитие креативности мышления, психомоторики, психосоциальной сферы. Этот этап нашел выражение в таких формах педагогической работы, как учебные группы, классы, мастерские, занимающиеся по специальным программам.

Третий этап – самостоятельной оценки – предоставляет детям возможность посещать дополнительные занятия, где у них проявляется склонность к повышенным интеллектуальным, психомоторным нагрузкам, являющаяся одной из существенных примет одаренности.

Четвертый этап – заключительного отбора, который позволяет на основе предыдущих этапов, носящих долговременный характер, с высокой степенью объективности определить действительно одаренных детей.

В процессе работы по адаптивной программе наше образовательное учреждение разработало комплекс методического сопровождения педагогической работы с учащимися в рамках оптимального сочетания основного и дополнительного образования.

Работа с одаренными детьми в урочном пространстве отображена в предметном планировании учителя (графа «Одаренный ребенок», где отмечаются дополнительные, творческие задания для этих детей). Все рабочие программы учителей утверждаются научным руководителем. Также педагоги ведут наблюдения за одаренным ребенком на уроке и фиксируют эти наблюдения в индивидуальных рабочих картах.

Приоритетным методом работы с одаренными учащимися в межпредметном пространстве дополнительного образования стал метод малых мобильных групп с возможностью переформирования их в процессе работы, где школьники занимаются самостоятельной исследовательской и творческой деятельностью.

Выбранные формы работы с одаренными учащимися реализуют различные виды деятельности:

– Малые Научные Чтения и Школьная научно-практическая конференция – это очень мощное пространство по формированию исследовательских навыков у учащихся.

– Подготовка к предметным Олимпиадам является необыкновенно креативным пространством для учащихся, обладающих выраженными способностями к гуманитарным, точным или естественным наукам.

– Индивидуальные исследовательские группы – не только углубленного изучения заинтересовавшей проблемы, но и освоение способов научно-исследовательской работы.

– Литературный Театр. Постановка спектакля – один из самых действенных способов понять, почувствовать литературное произведение и передать свои чувства, мысли и эмоции.

Базовым аспектом в деятельности творческой группы педагогов являются идеи и элементы технологии «Теории Решения Изобретательских Задач». Ежегодно проводится театрализованный праздник «Предметная сказка», в котором принимают участие школьники 2-10 классов.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка проводится по следующим направлениям:

  1. Эмоциональная поддержка.

Факультативные занятия «В мире друзей». Уроки психологического здоровья. Психогимнастика.

2. Поддержка интеллектуального развития.

Факультативные занятия по развитию творческого мышления – на основе программы А.И. Савенкова. Альбом для учителей по развитию внимания младших школьников.

3. Развитие стабилизации и мотивации.

Курс развивающих занятий и игр, способствующих психологической адаптации и мотивации.

4. Развитие креативности.

Разработана рабочая тетрадь по развитию воображения «Страна «Фантазия».

Необходимо отметить, что для успешного функционирования программы для родителей проводятся индивидуальные консультации по проблеме преодоления дезадаптационных проявлений у одаренных школьников.

В течение всего года ведется постоянная диагностика проекта:

1. Предметное тестирование. Проводится в начале учебного года и в конце. Позволяет оценить уровень актуального знания предмета и отследить динамику в познании новой информации.

2. Психологическое тестирование. Результаты психологического исследования помогают оценить уровень актуального психического развития и определить зону ближайшего развития.

3. Выступление учащихся на ежегодных районных и городских конференциях, олимпиадах и конкурсах.

4. Предметная сказка. Своеобразной формой отчета о проделанной работе является подготовка предметной сказки силами участников предметных микрогрупп.

Необходимо отметить, что учебная и воспитательная работа, проводимая творческой группой педагогов нашего образовательного учреждения, способствует выпуску учащихся с высоким уровнем среднего образования, развития познавательных функций, мотивации достижения успеха и адаптации к жизненным условиям. Осознанное и целенаправленное использование комплекса психолого-педагогических условий организации обучения содействует получению более высоких результатов в развитии одаренности у детей.

Приложение 1. Презентация «Психологическая диагностика одаренных детей»

Приложение 2. Презентация «Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время по предмету биологии»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 16)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела