Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Ирина Сергеевна Кущак,
руководитель высшей квалификационной категории,
директор МБОУ СОШ № 172 Заельцовского района
г. Новосибирска

Городская экспериментальная площадка «Сохранение зрения в процессе обучения» как форма интеграции педагогического коллектива школы в единое инновационное здоровьесберегающее пространство

Здоровьесбережение всех участников образовательного процесса является ключевым элементом педагогической системы в нашей школе и рассматривается как средство повышения качества школьного образования. Только здоровый ребёнок легко обучаем, может выдержать школьные нагрузки, способен стать конкурентоспособной личностью в будущем. Сохраняя и укрепляя здоровье школьника в процессе обучения, мы расширяем его познавательные возможности и, как следствие, повышаем на этой основе качество образования.

В сентябре 2007 года наша школа вступила в проект «Пятёрка по зрению – пятёрка по здоровью», разработанный И.Ю. Смирновой, кандидатом медицинских наук, директором Центра профилактики и лечения близорукости «Глазка». Проведённая в Центре диагностика зрения учащихся нашей школы была неутешительной. Цифры убедительно свидетельствовали о том, что учебный процесс является напряженной зрительной работой, а школьная близорукость – «профессиональной» патологией школьника. Стало ясно, что необходимо внедрение профилактических зрениесберегающих программ в ежедневную практику нашего учреждения.

Педагогическим советом школы было принято решение о начале педагогического эксперимента по теме «Сохранение зрения в процессе обучения», поданы документы в Городской экспертный совет. Приказом Главного управления образования мэрии нам был присвоен статус городской экспериментальной площадки.

Вы вправе спросить: «Зачем Вам это нужно?» Ведь присвоение статуса муниципальной экспериментальной площадки не влечет за собой изменения статуса образовательного учреждения, его организационно-правовой формы и подчиненности. Считаем, что в Новосибирске создана система стимулирования опытно-экспериментальной и инновационной деятельности на уровне муниципалитета. Работа учреждения в рамках ГЭП учитывается при определении группы оплаты труда руководителя образовательного учреждения, а также размера его стимулирующих выплат. Статус муниципальной экспериментальной площадки даёт нам право вносить изменения в цели, содержание, способы, систему средств воспитания и обучения, режим функционирования образовательного учреждения, систему управления образовательным учреждением, формировать систему стимулирующих выплат педагогу за ведение инновационной работы, что сразу сказывается на росте инновационной активности педагогов, расширении спектра направлений инновационной деятельности школы.

Статус городской экспериментальной площадки помогает нашей школе влиться в единое инновационное образовательное пространство нашего города, обеспечивающее интеграцию и взаимодополнение инновационных площадок различных ведомств и служб города.

Глобальные финансовые катаклизмы последних двух лет говорят о том, что мы ещё долго будет существовать в условиях ограниченности ресурсов. Сегодня для выполнения своих уставных задач все стремятся оптимизировать не только внутренние – кадровые, методические, материальные – но и внешние ресурсы, максимально расширить свою профессиональную среду за счёт создания и реализации программ сетевого взаимодействия. Проблема поиска социального партнёра – это не только и не столько вопрос бюджетирования. Это вопрос компетентности. Компетентности управленческих решений, профессионализма специалистов. Сегодня общество и государство предъявляют высокие требования к качеству услуг, современности их номенклатуры. Поэтому как никогда актуальными становятся интеграционные процессы. Взаимовидение. Взаимодействие. Сотрудничество. Мы более не должны специализироваться по наукам, по отраслям, сферам деятельности, но по проблемам.

В ходе эксперимента нами была создана и апробирована модель медико-педагогического партнёрства общеобразовательной школы и Центра профилактики и лечения близорукости «Глазка», обеспечивающая сохранение зрения детей в процессе обучения. Педагогами школы проведена большая работа по выявлению и созданию организационно-педагогических и психолого-педагогических зрениесберегающих условий в процессе обучения; поиску, разработке и апробации новых приёмов и методик зрениесберегающего обучения; просветительству родителей и учащихся гигиене зрения. Многие учителя обобщили накопленные методические наработки по зрениесбережению в процессе обучения до уровня педагогической технологии.

Сотрудничество школы с Центром профилактики и лечения близорукости «Глазка» позволило обеспечить профессиональное офтальмологическое сопровождение образовательного процесса через систематическое отслеживание динамики развития зрения учащихся школы и оказание специализированной офтальмологической помощи детям с нарушениями зрения. Диагностика состояния зрения учащихся экспериментальной группы (угрожаемых по близорукости) в динамике на начало комплексной работы по профилактике близорукости и на конец эксперимента показывает положительные результаты по сохранению зрения и профилактике близорукости учащихся школы:

Результаты психологической диагностики, анализ учебных и внеучебных достижений учащихся говорят о благотворном воздействии нашей совместной работы на улучшение восприятия учебной информации через зрительный канал и зрительной памяти учащихся, на эмоционально-психологическое состояние учащихся, повышение комфортности участников образовательного процесса, что, в конечном итоге, способствует оптимизации процесса обучения, росту качества образования.

Считаем, что созданная школой совместно с Центром профилактики и лечения близорукости «Глазка» модель помощи близоруким детям и угрожаемым по близорукости через школьное образование и семейное воспитание эффективна. Применяемые педагогами технологии и методики зрениесберегающего обучения обеспечивают формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью всех участников образовательного процесса.

Тиражирование созданной модели будет способствовать сохранению зрения детей в Сибирском регионе, расширению их учебных возможностей и углублению на этой основе качества образования. Для этого мало написать отчёт учредителю о положительных результатах своей опытно-экспериментальной деятельности, необходима активная просветительская деятельность учреждения по созданной модели.

Предлагаем Вашему вниманию материалы, представляющие опыт работы педагогов школы по сохранение зрения в процессе обучения.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 51)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела