Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Людмила Леонидовна Баринова,
Почетный работник образования РФ,
заместитель директора по УВР
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 4» Железнодорожного района
г. Новосибирска

Мультипрофильное обучение на Ш ступени в гимназии № 4

Известный немецкий философ середины 19 века Артур Шопенгауэр, говоря о становлении и развитии какой-либо идеи, отмечал, что она, прежде чем получить признание, проходит три стадии. В первой стадии она кажется смешной, во второй – является спорной, в третьей – всем понятной.

Идея о создании в гимназии мультипрофильного обучения прошла все эти стадии. С 1989 года на старшей ступени у нас осуществлялось профильное обучение по трём профильным направлениям: физико-математическому, химико-биологическому, гуманитарному. Все профили предполагали изучение трех предметов на профильном уровне. В нашей гимназии, как и в других лицеях и гимназиях, с введением профильного обучения возникли новые проблемы: появились перегрузки обучающихся; небольшое количество направлений вынуждало детей изучать предметы, определенные учебным планом, что не всегда совпадало с потребностями обучающихся и их родителей. При этом часто происходило так, что выбор одних включал математику и исключал физику; выбор других определял химию, но исключал биологию и т.д. Перечисленные проблемы определили необходимость целенаправленной работы в гимназии, которая в течение 8 лет осуществляется по проекту «Мультипрофильное обучение на III ступени гимназии».

Целью опытно-экспериментальной работы являлась разработка и апробация новой модели управления профильно-индивидуальным обучением в 9-11-х классах. Данная цель не идёт в противовес целям, обозначенным МО РФ в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Суть инициативы мультипрофильного обучения заключается в создании гибкой системы профильного обучения в параллелях 10-11-х классов, обеспечивающей возможность перехода с одного профиля на другой.

Основная идея реорганизации заключается в расширении спектра образовательных услуг, предоставляемых обучающимся в гимназии, и в предоставлении им права самостоятельного набора предметов для их углублённого изучения. Это определяет индивидуальную траекторию развития каждого гимназиста. Первостепенные задачи здесь включают выявление социального заказа выпускников II ступени и их родителей, а затем разработка индивидуальных учебных планов. Профильная дифференциация в организационном аспекте предполагает объединение учащихся в относительно стабильные группы, где учебный процесс идёт по образовательным программам. Последние различаются содержанием, объемом учебного плана и требованиями к уровню обученности школьников.

Первоначальные шаги для изменения деятельности по расширению спектра образовательных услуг в гимназии были сделаны в 2000\01 учебном году. Для этого в течение всего года велась разъяснительная работа среди учащихся и их родителей, а также среди педагогического коллектива по следующей цепочке: методический совет – педагогический совет – заседание кафедр – совещание классных руководителей параллели 9-х классов – общешкольное родительское собрание – классное родительское собрание – классные часы – сбор информации – экзамены – комплектование 10-х классов.

Механизм профилизации построен в рамках модели двухуровневого (базового и профильного) стандарта для старшей ступени гимназии с учетом возможностей кадрового состава, а также наличия авторских и модифицированных программ наших учителей. Выпускникам 9-х классов предлагались профильные предметы на выбор (от 1 до 3-х): математика, экономика, физика, информационные технологии, биология, химия, литература, история, обществознание, английский язык и французский язык.

Учебный план, предлагаемый старшеклассникам, содержит:

Предмет Кол-во часов Ваш выбор
  русский язык и литература 5 или 7  
  английский язык 3 или 6  
  французский язык 0 или 2  
  история 2 или 4  
  обществознание 2 или 3  
  математика 4, 5 или 8  
  физика 2, 5 или 6  
  информатика 2 или 4  
  биология 1, 2 или 5  
  химия 1, 2 или 5  
  экономика 0 или 3  

Кроме этого, спектр образовательных услуг гимназии включает спецкурсы в поддержку профильных предметов: математической логики, комбинаторики, компьютерного дизайна, лабораторной физики, практикума по химии, практикума по анатомии, журналистики, экономики и др.

В результате такой кропотливой работы были созданы индивидуальные учебные планы, которые в 2001 году включали уже 9 направлений, в 2002 году – 11 направлений, а в 2003 году – 12 направлений.C 2004 года по 2009 год количество направлений колеблется от 8 до 10.

Наш опыт показывает, что количество обучающихся на профиле варьирует от 5 человек до 18:

Следует отметить, что анализ индивидуальных планов гимназистов показывает их предпочтения и, как видно из приведенных данных, приоритет остается за математикой и английским языком. В течение последних 2-х лет востребованным стало еще и обществознание.

Основная идея, которая заложена в создании учебных планов, включает овладение системой знаний и умений по профильным предметам; формирование самостоятельного мышления и учебной деятельности, использование методов исследовательской работы. В 2002 году автором данной статьи разработана подпрограмма «Мультипрофильное обучение на III ступени образования в гимназии № 4», которая является частью комплексной программы развития гимназии. Последняя прошла экспертизу в 2003 году на уровне ОблОНО, и наша гимназия получила статус «Областной экспериментальной площадки» (научный руководитель опытно-экспериментальной работы Додонова Л.П., к.б.н., преподаватель НГПУ).

Проект «Мультипрофильное обучение на III ступени гимназии» предполагал реализацию в три этапа.

Подготовительный этап (2001-2002, 2002-2003 уч. гг.) включал исследовательские, организационные и другие работы по введению мультипрофильного обучения на III ступени гимназии.

Основной этап (2003-2004, 2004-2005 уч. гг.) содержал анализ и корректировку деятельности с учетом достигнутых на первом этапе результатов, в частности, корректировку индивидуальных учебных планов, учебных программ по профильным предметам с учётом рекомендаций МО РФ.

Заключительный этап (2005-2006 уч. г.) включал анализ и корректировку деятельности II этапа, решение задач экспериментов в полном объёме, обобщение опыта, создание методических разработок и их публикацию. С 2007 года реализация данного проекта осуществляется методами педагогического эксперимента, всем спектром методов обучения, методами диагностики и анкетирования, педагогического наблюдения, мониторингом и рейтинговым работами.

Схема организации мультипрофильного обучения на III

Для осознанного выбора учащимися профильного направления уже с 8 класса в гимназии осуществляется предпрофильная подготовка, которая представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 8-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования. К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации (например «Фестиваль профессий») и психолого-педагогической диагностике учащихся 9-х классов, их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» и т.п. Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом. Ниже представлена схема предпрофильной подготовки.

Предпрофильная подготовка

Краткие результаты экспериментальной деятельности в гимназии № 4 следующие:

  1. Разработан и используется в течение ряда лет пакет документов по организации профильных групп – классов.
  2. Создан и реализуется механизм комплектования профильных групп III ступени на основе локального акта « Положение о комплектовании 10-х профильных групп-классов».
  3. Разработана и используется в гимназии инструкция для учителей «Работа с классным журналом в профильных группах».
  4. Разработаны учебные планы гимназии по 12-ти профилям с учётом ФБУП-2004 г.
  5. Разработаны и используются в течение 3-х последних лет рабочие программы по профильным предметам.
  6. Разработано внеклассное мероприятие «Фестиваль профессий».
  7. Разработаны и реализуются в течение 3-х лет рабочие программы по предпрофильной подготовке в 9-х классах.
  8. Постоянно обновляется и используется в работе с родителями и учителями база данных уровня обученности старших школьников.
  9. Результаты мультипрофильного обучения следующие: 2005\2006, 2006\2007, 2007/2008 уч. годах – 98%, 2008/2009 уч. год – 100% выпускников 11-х классов продолжили обучение в ВУЗах по выбранному профилю.

В течение отчётного периода педагоги, администрация гимназии неоднократно делились опытом своей работы на разного уровня семинарах, круглых столах и т.д. Научный руководитель экспериментальной площадки к.б.н., профессор НГПУ Додонова Л.П. представляла опыт работы гимназии на всероссийских и международных конференциях в городах Москве, Челябинске, Томске, Новосибирске и др.

В заключение следует заметить, что реализация проекта мультипрофильного обучения в гимназии претерпевает ежегодные изменения и корректируется с учётом как возможностей педагогического коллектива, потребностей школьников и их родителей, так и регламента и регулирования с учётом современных документов МО РФ.

Список используемой литературы

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. (Приказ МО РФ № 2783 от 18.07.02).
  2. Дорофеев Г.В. и др. Дифференциация в обучении математики. // Математика в школе. – М., 1999. – № 4.
  3. Киселев А. Ф. Эксперимент: Профильное обучение МО РФ – 2001.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела