Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Зинаида Ивановна Слободчикова,
заместитель директора
МБОУ ДОД «ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

«Дорогу осилит идущий»

(Из опыта экспериментальной деятельности Дома детского творчества «Кировский»)

Приказом управления образованием мэрии г. Новосибирска № 413 от 24.05.2005 года муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей Дому детского творчества «Кировский» был присвоен статус городской экспериментальной площадки по теме: «Стимулирование инновационной деятельности педагогов дополнительного образования через обучение основам теории и практики управленческой деятельности».

Значимым средством создания общей системы педагогических ценностей, единого воспитательно-образовательного пространства в рамках Дома творчества является организация коллективной внутриучрежденческой деятельности по разработке перспективных программ развития учреждения, их методического, нормативного, ресурсного обеспечения и общественной поддержки, поэтому развитие инновационных процессов в нашем учреждении мы связали со знанием управленческой деятельности педагогов. При построении организационной структуры управляющей системы сочетается более или менее жёсткая линейно-функциональная оргструктура управления педагогическим коллективом, где связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией, и координацией с элементами гибкой, подвижной матричной структурой управления развитием учреждения, при которой, кроме стабильных органов, создаются и временные творческие группы для решения разовых задач, которые самораспускаются после их решения.

При этом педагог предстаёт как управленец трижды:

– управляет детским коллективом,

– управляет своей собственной педагогической деятельностью (саморазвитием, введением инноваций),

– входит в коллективное соуправление развитием учреждения.

Следовательно, назревает необходимость в ликвидации управленческой безграмотности педагогов.

Обучение всех педагогов учреждения классической теории управления не представляется возможным в виду отсутствия подобной курсовой подготовки для рядовых педагогов дополнительного образования. Поэтому нами была разработана программа на основе курса «Достаточно общая теория управления», разработанного учеными Санкт-Петербурга1, и вычитана педагогам на лекциях, семинарах, тренингах, практических занятиях.

Теория управления названа «достаточно общей», а не просто «общей», потому что предложенный курс «Достаточно общая теория управления» под редакцией В.И. Зубкова достаточен для того, чтобы с введёнными в нём понятийными категориями однозначно связать объективные разнокачественности, свойственные всякой отрасли деятельности. Соответственно, это позволяет развернуть частную прикладную теорию управления, а на её основе – управленческую практику во всякой отрасли деятельности, в том числе и в образовании. Освоение элементов достаточно общей теории управления убыстряется во времени в связи с терминологической близостью педагогам понятийного аппарата. Это позволяет достигнуть наибольшей эффективности управления в более короткие сроки.

В 2005 году Городской центр развития образования предоставил возможность учреждениям дополнительного образования присоединиться к экспериментальной деятельности города, и мы подали заявку на открытие экспериментальной площадки в нашем учреждении, чтобы сплотить коллектив вокруг решения поставленной проблемы. Основной целью эксперимента было заявлено повышение качества оказания дополнительных образовательных услуг для детей в МОУ ДОД ДДТ «Кировский».

В ходе реализации эксперимента были получены следующие результаты:

– разработана и апробирована технология повышения профессиональной компетенции педагогов и вовлечения их в инновационную деятельность;

– повысилась профессиональная компетентность педагогов учреждения;

– повысилось качество образовательных программ через включение в их содержание инновационных компонентов;

– была оптимизирована организационно-управленческая структура учреждения.

Администрация ДДТ «Кировский» совместно с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры НГПУ Кошман Н.В. провела исследования профессиональной компетентности в области управления у педагогов дополнительного образования, работающих в Доме творчества, и выявила, что у них недостаточно сформированы эти навыки. Педагоги испытывали серьёзные затруднения в таких вопросах, как: умение анализировать деятельность, планировать деятельность, управлять собственной деятельностью и деятельностью детей, входить в соуправление коллективным процессом, выбирать формы и методы деятельности, составлять рабочую программу и т.д. Поэтому возникла необходимость обучить педагогов основам управленческой деятельности, которая будет способствовать развитию инновационных процессов, что позволит не только оптимизировать управленческую структуру учреждения, но и более эффективно использовать собственные ресурсы.

Была разработана программа, направленная не только на расширение объёма знаний педагогов в области управления, но и, главным образом, на развитие практических умений, таких, как: управлять своей собственной деятельностью, взаимодействовать с коллегами, родителями, обучающимися, окружающим социумом. Содержание образовательного процесса соответствовало профессиональным потребностям и запросам педагогов дополнительного образования по вышеперечисленным проблемам.

Программа включала три блока:

– «Подготовка педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности» (8 часов);

– «Инновационная деятельность педагогов дополнительного образования» (22 часа);

– «Достаточно общая теория управления» (36 часов).

Подготовку педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности осуществляла к.п.н., доцент НГПУ Кошман Н.В. В процессе обучения пришлось преодолевать многие поведенческие стереотипы у педагогов учреждения, а именно: убеждённость в том, что «всё, что я делаю, я делаю правильно», что «обучать меня не надо», что «все затруднения у педагогов – это выдумка администрации». Также в ходе работы было выявлено, что не все педагоги могут работать в команде, принимать чужую точку зрения относительно их деятельности; у отдельных педагогов, имеющих большой опыт работы в учреждении, обнаружили заниженную самооценку, или, наоборот, завышенное представление о себе, об учреждении. Но в целом, диагностика на начальном этапе показала, что педагоги готовы к экспериментальной работе, инновациям.

По вопросам инновационной деятельности в области образования педагогов учреждения познакомил к.п.н., доцент НГПУ Б.А. Дейч. На занятиях педагоги разрабатывали и апробировали технологии инновационной деятельности в программно-методическом обеспечении, в формах, методах и приёмах работы, диагностике результатов.

По достаточно общей теории управления занятия вела аспирант НИПКиПРО И.Ю. Буторина. Педагоги осваивали навыки управления своей собственной деятельностью, детским коллективом, учились навыкам вхождения в соуправление коллективом.

Основой обучения стал личностно-ориентированный подход с применением интерактивных форм обучения: лекций, тренингов, игрового моделирования, экспертизы своей собственной деятельности. Таким образом, весь процесс был направлен на развитие управленческой рефлексии. Педагоги моделировали ситуации, помогающие решению реальных проблем, развитию межличностных отношений. Значимым фактором для педагогов было то, что при проведении практических занятий использовался уже накопленный ими опыт, который был проанализирован с точки зрения управленческих знаний, умений и навыков.

В процессе обучения проводился мониторинг хода эксперимента. При разработке программы экспериментальной деятельности были разработаны показатели и критерии оценки результатов. Педагогам были предложены анкеты по самооценке, по уровню готовности педагогов к учебно-воспитательной работе, оценивался уровень творческого потенциала личности, творческий, деловой и нравственный климат в коллективе. Также свой опыт работы по освоению управленческими навыками и инновационными формами работы мы представляли на стажёрских площадках разного уровня: для директоров УДОД, заместителей директоров по УВР и УМР, руководителей структурных подразделений учреждений, педагогов дополнительного образования городов Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Томска.

По завершении городской экспериментальной площадки в учреждении состоялся педагогический совет, на котором были подведены итоги работы: работа педагогического коллектива по реализации экспериментальной площадки «Стимулирование инновационной деятельности педагогов дополнительного образования через обучение основам теории и практики управленческой деятельности» была признана удовлетворительной.

Учитывая пожелания педагогов «ДДТ «Кировский» о дальнейшем обучение, повышении квалификации, группой педагогов Дома творчества был разработан курс «Мастерская образовательных технологий», основанный на опыте, приобретённом педагогами в процессе освоения инновационных форм, методов и способов работы.

Одним из достижений в процессе деятельности экспериментальной площадки педагогического коллектива является создание новой Программы развития ДДТ «Кировский» на 2006-2010 гг. Инновационным направлением при разработке Программы стал проектно-программный метод, ориентированный на реализацию комплекса проектов, созданных педагогами Дома творчества, в рамках единой программы. Проекты были направлены на реализацию Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в конкретном учреждении (в Доме детского творчества «Кировский»):

– проект развития инновационной деятельности «Модули творчества»;

– проект «Ресурсный центр»;

– проект «Информатека»;

– проект «ДОКА»;

– проект «Эксперт»;

– проект «Дом, где нас ждут»;

– проект «Альтаир»;

– проект «Социальное партнёрство».

Все проекты направлены на решение следующих проблем учреждения:

– ситуационно-системного подхода к решению конкретных задач развития;

– качественного и количественного решения конкретных задач развития учреждения и отражение их в целях и результатах проектов по управлению в инновационной деятельности;

– сбалансирование ресурсов, необходимых для развития;

– координации эффективного управления в развитии учреждения.

В 2007 году Программа развития учреждения была отмечена малой золотой медалью УЧСИБа.

Результаты повышения профессиональной компетенции педагогов и учреждения представлены следующими данными:

– МОУ ДОД ДДТ «Кировский» – лауреат Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования, посвященного 90-летию государственной системы образования, 2008 г.;

– 27 педагогов представили свой опыт работы и получили сертификаты Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» издательства «Первое сентября»;

– 16 педагогов награждены дипломами за участие в городских открытых педагогических чтениях;

– 80 педагогов Дома творчества провели мастер-классы для педагогов УДОД и школ (от районного до всероссийского уровня);

– 37 педагогов имеют дипломы регионального конкурса УЧСИБа ВЦ «Сибирская ярмарка» «Так зажигают звезды»;

– Мазно Г.С. награждена Золотой медалью УЧСИБа ВЦ «Сибирская ярмарка» за уникальность проекта «Весёлые занимашки для больших и маленьких неумех»;

– Ситникова Е.Д. награждена дипломом конкурса «Золотая медаль» УЧСИБа ВЦ «Сибирскоая ярмарка» – 2008 «Так зажигают звезды» за проект «Кудрявые стружки – нескучные игрушки».

Повысилось качество программ дополнительного образования за счёт включения в их содержание инновационных компонентов: 42 педагога используют в своей работе проектную деятельность, 7 педагогов – проектно-поисковую деятельность, более 50-ти педагогов – здоровьесберегающие технологии, 13 педагогов – коллективный способ обучения. У большинства педагогов в основе образовательных программ лежит развивающее обучение. Также педагоги в своей работе стали использовать инновационные компоненты:

– новые, нетрадиционные для дополнительного образования, виды деятельности (коллективный способ обучения детей по Ривину);

– новые подходы в управлении своей деятельностью;

– инновационные формы, методы и приёмы работы;

– инновационные подходы к постановке цели и задач деятельности;

– новое содержание материала в рамках программы педагога;

– инновационные способы диагностики результатов деятельности.

Результатами, подтверждающими повышение качества программ дополнительного образования, являются:

– Диплом Лауреата I степени и сертификат областного этапа Всероссийского конкурса авторских образовательных, посвященного 90-летию системы дополнительного образования детей – Петрова О.В. – руководитель фольклорной студии;

– Диплом Лауреата I степени и сертификат областного этапа Всероссийского конкурса авторских образовательных программ, посвященного 90-летию системы дополнительного образования детей – Беспрозванная Г.П. – руководитель клуба «Подросток и закон»;

– Диплом II степени Областного конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям – 2009» – Рудакова И.Н. – руководитель театральной студии «Перевёртыши».

В программно-методическом обеспечении произошли значительные изменения:

– по типу образовательных программ: увеличилась доля авторских программ – с 12 до 17, стабильно сохраняется высокая доля модифицированных программ – 86;

– по уровням реализации программ: увеличилась доля программ, реализующихся на уровне среднего (полного) образования – с 32% до 39%, стабильным остаётся доля программ, реализующихся на уровне основного общего образования – 38-40%, увеличилась доля программ, реализующихся на уровне начального образования за счёт программ, реализующихся на уровне дошкольного образования;

– по срокам реализации программ: доля образовательных программ по срокам реализации от 1 до 3 лет увеличилась до 49%, от 3 и более лет увеличилась до 38%.

Участие педагогов в инновационной деятельности способствовало увеличению числа педагогов, повысивших квалификационную категорию.

В соответствии с требованиями высокой оперативности принятия решений в единой системе жизнедеятельности учреждения возникла необходимость совершенствования организационной структуры учреждения. В структуре управления учреждением появились новые формы, а именно: Научно-методический совет, Совет учреждения и творческие микрогруппы (временные творческие и научно-исследовательские коллективы, экспертные советы, творческие лаборатории, именуемые «Модулями творчества»).

Совершенствование организационной структуры учреждения способствовало достижению более высокого уровня коллективного осознания проблем, реально стоящих перед коллективом учреждения, и активному вовлечению педагогического коллектива в соуправление, выявлению и ломки сложившихся стереотипов мышления участников образовательного процесса, готовности отказаться от своих заблуждений, корпоративных и личных амбиций. Это привело к возникновению конкретных педагогических инициатив, идущих не от администрации Дома творчества, а от педагогов, обучающихся и их родителей. Произошёл отказ от управления «по примеру», цели деятельности стали формироваться на основе ранее выявленных проблем образовательного процесса с учетом мнения и интересов всех или большинства педагогов учреждения.

В процессе выявления проблем, поиска и обсуждения перспективных социально-педагогических идей установились деловые демократичные и доброжелательные отношения между педагогами и администрацией. Это, в свою очередь, способствовало формированию коллектива единомышленников, активно участвующих в образовательном процессе. Таким образом, экспериментальная площадка способствовала повышению качества оказания дополнительных образовательных услуг для детей в ДДТ «Кировский».

О качестве образовательных услуг в работе учреждения свидетельствуют следующие результаты:

– увеличился контингент обучающихся с 4950 до 5337человек;

– увеличилось количество обучающихся второго и третьего годов обучения;

– показатели творческих достижений обучающихся разного уровня стабильно высокие;

– направления деятельности соответствуют социальному запросу, самыми востребованными являются художественно-эстетическое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное.

В связи с введением в образовательную деятельность учреждения новых направлений изменился и подход к целевой аудитории обучающихся, наметилась положительная тенденция в увеличении количества обучающихся 8-11 классов: появились объединения, деятельность которых направлена на удовлетворение интересов этой возрастной группы («Интернет-клуб», «Компьютерные технологии», КВН «ЗАО», НОУ, «Школа демиургов», детские общественные организации, объединения предпрофильной и профильной направленности).

Увеличился охват учащихся Кировского района Домом творчества с 31,7% до 34% . Это значительный результат на уровне района, так как есть ещё шесть учреждений дополнительного образования детей.

Экспертная комиссия по аттестации и государственной аккредитации в октябре 2007 года установила, что деятельность МОУДОД ДДТ «Кировский» соответствует Закону «Об образовании», требованиям, предъявляемым к ОУ ДОД, а именно:

– основной реализуемой образовательной программой ДДТ «Кировский» является дополнительная образовательная программа;

– полнота реализации дополнительных образовательных программ составляет 96%;

– методическое обеспечение образовательного процесса соответствует научно-методическому уровню;

– аккредитационные показатели соответствуют заявленной высшей категории.

Курс «Достаточно общая теория управления» читается студентам факультета прикладной математики — процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета, начиная с 1997 года, по инициативе член-корреспондента Академии наук СССР Владимира Ивановича  Зубкова.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела